Программа АП
материал на тему

Полякова Жанна Борисовна

Программа АП на 2012-2014 уч.гг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АПРОБАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ ФГОС ООО

  1. Апробационная площадка

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ныробская средняя общеобразовательная школа» Чердынского района, тел. 83424020189; e-mail http://dvoyke.net/

  1. ФИО, должность, место работы авторов программы.

Кардаш Е. К., Полякова Ж.Б., зам. директора по МР

  1. Тема апробационной деятельности

«Технология оценивания образовательных достижений Д.Д. Данилова как механизм развития у учащихся 5 класса контрольно-оценочной самостоятельности в учебной деятельности»

  1. Обоснование актуальности выбранной темы.

В МАОУ «Ныробская СОШ» на основной ступени обучения преобладают традиционные подходы к оценочной деятельности, оставляющие право на оценку только за учителем; как результат -  ученики не обладают развитыми формами рефлексии в деятельности, у них нет потребности в самоконтроле и самооценке, что приводит к невозможности целенаправленного осуществления собственной деятельности, порождает негативное отношение к учению, неуспеваемость.

Проанализировав качественные показатели образовательного процесса за последние годы, мы пришли к выводу, что именно на второй ступени отчетливо прослеживается проблемное поле: снижение мотивации к учебно-познавательной деятельности, отрицательная динамика успеваемости. Считаем, что поэтапное внедрение технологии оценивания образовательных достижений Д.Д. Данилова позволит сформировать у учащихся активную субъектную позицию в учебной деятельности, повысит качество образования.

  1.  Опыт инновационной деятельности по выбранной теме

В школе имеется база для осуществления апробационной деятельности по выбранной теме:

  • опыт работы проблемной группы «Оценочная деятельность учителя» (2006-2008 г.г.): разработаны нормативные документы по организации оценочной деятельности; действует единая оценочная политика в образовательном учреждении;
  • опыт работы муниципальной апробационной площадки по внедрению ФГОС НОО (2009-2010 г.г.): на основе требований ФГОС НОО создана единая система оценки образовательных достижений учащихся в учебной деятельности; разработан локальный акт «Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации. Оценка образовательной деятельности учащихся в начальной школе с позиций стандартов нового поколения»; результаты внутреннего мониторинга показывают положительную динамику формирования оценочной самостоятельности у учащихся 1 ступени (если по итогам 2011/12 уч.г. необходимый уровень владения самооценкой демонстрировали 77% учащихся 1 класса, то через год – до 90% второклассников); опыт работы учителей начальных классов по развитию контрольно-оценочной самостоятельности обобщен и представлен на семинарах и НПК муниципального и регионального уровней.

6. Предмет апробации 

Содержание контрольно-оценочной деятельности и педагогические методы, обеспечивающие формирование действий самоконтроля и самооценки у учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Согласно технологии оценивания образовательных достижений Д. Д. Данилова основными составляющими контрольно-оценочной деятельности являются «развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки; фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований; дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности». Автор описывает технологию в виде правил действия: «что оценивать», «кто оценивает», «когда оценивать», «где фиксировать результаты», «по каким критериям оценивать» - данные алгоритмы предполагается внедрить в практику работы педагогического коллектива школы.

  1. Масштаб апробации: 7 педагогов; параллель 5 –х классов - 46 учащихся; предметы, на которых апробируется стандарт, - математика, литература, английский язык, естествознание.
  2. Ожидаемые результаты апробационной деятельности.

Образовательные результаты:

  • знание учащимися правил, алгоритма самооценки, их практическое применение в сотрудничестве с учителями на уроке и во внеурочной деятельности, умение самостоятельно разрабатывать и дорабатывать критерии оценки (необходимый уровень - 5-6 классы);
  • свободное использование выработанных критериев оценки и самооценки, исходя из цели; умение различить результат и способы действий (повышенный уровень - 5-6 классы);
  • умения и навыки самооценки, развитие отдельных качеств контрольно-оценочной самостоятельности: умения устанавливать уровень учебной задачи, определять степень успешности ее решения, самостоятельно выводить итоговую оценку и отметку (повышенный уровень);
  • в ходе представления проекта умение давать оценку его результатам (повышенный уровень - 5-6 классы);
  • самостоятельное осознание причины своего успеха или неуспеха и нахождение способов выхода из ситуации неуспеха (повышенный уровень - 5-6 классы).

        Методические результат: обретение педагогами школы

  • опыта совместной деятельности с учащимися по формированию умений осуществлять самооценку,
  • опыта работы по формированию у учащихся умений контролировать и оценивать собственную деятельность в урочной и внеурочной деятельности,
  • опыта разработки критериев оценки образовательных результатов.

  1. Система оценивания ожидаемых результатов

Ожидаемые результаты

Способы, механизмы предъявления и оценивания ожидаемых результатов

Знание учащимися правил, алгоритма самооценки, их практическое применение в сотрудничестве с учителями, умение самостоятельно разрабатывать и дорабатывать критерии оценки (необходимый уровень  - 5-6 классы)

Контрольно-оценочная деятельность учащихся на уроке и во внеурочной деятельности в соответствии с технологией оценивания образовательных достижений Д. Д. Данилова.

Таблицы требований по предметам, заполняемые на уроке, занятиях летнего марафона ЗЗ (занимательных задач) «Сами с УСами»  (УС – умения самооценки) сначала учителем, затем в совместной деятельности с учащимися; таблицы образовательных результатов (регулятивные УУД: самооценка), заполняемые на уроке и занятиях летней оздоровительной смены; оценочные листы объективности самооценки, отражающие сравнительный анализ оценок, данных учителем (внешняя оценка), и самооценок учащихся.

Умение свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий (повышенный уровень - 5-6 классы)

Оценка и самооценка на основе критериев  выполнения учебных задач на уроке, компетентностно-ориентированных заданий на занятиях летнего марафона ЗЗ (занимательных задач)  «Сами с УСами»  (УС – умения самооценки).

Таблицы образовательных результатов (регулятивные УУД: самооценка), заполняемые на уроке и занятиях летней оздоровительной смены.

Умения  и навыки самооценки, развитие  отдельных качеств контрольно-оценочной самостоятельности: умения устанавливать уровень учебной задачи, определять степень успешности ее решения, самостоятельно выводить итоговую оценку и отметку  (повышенный уровень)

Разноуровневые учебные задачи на уроках русского языка и литературы, английского языка, математики, природоведения, критерии их оценивания.

Критерии оценивания компетентностно-ориентированных задач на занятиях летней оздоровительной смены по уровням.

Таблицы образовательных результатов (регулятивные УУД: самооценка), заполняемые на уроке и занятиях летней оздоровительной смены.

В ходе представления проекта умение давать оценку его результатам (повышенный уровень - 5-6 классы)

Оценка и самооценка проектов на уроке и во внеурочной деятельности  по совместно выработанным критериям: оценка процесса проектной деятельности, ее продукта, оценка оформления проекта и его защиты.

Таблицы образовательных результатов (регулятивные УУД: самооценка), оценочные листы для оценки проекта по совместно выработанным критериям.

Умение самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха (повышенный уровень - 5-6 классы)

Рефлексия на уроке, внеурочных занятиях.

Таблицы образовательных результатов, сравнительная таблица самооценки и внешней оценки по 3 уровням достижения образовательных результатов.

  1. Перечень ожидаемых продуктов апробационной деятельности
  • Дидактические материалы для учащихся «Критериальное оценивание уровня сформированности ожидаемых результатов» (таблицы требований по предметам на основе технологии оценивания Данилова Д. Д. ОС «Школа 2100», таблицы образовательных результатов (регулятивные УУД: самооценка), составленные педагогами школы), диагностические методики определения объективности самооценки по 3 уровням успешности, предложенные учителями-апробаторами;
  • Контрольно-измерительные материалы: «Банк компетентностно-ориентированных задач для 5 класса» с инструментарием проверки и критериями оценки;
  • Методические материалы: технологические карты уроков формирования самооценки; методические рекомендации по развитию у учащихся умения контролировать и оценивать собственную деятельность; программа летней оздоровительной смены «Марафон занимательных задач (ЗЗ)  «Сами с УСами»  (УС – умения самооценки)»;
  • Описание педагогического и управленческого опыта работы по теме апробационной деятельности.
  1. Описание механизмов взаимодействия с родителями и социальным окружением школы при выстраивании программы апробационной деятельности

Механизм взаимодействия с родителями и социальным окружением: родительские собрания по разъяснению требований ФГОС в области контрольно-оценочной самостоятельности учащихся, по созданию программы совместных действий для формирования и развития у учащихся указанных регулятивных УУД; индивидуальные консультации; публикация апробационных материалов на сайте школы в рубрике «ФГОС ООО», в публичном отчете по итогам года.

  1. Описание научно-методического, методического сопровождения апробационной деятельности школы

МАОУ «Ныробская СОШ» при содействии муниципального органа управления образованием получает регулярные консультации Коротаевой Т. В., старшего научного сотрудника отдела профессионального развития педагогов ГБОУ ДПО «ЦРО ПК».

  1. Аннотация апробационной деятельности

Цель апробационной деятельности - формирование у учащихся контрольно-оценочной самостоятельности, что позволит сделать школьника активным субъектом образовательного процесса, повысить качество образования. Предмет апробации - содержание контрольно-оценочной деятельности и педагогические методы, обеспечивающие формирование действий самоконтроля и самооценки. Механизмом достижения поставленной цели является поэтапное внедрение технологии оценивания образовательных достижений Д.Д. Данилова на ступенях начального и основного общего образования. Формирование и развитие планируемых качеств контрольно-оценочной самостоятельности как на уроке, так и во внеурочной деятельности должно привести к важнейшим образовательным результатам формирования у пятиклассников контрольно-оценочной самостоятельности. Наша школа имеет положительный инновационный опыт работы по выбранной теме. Материалы из опыта деятельности управленческо-педагогической команды планируется разместить на сайте школы, сайте ГБОУ ДПО «ЦРО ПК», представить на семинарах, мастер-классах, НПК.

14.Программа апробационной деятельности на 2 года

Этап

Основные действия

Ожидаемые результаты

Способ оценивания

Продукты

Проекти-ровочный

 Апрель

2012 –

март

2013

I. Создание нормативной базы по введению ФГОС ООО в  экспериментальных классах.

Подготовка кадров к апробационной деятельности: информационно-обучающие и консультативные мероприятия по организационно-методическому обеспечению образовательного процесса в системе «Школа 2100».

Диагностика готовности педагогов к апробационной деятельности.

Формирование системы условий для апробационной деятельности.

Готовность педагогов к апробационной деятельности: освоение технологии Д. Д. Данилова в теории и постепенное введение ее в практику работы.

Экспертиза на уровне ОУ, муниципалитета, региона.

Наблюдение за учащимися и учителем на уроке, во внеурочной деятельности, анализ уроков по формированию оценочной самостоятельности у учащихся, работа с таблицами требований по предметам.

Анкетирование педагогов для выявления уровня владения технологией Д. Д. Данилова.

 -Проект ООП ООО;

- Локальные акты, регламентирующие деятельность  апробационной площадки;  

 

-Модифицированные рабочие программы по предметам 5 класса, предусмотренным учебным планом;

-Анкета для педагогов, отражающая уровень овладения технологией Д. Д. Данилова;

-Таблицы требований по предметам.

II.Изучение уровня сформированности контрольно-оценочных навыков у пятиклассников на начало апробационной деятельности.

Оценка уровня развития контрольно-оценочных навыков у пятиклассников.

Посещение уроков в 5 классах, наблюдение за оценочной деятельностью учителя  и учащихся на уроке, анализ таблиц образовательных результатов (регулятивные УУД: самооценка).

 Аналитическая справка с выводами об уровне сформированности контрольно-оценочных навыков у пятиклассников.

Апроба-

ционный

Апрель

2013 –

март

2014

I.Организация методического сопровождения педагогов при внедрении ФГОС ООО:

1) Повышение квалификации педагогов на  курсах по ФГОС ООО различного уровня, включая дистанционные;

2) Повышение квалификации  педагогов в рамках внутришкольного обучения через деятельность методических объединений, временного творческого объединения «Введение ФГОС на 2-й ступени. Система оценивания».

3) Педагогический совет «Деятельность педколлектива по формированию оценочной самостоятельности учащихся».

Повышение профессиональной компетентности педагогов при  введении ФГОС ООО  по освоению технологии оценивания Д. Д. Данилова.

Управление методической деятельностью учителя через обучающие семинары -практикумы по конструированию уроков, мастер-классы, открытые уроки.

Анализ и обобщение имеющегося в школе опыта и определение перспектив работы по формированию у учащихся оценочной самостоятельности.

- Материалы по обобщению ценного опыта внедрения технологии Д. Д. Данилова;

- Методические разработки уроков;

-Технологические карты уроков по формированию умений самооценки;

-Дидактические материалы «Критериальное оценивание уровня сформированности ожидаемых результатов»: таблицы требований по предметам на основе технологии оценивания Данилова Д. Д. ОС «Школа 2100», сравнительные  таблицы самооценки и внешней оценки по уровням достижения образовательных результатов, итоговые таблицы оценочной самостоятельности учащихся; диагностические методики определения объективности самооценки по 3 уровням успешности, предложенные учителями-апробаторами;

-Методические рекомендации по развитию у учащихся умения контролировать и оценивать собственную деятельность.

II. 1) Формирование и развитие контрольно-оценочных навыков у пятиклассников на уроке через сотрудничество учителя и учеников по освоению правил самооценки, через опорные сигналы алгоритма самооценки, через использование таблиц требований по предметам, через оценивание по уровням успешности и т. д. согласно технологии Д. Д. Данилова.

2) Организация летних занятий с пятиклассниками (Марафон ЗЗ «Сами с УСами») с целью дальнейшего развития навыков контрольно- оценочной самостоятельности и оценки сформированности необходимых регулятивных УУД по самооценке.

3) Промежуточная диагностика уровня сформированности оценочной самостоятельности учащихся 5 классов (август 2013 г.) по итогам учебного года.

Достижение необходимого (по проекту ООП ООО) уровня сформированности контрольно-оценочных навыков у всех пятиклассников и повышенного уровня у 30-40% учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Оценка уровня формирования и развития контрольно-оценочных навыков у пятиклассников.

Анализ, оценка уровня оценочной самостоятельности учащихся на уроке, во внеурочной деятельности, на занятиях летней оздоровительной смены через таблицы требований по предметам,  таблицы образовательных результатов (регулятивные УУД: самооценка).

Анализ материалов промежуточной диагностики уровня сформированности необходимых регулятивных УУД по самооценке через критериальное оценивание на предмет совпадения самооценки и внешней оценки по  таблицам требований и таблицам образовательных результатов.

-Дидактические материалы критериального оценивания уровня сформированности ожидаемых результатов, включающие  таблицы критериального оценивания по предметам (решение учебных задач), таблицы требований  по предметам, таблицы образовательных результатов (регулятивные УУД: самооценка);

-Программа летней оздоровительной смены «Марафон занимательных задач (ЗЗ)  «Сами с УСами»  (УС – умения самооценки)»;

-Банк компетентностно-ориентированных задач для 5 класса с критериями оценки;

-Аналитическая справка по итогам промежуточной диагностики уровня сформированности оценочной самостоятельности учащихся, отражающая  процесс формирования самооценки: процентное соотношение  детей, имеющих адекватную самооценку и  детей, имеющих завышенную  или заниженную самооценку.

Аналити-ческий 

Апрель

2014 –

май

2014

 

I. Обобщение и распространение ценного опыта по выбранной теме; изучение уровня готовности педагогического коллектива  к введению ФГОС в области оценочной деятельности

Педагогический совет - рефлексия по итогам апробационной деятельности. День открытых дверей в школе.

Публичный отчет о результатах апробационной деятельности.

Внедрение системы оценочной деятельности Д. Д. Данилова в практику работы школы.

Обобщение ценного опыта по выбранной теме и принятия решений о дальнейших шагах по внедрению ФГОС: открытые уроки, мастер-классы учителей-апробаторов.

-Банк опыта школы по введению ФГОС: продукты апробационной деятельности.

 II. Сравнительная диагностика образовательных результатов обучающихся экспериментальной и контрольной групп, учащихся экспериментальной группы в разные периоды апробации: определение уровня оценочной самостоятельности учащихся на основе технологии Данилова Д. Д. с использованием психологических тестов уровня самооценки.

Сформированность образовательных  результатов: умения самооценки образовательной деятельности на базовом уровне согласно ООП ООО.

Положительная

динамика сформированности  запланированных регулятивных УУД.

Анализ итоговой диагностики с учетом результатов психологических тестов уровня самооценки.

Сравнительный анализ результатов апробационной деятельности.

Аналитическая справка по итогам итоговой диагностики уровня сформированности оценочной самостоятельности учащихся, отражающая не только уровень оценочной самостоятельности учащихся, но и динамику развития самооценки: увеличение или сокращение процентного соотношения  детей, имеющих адекватную самооценку и  детей, имеющих завышенную  или заниженную самооценку по уровням достижения образовательных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...