Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроке.
материал (3 класс) по теме

Титова Жанна Алексеевна

Приёмы и методы активизации мыслительной деятельности на современном уроке в соответствии тебованиям ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

ф

Организация самостоятельной познавательной деятельности на уроке

        

Сообщение подготовила учитель начальных классов ГБОУ СОШ №490 с углублённым изучением иностранных языков Титова Жанна Алексеевна

 Санкт -Петербург -2014  год

План

  • 1.Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке.
  • 2.Условия, для проявления познавательной деятельности
  • 3.Кредо учителя.
  • 4.Методы обучения.
  • 5.Формы организации деятельности учащихся
  • 6.Формы и методы урока:
  • 7.Внеурочная деятельность
  • 8.Организация работы с учебником
  • 9.Информационные технологии:
  • 10.Эффективное использование МИМИ интерактивных досок  в начальной школе
  • 11.Рекомендации по оформлению слайдов

1.Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке.

Основной функцией учителя является стимулирование познавательных интересов учащихся, помочь им в самостоятельном поиске необходимой информации, в организации собственной деятельности. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке необходимо:

  • совершенствовать системы усвоения учащимися базовых знаний, умений, навыков;
  • развивать мотивацию к учению, познавательных интересов учащихся, стремление к осознанному усвоению учебного материала, участию всех учеников в учебной деятельности;
  • Применять компьютерные технологи в учебном процессе;
  • Проводить развивающие учебные игры и др.
  • Как эффективнее организовать учебно- познавательную деятельность учащихся на уроках?
  • Как создать и поддержать у ученика интерес к познавательной деятельности на уроке?
  • Об активизации познавательной деятельности учащихся на уроке говорил ещё К.Д.Ушинский:

“… не с курьёзами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив – приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает”

К.Д. Ушинский

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Вот почему особое внимание учителя должны уделять использованию методов и приёмов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.

Система работы активизации познавательной деятельности учащихся к учению строится на основных положениях: теории деятельности, теории развития познавательного интереса, теории активизации познавательной деятельности школьника, педагогики коллективных дел.

Желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету. Лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения. Активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.

Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:

  1. привлечение учащихся к целям и задачам урока;
  2. возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;
  3. включение учащихся в интересную для них форму работы.

“ Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, а учение, основанное только на интересе, не даёт возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как всё в учении интересно и необходимо брать силою воли”

К.Д. Ушинский

2.Условия, для проявления познавательной деятельности:

  • создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;
  • создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;
  • включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;
  • использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;
  • использование проблемных ситуаций;
  • практико-ориентированная направленность изучаемого материала.

Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении:

  • формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление;
  • учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам, как коллектива, так и общества в целом.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

3.Кредо учителя:

  • Создать из повседневного - удивительное.
  • О сложном говорить увлекательно, эмоционально.
  • Учить всему кратко, понятно, основательно.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

  • отстаивать свое мнение и принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
  • ставить вопросы своим товарищам и преподавателям, рецензировать ответы одноклассников;
  • заниматься обучением отстающих и объяснять более слабым учащимся непонятные места;
  • самостоятельно выбирать посильное задание и искать варианты решения познавательной задачи;
  • создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий и др.

Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего, повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

4.Методы обучения:

  • самостоятельный поиск необходимой информации;
  • метод проектов;
  • тестирование;
  • овладение разными учащимися разного материала;
  • творческая деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, работа над учебно-исследовательскими проектами и др.
  • эвристическая деятельность: “мозговой штурм”, “мозговая атака”, ТРИЗ и др.;
  • метод инверсии: решение творческой задачи с помощью анализа и синтеза, конкретного и абстрактного;
  • метод эмпатии (метод личной аналогии);
  • проблемное обучение.

На своих уроках учителя должны широко использовать:

5.Формы организации деятельности учащихся

  1. Коллективные
  2. Индивидуальные
  3. Коллективные

6.Формы и методы урока:

  • деловая игра;
  • пресс-конференция;
  • семинар и диспут;
  • урок-аукцион;
  • игра;
  • путешествие;
  • смотр знаний и др.;
  • лабораторная работа;
  • практическая работа;
  • самостоятельная работа;

7.Внеурочная деятельность

Но активности познавательной деятельности, проявленной на уроке, требуется выход и во внеурочные формы работы, поэтому помимо урока играет важную роль организация исследовательской и проектной деятельности учащихся. Одним из путей творческого восприятия современных наук – это систематическая исследовательская и проектная деятельность, позволяющая применять полученные знания на уроке на практике: участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня. Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности и критичности мышления, умения работать с информацией.

В каждой школе необходимо  решать три главные задачи образовательного процесса:

  1. социализации ученика, формирования навыков общения, умения не только добывать знания, но и эффективно их использовать;
  2. формирования определенного уровня компетенции ученика;
  3. подготовка учащихся к участию в реализации замысла, проекта, исследования.

8.Организация работы с учебником

Главная ценность культуры сегодня – читающий ребенок. Открывая книгу, он вместе с тем, открывает свой личностный потенциал. Книга питает его ум и душу. И тогда книга становится пространством для развития личности, формирования лучших человеческих качеств.

Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная память и умственная работоспособность.

При организации работы с учебником учитель формирует умения:

  • делать выписки, составлять конспекты;
  • ставить вопросы к тексту, соотносить текст с вопросами;
  • обобщать, сравнивать, оценивать;
  • выделять непонятные места в тексте;
  • разбираться в причинах их непонимания;
  • пользоваться справочным и другими материалами для разъяснения непонятных мест;
  • определять тип текста;
  • определять основную мысль текста;
  • разбивать текст на микротемы (блок информации);
  • составлять план текста;
  • составлять структурно-логическую схему;
  • составлять тезисы.

Для этого учитель использует следующие компоненты учебника:

  1. текстовые;
  2. внетекстовые;
  3. вопросы-задания;
  4. упражнения, схемы, таблицы, алгоритмы, иллюстрации и др.
  1. репродуктивно-поисковая: составление плана, схемы, конспекта по тексту
  2. сравнительно-аналитическая: составление таблиц, схем, рисунков
  3. творческая : тесты, кроссворды, тексты с ошибками.

Книга – важнейшее средство информационного общения. В учебной книге моделируются жизнь, чувства, мысли и дела, не только отдельной личности, но и всего человечества во всех доступных измерениях времени и пространства:

  • важнейшее средство пропаганды и популяризации знаний;
  • важнейшее средство воспитания и образования, повышения культуры учащихся.

9.Информационные технологии:

Информационные технологии – это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, видео, кино).

Использование продуктов информационных технологий (презентация, интерактивная доска, видеоматериалы, учебный фильм и др.) вызывает особый интерес, ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом.

10.Эффективное использование МИМИ интерактивных досок  в начальной школе

   В каждом ребёнке с детства горит огонёк любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя всё, что ему ещё неизвестно, радуется всем своим новым знаниям и навыкам. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное – продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться всё его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Решая проблему информатизации школы, нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь – сегодня эти традиционные инструменты предстают в новом исполнении – интерактивная доска. Педагогические возможности электронной доски как средства обучения на много превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.

Применение интерактивной доски позволяет учителю намного эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовывать групповую работу и создавать собственные инновационные разработки, при этом не нарушая привычный ритм и стиль работы.

 Работа с интерактивной доской делает уроки сказкой! Для учителей обучение детей никогда ещё не становилось таким привлекательным и захватывающим. Интерактивные средства вдохновляют и призывают детей младшего школьного возраста к стремлению овладеть новыми знаниями, помогают достичь целей обучения. Высокое разрешение цветных изображений на экране привлекает детей, помогает учителю «оживить» урок. Наглядные материалы в форме взаимосвязанных картинок, видеофрагменты, интерактивные уроки «Кирилла и Мефодия», возможность передвигать выделенные объекты – обеспечивают всеобщее внимание.

Использование интерактивной доски позволяет сделать уроки ярче, информативнее и увлекательнее. Действия, происходящие на доске, буквально завораживают малышей, и даже отстающие ученики не отвлекаются на таких уроках. Интерактивная доска на уроке – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учёбы особенно ценна для работы с детьми с рассеянным вниманием, она целиком увлекает их. Все ученики класса уделяют больше внимания объяснениям учителя, доска достаточно велика, чтобы видели её все. Применение интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения на разных этапах урока. Интерактивные доски позволяют ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс, это гораздо более доходчивый способ преподавания. Все учащиеся, вне зависимости от успеваемости, с появлением интерактивной доски начали проявлять активность на уроках. Ответы учеников перед интерактивной доской позволяют учителю наладить с классом действенную обратную связь.

Электронная доска помогает ребятам преодолеть психологический барьер, неосознанный страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. Работая с доской, учащиеся легко и уверенно раскрывают свои способности, яркие стороны характера. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся доступными и увлекательными. За счёт большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Как говорят дети: «Интерактивная доска – это класс!» Трудно описать все её достоинства. Учебный процесс происходит достаточно легко, интересно и весело. Детям нравится работать на уроке, им легко и интересно – это самое главное!

Родители утверждают, что образовательный процесс стал более весёлым, интересным и увлекательным. Дети с радостью идут в школу. Интерактивная доска даёт возможность использовать более широкий диапазон визуальных средств  при изучении материала, поэтому преподносимый учителем материал становится более понятным для учеников. Нельзя категорически заявить, что результаты всех учеников улучшаются с использованием на уроке интерактивной доски, но большинство учеников становится более заинтересовано и более мотивировано на уроке, быстрее запоминает материал.

Важно понять, что интерактивная доска – не волшебная палочка, которая сама решает все проблемы на уроке и делает занятия интересными и увлекательными. Также не стоит думать, что интерактивная доска должна использоваться на каждом уроке или на каждом этапе урока. Как и с любым другим ресурсом, наибольшего эффекта от использования интерактивной доски можно достичь только тогда, когда она используется соответственно поставленным на уроке задачам. Учителя должны грамотно овладеть программным обеспечением, идущим вместе с интерактивной доской или приставкой Mimio, использовать его потенциал при подготовке к уроку.

11.Рекомендации по оформлению слайдов

Хочется поделиться рекомендациями по оформлению слайдов, предназначенных для работы на интерактивной доске:

  1. Фон слайдов не должен быть слишком ярким.
  2. Изображение в слайдах должны быть высокого качества, не допускается использования нечётких или размытых иллюстраций.
  3. Изображения должны быть достаточно крупными, позволяющими чётко их видеть с любого места.
  4. На каждом слайде может быть размещено не более 7-9 объектов.
  5. Для успешного усвоения содержания слайда изображение не должно быть перегруженным малосущественными деталями, загромождающими картину и отвлекающими внимание детей от главного.
  6. Необходимо учитывать соразмерность объектов относительно друг друга при одновременном размещении на слайде. Например, лошадь больше овцы.
  7. Смена слайдов должна осуществляться с помощью стилуса или управляющих кнопок.
  8. Общее количество слайдов, демонстрируемых на занятии, должно соответствовать возрастным особенностям учащихся. Например, для учеников начальных классов количество слайдов не должно превышать 8-12.

Работая с интерактивной приставкой Mimio, часто используем интернет ресурсы, которые помогают нам при подготовке уроков:

  • http://www.mimio-edu.ru – «Mimio в России» посвящён использованию интерактивных устройств Mimio в современной системе образования. В разделе «Проекты» можно скачать готовые уроки по школьным предметам предназначенные для Mimio.
  • http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Содержит большое количество интерактивных разработок по предметам школьной программы.
  • http://pedsovet.su – Сообщество взаимопомощи учителей. Раздел «Начальная школа» содержит материалы уроков по предметам.
  • http://www.openclass.ru – Открытый класс. База данных цифровых образовательных ресурсов пользователей.

Подводя итог вышесказанному, хочется сказать, что интерактивная доска – это инструмент в руках педагога такой же, как доска, мел, таблица, и то, как этот инструмент «зазвучит», зависит от творчества педагога, его готовности сделать урок интересным, понятным и запоминающимся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Активизация мыслительной деятельности учащихся начальных классов на уроках математики"

Статья содержит виды работ по активизации мыслительной деятельности учеников на уроках математики....

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики.

Повышение уровня усвоения и творческой инициативы учащихся на уроках математики....

Доклад на тему "Пути активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики"

Я считаю, что каждый учитель должен  что-то изобретать,пробовать, совершенствоваться. Я хочу добиться эффективности обучения на каждом уроке. А для этого нужно внедрять новые прогрессивные формы ...

Выступление «Элементы занимательности важнейшее средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках»

В статье рассматриваются активные эементы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках...

Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ Арсеньевская СОШ Калининой Маргариты Алексеевны по теме "Методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках"

В своем публичном представлении опыта работы по теме самообразования я попыталась рассказать (поделиться) о методах, применяемых мною в профессиональной деятельности, для активизации мыслительной рабо...

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе.

Данный материал можно использовать для обсуждения на  МО учителей начальных класов. . Проводя работу по обучению детей младшего школьного возраста, хотелось бы отметить большую роль использования...