Доклад на тему "Пути активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики"
статья по математике на тему

Чарквиани Юлия Тамазиевна

Я считаю, что каждый учитель должен  что-то изобретать,пробовать, совершенствоваться. Я хочу добиться эффективности обучения на каждом уроке. А для этого нужно внедрять новые прогрессивные формы и методы обучения, не стоять на одном месте, а что-то искать.

Считаю,что можно научить любого ребенка, независимо от того, с каким уровнем знаний он пришел в первый класс. Все дети, если у них нет какихлибо патологических отклонениий, могут продвигаться в своем развитии.

А для этого нужна продуманная система активизации мыслительной деятельности школьников, умение вовлечь в нее каждого ребенка. Учителю нужно знать не только педагогику, но и хорошо ориентироваться в психологии раннего школьника.

Учителю надо глубоко вникнуть в индивидуальность и внутренний мир каждого ребенка, уметь поставить себя на место ученика, предвидеть возможные его трудности, проявить терпение, подбодрить и успокоить тех, кто чувствует себя неуверенно.

Надо не только сформулировать у детей умения и нываки, предусмотренные программой, но и раскрыть способности каждого, развить у них желание, умение учиться, помочь ощутить радость познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Пути активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики»

Выполнила учитель начальных классов Чарквиани Ю.Т.


Пути активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики.

«…Ни один наставник не должен забывать,

что его главнейшая обязанность состоит

в приучении воспитанников к умственному

труду  и что эта обязанность более чем

важна, нежели передача самого предмета».

К.Д.Ушинский

   Можно ли вызвать удивление и жгучее любопытство на лицах младших школьников во время занятий по математике? Можно ли наблюдать вспышку неподдельной радости в глазах, выражениях лиц детей, когда у последних вдруг зарождается догадка, забьется живая, рвущаяся наружу мысль и они с нетерпение начинают тянуть руку, подпрыгивать на месте, желая поскорее ответить на «коварный» вопрос учителя? Можно ли вызвать у младших школьников настолько больший интерес к занятиям математикой, что они, встречая учителя, неоднократно обращаются к нему с одним и тем же вопросом: «Когда же у нас будет еще такое занятие?», - и ждут его, предвкушая это занятие, как своеобразный праздник.

   Такие моменты, когда учитель сумел вызвать окрыленность и неподдельный интерес к предмету, являются поистине счастливыми для него. Из них и складывается радость педагогического труда.

   Математика воспитывает у учащихся диалектический характер мышления, понимание причинных связей между явлениями окружающей деятельности. Математика развивает познавательные способности учащихся: восприятие предметов и их внешних свойств, обеспечивает продуктивное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами. Основа развития познавательных способностей детей – целенаправленное развитие познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте выделяются: внимание, воображение, память и мышление.

   Таким образом, мышление – это развитие познавательной деятельности учащихся. А подбор правильных путей активизации мыслительной деятельности школьников – это развитие самостоятельной мыслящей личности.

   Мышление – это способность человека рассуждать, представляющая собой процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.

  1. Развитие логического мышления учащихся.

   Одна из важнейших задач начального обучения – развития у детей логического мышления. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач ребенок соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает выводы.

   Уметь мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной основы, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Именно в начальной школе закладываются основы доказательного мышления.

А) Игровые и занимательные занятия по математике.

   Интерес к математике в начальных классах поддерживается занимательностью самих задач, вопросов, заданий. Говоря о занимательности, я имею в виду не развлечения детей пустыми забавами, а занимательность содержания математических заданий, либо формы, в которые они облекаются. Педагогически оправданная занимательность имеет целью привлечь внимание детей, усилить его, активизировать их мыслительную деятельность. Занимательность всегда несет элементы остроумия, игрового настроя, праздничности.

   Занимательность служит основой для проникновения в сознание ребенка чувства прекрасного в математике.

Б) Приемы организации устного счета.

   Необходимое условие формирования вычислительных навыков – умение учителя организовывать внимание детей. Особенно важно организовать внимание учащихся в начале урока, так как это во много определяет весь дальнейший его ход. Для организации внимания детей можно использовать различные игры. Например, в первом классе можно провести игру «Заметь все».

   На наборном полотне выставить в один ряд изображения различных предметов (цветы, бабочки, машинки). Открыть занавеску и предложить рассмотреть предметные картинки (10 секунд). Затем закрыть занавеску и предложить детям перечислить предметные картинки в том порядке, в котором они были выставлены на наборном полотне. Игра имеет несколько вариантов: можно заменить предметные картинки геометрическими фигурами.

        

Задаем вопрос: «Какие фигуры изображены? Сколько их? Какого они цвета? В какой последовательности расположены?» Затем учащиеся закрывают глаза, меняем местами первую и последнюю фигуру или убираем какую-нибудь из них и спрашиваем: «Что изменилось?»

   Большое внимание на уроках математике нужно уделять устному счету. Он активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает память, внимание, автоматизирует навык. На устный счет нужно отводить на уроке пять-десять минут. Проводить его можно в форме игры, соревнования или хотя бы привнести элемент занимательности.

В) Организация самостоятельной работы на уроках.

   Математику любят те учащиеся, которые могут самостоятельно решать задачи. Слабые же часто затрудняются при решении задач. Ученик один раз, другой не справился с решением задачи, и ему становится не интересно на уроках математики, появляется безразличие к предмету. А безразличных может и не быть, если дать возможность каждому ученику получить доступное задание. В процессе повторения большое внимание надо уделять самостоятельной работе, самопроверке и взаимопроверке. Например:

Записать ответы по памяти (не считая):

                   1 вариант                                               2 вариант

8+9         5+7         6+4                                      9+9         7+4         6+9

6+8         7+7        3+9                                       7+8         7+6        3+8

9+7        6+9        6+5                                        8+8         8+6        9+7

Проверьте себя! Найдите ответы своих примеров на обложке учебника.

Таким образом можно подготовить каждого ученика к самостоятельному выполнению задания.

Г) Активизация мыслительной деятельности учащихся при изучении нового материала.

   Процесс воспитания самостоятельности мышления школьников – сложный и длительный, поэтому уже в начальной школе целесообразно уделять этому должное внимание. Умение сделать самостоятельный вывод учащимися должно осуществлять на различных этапах обучения, в частности на этапе ознакомления с новым материалом. Для усвоения вычислительных приемов большое значение имеет предварительная подготовка учащихся к восприятию нового материала, поэтому выполняются задания, подготавливающие учеников к восприятию новой темы. Например:

Решите удобным способом:

(40+10) – 7

(60+10) – 4

Способ вычитания обсуждается в процессе фронтальной беседы. Запись решения делает учитель:

(40+10) – 7 = 40+(10 – 7)

(60+10) – 4 = 60+(10 – 4)

После записи решения на доске детям дается задание:

«Найдите, чем похожи суммы в этих примерах?» А получив ответ: «Вторые слагаемые одинаковы – число 10», - дети обводят указанные слагаемые красным мелом. Найдя черты сходства в суммах, можно сделать вывод, что в обоих случаях единицы вычитаются из числа 10. Для проверки понимания можно предложить задание: «Придумай свой пример на это правило». После закрепления, работа над новым  материалом заканчивается небольшой самостоятельной работой, которая составляется из нескольких примеров тренировочного характера. Ее результаты показывают степень усвоения новых знаний. При проведении итога урока сообщаются результаты самостоятельной работы.  Нужно показать типичные ошибки, а ученикам еще раз повторить суть новых вычислений.

   Такие задания создают условия для самостоятельного формулирования выводов учениками, подготавливает учащихся к самостоятельному выполнению домашнего задания.

  1. Развитие пространственного мышления на уроках математики.

   Одна из психологических особенностей детей младшего школьного возраста – преобладание наглядно-образного мышления. И именно на первых этапах обучения математики, когда ребенок познает окружающий мир посредствам ощущений, мы должны начать развитие его пространственного мышления. Большие возможности для развития пространственного мышления дает работа с геометрическим материалом. Работа с геометрическом материалом развивает у детей мышление, сообразительность, творчество, заставляет думать.

  1. Развитие функционального мышления в начальных классах.

   Через понятие функции в математике формулируются реальные диалектические процессы. Знание функциональной зависимости позволяет ответить на разнообразные вопросы. Выполнение различных упражнений, решение задач с функциональным содержание позволяет детям увидеть динамичность явлений реального мира.

   В первых же упражнениях, с которыми встречаются первоклассники, заключена идя функциональной зависимости. Очень важно, чтобы ознакомление с зависимостями не просто носила формальный характер. Ученики очень часто могут правильно отвечать, например, на вопросы: «Как найти цену, если известны количество и стоимость?», - и тем не менее делают ошибки при нахождении действия.

   Значит учащиеся не анализируют условия задачи, не осознают зависимости между величинами, данными в ней.

   Продумывая работу в этом направлении, можно использовать различные приемы, которые помогают детям научиться не только решать задачи, но и осознать различие между величинами, надо проводить подготовительную работу к изучению функциональных зависимостей. В учебнике математики 3 класса есть задачи, в которых имеет место пропорциональная зависимость таких величин, как: цена количества, стоимость, масса предмета, количество предметов, общая масса и т.д. Такая работа позволяет лучше сознать не только смысл действия умножения, но и зависимость между величинами, данными в задаче. Организуя работу с простыми задачами на пропорциональную зависимость, прежде всего нужно использовать приемы, позволяющие учащимся ясно представлять себе ситуацию, данную в задаче, и подставить перед собой вопрос: «Большее или меньшее число он получит?»

   Решение задач способствует воспитанию функционального мышления, с другой стороны, глубокое понимание зависимостей, умение проникать в сущность процессов и изменений помогает учащимся находить различные способы решения задач, выбирать из них наиболее рациональный.

   Таким образом, все виды работ, перечисленные выше, активизируют мыслительную деятельность учащихся. Нельзя заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным математическим заданием, вопросом, задачей путем принуждения. Принуждение может лишь угнетать, а не возбуждать мыслительную деятельность ребенка. Не всегда могут активизировать мысль ученика и словесные просьбы и убеждения. Основным источником побуждения младшего школьника к умственному труду на уроках может прослужить интерес. Поэтому учитель должен искать и находить средства возбуждения интереса детей к тем математическим, логическим заданиям, которые он предлагает в ходе урока. Учитель должен не только дать детям числовую грамотность, но и в первую очередь создать условия для развития и совершенствования всех познавательных процессов у младших школьников, от класса к классу усиливая акцент на развитие их мышления.

   Познавательные процессы служат базой для развития очень важного для жизни, для становления самостоятельно мыслящей личности, - процесса мышления, который является высшей ступенью человеческого познания.


Использованная литература:

  1. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики// Начальная школа. 1993. № 7. С. 53 – 60.
  2. Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1990.
  3. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка. – М.,  1994.
  4. Волкова С.И. «Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики»/ «Начальная школа», №7, 8, 1993.
  5. Боричевская В.И. «Развитие самостоятельности мышления учащихся» / «Начальная школа», №1, 1992.
  6. Гребцова Н.И. «Развитие мышления учащихся»/ «Начальная школа», №11, 1994.
  7. Зак А.З. «Развитие умственных способностей младших школьников» - М.: Просвещение: Владос, 1994.
  8. Ивин А.А. «Искусство правильно мыслить»-М.: Просвещение, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики.

Повышение уровня усвоения и творческой инициативы учащихся на уроках математики....

Выступление «Элементы занимательности важнейшее средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках»

В статье рассматриваются активные эементы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках...

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Приёмы и методы активизации мыслительной деятельности на современном уроке в соответствии тебованиям ФГОС...

Доклад "Роль игры в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики".

Активизация познавательной деятельности учащихся на всех уроках- одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения.    Прочные знания, умения и навыки уча...

Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ Арсеньевская СОШ Калининой Маргариты Алексеевны по теме "Методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках"

В своем публичном представлении опыта работы по теме самообразования я попыталась рассказать (поделиться) о методах, применяемых мною в профессиональной деятельности, для активизации мыслительной рабо...

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе.

Данный материал можно использовать для обсуждения на  МО учителей начальных класов. . Проводя работу по обучению детей младшего школьного возраста, хотелось бы отметить большую роль использования...