Доклад на ШМО "Развитие и изучение мыслительной деятельности учащихся 2 класса на уроках математики" (система Л.В.Занкова)
статья (2 класс) на тему

Кузьминова Елена Владимировна

Одним из важнейших условий построения обучения, которое способствует развитию мыслительной деятельности школьников на уроках математики, является пробуждение их самостоятельной мысли.

В данной статье учитель делится своими методическими наработками , как на уроках математики  с целью развития мышления использует более трудные ( по сравнению с обычными) вопросы и задания на всех этапах обучения: при введении нового материала, закреплении и повторении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_razvitie_i_.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ лицей № 104

г. Минеральные Воды

ДОКЛАД

«РАЗВИТИЕ И ИЗУЧЕНИЕ

МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 2

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Система Л.В. Занкова

Учитель начальных классов

Кузьминова Е.В.

Развитие и изучение

мыслительной деятельности учащихся 2 класса

на уроках математики.

Система Л.В. Занкова

        Одним из важнейших условий построения обучения, которое способствует развитию мыслительной деятельности школьников на уроках математики, является пробуждение их самостоятельной мысли.

С целью развития мышления учеников я использую более трудные (по сравнению с обычными) вопросы и задания на всех этапах обучения: при введении нового материала, закреплении и повторении.

Я составляю такие задания на сравнение группировку, которые требуют от учащихся хотя бы небольшого самостоятельного поиска, включают элементы проблемности, будят их мысль. Отвечая на вопросы, дополняя друг друга, высказывая свое согласие или несогласие, ученики знакомятся с новым материалом, в то же время они продвигаются и в мыслительной деятельности. Я не спешу высказывать мнение, какой ответ является наиболее правильным и полным, а побуждаю высказываться всех желающих, особое внимание уделяя слабым ученикам. С них и начинаю опрос, стараюсь одобрить, поддержать, похвалить за попытку высказывать свою точку зрения.

На уроке во II классе по теме «Различные способы обозначения времени» я предлагаю задание на группировку.

На доске записаны равенства.

9 + 8 = 5

11 - 7 = 4

12 + 7 = 19

8 + 8 = 4

9 - 6 = 3

10 + 5 = 3

8 - 4 = 4

12 - 5 = 7

8 + 6 = 2

11 + 5 = 16

Ученики должны: а) прочитать равенства; б) распределить их на две группы; в) выписать каждую группу в отдельный столбик, г.) постараться найти несколько решений.

Ученикам, которые не могут справиться с заданием по этой инструкции, я даю специальные карточки с более подробными инструкциями, предполагающими разные меры помощи.

При такой организации все ученики класса, даже самые слабые, справляются с заданием.

После самостоятельного выполнения задания я провожу коллективное обсуждение, на котором выявляю, сколько и каких решений нашли ученики, начиная опрос с более слабых учащихся, которые обычно могут найти только один способ классфикации равенств. Таким образом, в работу вовлечены все ученики, а то, что группировка возможна разными способами, открывает простор для их мысли.

В ходе проверки приходим к выводу, что задание имеет 4 способа решения.

  1. В зависимости от того, какое выполнялось арифметическое действие (сложение, вычитание).

9 + 8 = 5

10 + 5 = 3

12 + 7 = 19

9 - 6 = 3

8 + 8 = 4

11 - 7 = 4

11 + 5 = 16

12 - 5 = 7

12 + 7 = 19

8 - 4 = 4

8 + 6 = 2

  1. В зависимости от того, был ли переход через десяток в ходе вычислений.

9 + 8 = 5

9 - 6 = 3

11 - 7 = 4

12 + 7 = 19

8 + 8 = 4

11 + 5 = 16

8 + 6 = 2

8 - 4 = 4

12 - 5 = 7

10 + 5 = 3

  1. В зависимости от того, являются ли двузначные числа компонентами равенств.

9 + 8 = 5

12 + 7 = 19

9 — 6 = 3

11 - 7 = 4

8 + 8 = 4

10 + 5 = 3

8 - 4 = 4

12 — 5 = 7

8 + 6 = 2

11 + 5 = 16

  1. В зависимости от того, является ли равенство верным или нет.

12 + 7 = 19

12 - 5 = 7

11 + 5 = 16

9 + 8 = 5

9 - 6 = 3

8 + 8 = 4

11 - 7 = 4

8 + 6 = 2

8 - 4 = 4

10 + 5 = 3

Следующее задание направлено на введение нового материала путем самостоятельного поиска. В нем использован метод «слоеного пирога», когда на знания (в данном случае это умение делить равенства на верные и неверные) накладывается незнание (в данном случае это использование различных названий для обозначения одного и того же времени и приобретение умения понимать и пользоваться такими обозначениями).

Учитель (У.)- Как вы считаете, является ли равенство 8 + 5 = 1 верным и почему?

Дети (Д.). Так как 8 + 5 = 13, а не 1, то равенство неверное.

У. А я считаю, что это равенство можно назвать верным. Конечно, с точки зрения математики мое утверждение — полный абсурд, но давайте попробуем вместе раскрыть секрет и выяснить, в какой ситуации данное равенство может стать верным, когда возможно, что 8 + 5 = 1, а значит, 13 = 1. Дорогу нашему открытию укажет Алиса из книги Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье». Когда мы открываем эту книгу, то сразу же попадаем в мир чудес, где время может двигаться вперед, назад или стоять на месте. Как же можно назвать такое время?

Д. Сказочным, волшебным.

У. Сегодня утром вы проснулись, встали и пришли в школу. Когда начался урок? Какое время показывали часы?

Д. Часы показывали восемь часов утра.

У. Это сказочное время или настоящее?

Д. Настоящее.

У. Сегодня мы попробуем разгадать тайну настоящего времени. Урок начался в восемь часов утра. Какое время будут показывать часы через четыре часа?

Для ответа на вопрос ученики используют модель часов, которую каждый ребенок изготовил на уроке технологии.

Д. Двенадцать часов.

У. Правильно. Запишите равенство, при помощи которого вы нашли ответ.

Д. 8 + 4 = 12.

У. Это верное равенство?

Д. Да.

У. Правильно. Подумайте над тем, кое время будут показывать часы через пять часов после начала урока?

Д. Тринадцать часов.

У. Составьте равенство, которое помогло вам дать ответ.

Д. 8 + 5 = 13.

У. А теперь проверьте свой ответ при помощи модели часов. Какое равенство  можно составить на «языке часов»?

Используя модель часов, школьники приходят к выводу, что 8 + 5 = 1.

У. Проверьте все неверные равенства, которые вы нашли в первом задании, помощи модели часов и подумайте, будут ли они верными на «языке часов».

Дети проверяют на модели часом равенства 9 + 8 = 5, 8 + 8 = 4, 8 + 6 = 2, 10 + 5 = 3  и делают вывод, что на «языке часов» данные равенства становятся верными.

Таким образом, путем самостоятельного поиска школьники раскрыли секрет и установили, что одно и то же время можно назвать по-разному, что 5 часов вечер это 17 часов, 4 часа дня — это 16 часов, 3 часа — это 15 часов и т.д.

По ходу урока я провожу анализ выполненных работ не только с целью выявления уровня развития учащихся (кто на каком уровне трудности выполнил то или иное задание) и оценки результативности, но и с целью установления дальнейшего продвижения учащихся в их развитии.

В ходе урока я фиксирую в специальной тетради — дневнике результаты наиболее важных наблюдений; уровень выполнения учеником того или иного задания; высказывания ребенка; интересный ход мысли, какие-то ростки умения наблюдать, paссуждать, делать выводы. Эти записи помог следить за развитием каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Активизация мыслительной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики"

Статья содержит виды работ по активизации мыслительной деятельности учеников на уроках математики....

Доклад на тему "Пути активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики"

Я считаю, что каждый учитель должен  что-то изобретать,пробовать, совершенствоваться. Я хочу добиться эффективности обучения на каждом уроке. А для этого нужно внедрять новые прогрессивные формы ...

Доклад "Роль коррекционно-развивающих игр на уроках математики в развитии речевой и мыслительной деятельности учащихся"

Роль коррекционно-развивающих игр на уроках математики в развитии речевой и мыслительной деятельности учащихся...

Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ Арсеньевская СОШ Калининой Маргариты Алексеевны по теме "Методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках"

В своем публичном представлении опыта работы по теме самообразования я попыталась рассказать (поделиться) о методах, применяемых мною в профессиональной деятельности, для активизации мыслительной рабо...

Доклад на тему:"Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках в начальной школе ."

Доклад на тему:«Методы, формы организации деятельности учащихся и средства»...

Эффективные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики.

В настоящее время большое значение приобретает поиск наиболее эффективных путей обучения, повышения качества знаний в школе. Без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание по...