Структура и самоанализ уроков по ФГОС
опыты и эксперименты на тему

Новиченко Елена Александровна

Данный материал поможет провести анализ урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_i_samoanaliz_urokov_po_fgos.docx32.41 КБ

Предварительный просмотр:

Структура и САМОАНАЛИЗ уроков по ФГОС.

СТРУКТУРА КАЖДОГО ТИПА УРОКА ПО ФГОС

 

 

1. Структура урока усвоения новых знаний:

 

1) Организационный этап.

 

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

3) Актуализация знаний.

 

4) Первичное усвоение новых знаний.

 

5) Первичная проверка понимания

 

6) Первичное закрепление.

 

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

 

1) Организационный этап.

 

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

 

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

4) Актуализация знаний.

 

§ с целью подготовки к контрольному уроку

 

§ с целью подготовки к изучению новой темы

 

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

 

6) Обобщение и систематизация знаний

 

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

 

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

 

1) Организационный этап.

 

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

 

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

4) Первичное закрепление

 

§ в знакомой ситуации (типовые)

 

§ в изменённой ситуации (конструктивные)

 

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

 

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

 

1) Организационный этап.

 

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

3) Актуализация знаний.

 

4) Обобщение и систематизация знаний

 

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

 

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

 

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

 

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

 

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

 

5. Структура урока контроля знаний и умений

 

1) Организационный этап.

 

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

 

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

 

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

 

1) Организационный этап.

 

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

 

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

 

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

7. Структура комбинированного урока.

 

1) Организационный этап.

 

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

3) Актуализация знаний.

 

4) Первичное усвоение новых знаний.

 

5) Первичная проверка понимания

 

6) Первичное закрепление

 

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

 

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

Формирование УУД

 

 

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС

 

Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.

 

            Самоанализ урока дает возможность:

 

- правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;

 

- развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

 

- формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

 

- формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

 

           

 

Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя

 

ПЛАН САМОАНАЛИЗА УРОКА

 

1. Характеристика класса:

 

- межличностные отношения;

 

- недостатки биологического и психического развития;

 

- недостатки подготовленности класса.

 

2. Место урока в изучаемой теме:

 

- характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.

 

3. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

 

4. Характеристика плана урока:

 

- содержание учебного материала;

 

- методы обучения;

 

- приёмы обучения;

 

- формы организации познавательной деятельности.

 

5. Как был построен урок в соответствии с планом:

 

- разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата.

 

6. Структурный аспект самоанализа урока:

 

- анализ каждого элемента урока;

 

- его вклад в достижение результата;

 

- доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

 

7. Функциональный аспект:

 

- насколько структура урока соответствовала общей цели;

 

- соответствие возможностям класса;

 

- анализ стиля отношений учителя и учащихся;

 

- влияние на конечный результат урока.

 

8. Аспект оценки конечного результата урока:

 

- формирование универсальных учебных действий на уроке;

 

- определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;

 

- причины разрыва;

 

- выводы и самооценка.

 

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ УРОКА

 

            I . Краткая общая характеристика класса

 

1. Общая подготовленность класса:

 

- умение детей работать в парах;

 

- умение детей работать в малых группах;

 

- умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

 

- умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.

 

2. Общая характеристика общения.

 

3. Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.

 

4. Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.

 

5. Общая характеристика освоения программы к этому времени.

 

II . АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА УРОКА

 

1. Реальность цели урока.

 

2. Каким образом организовать работу на уроке?

 

3. Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?

 

4. Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?

 

5. Что знают ученики об изучаемом понятии?

 

6. Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.

 

7. Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?

 

8. Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу?

 

9. Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?

 

10. Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?

 

11. Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?

 

12. Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.

 

ТИПЫ УРОКА

 

Тип урока

 

Целевое назначение

 

Результативность обучения

 

Урок первичного предъявления новых знаний

 

Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний

 

Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

 

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

 

Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

 

Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

 

Урок применения метапредметных и предметных знаний

 

Применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности

 

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

 

Урок обобщения и систематизации предметных знаний

 

Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач)

 

Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД

 

Урок повторения предметных знаний

 

Закрепление предметных знаний, формирование УУД

 

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

 

Контрольный урок

 

Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи

 

Результаты контрольной или самостоятельной работы

 

Коррекционный урок

 

Индивидуальная работа над допущенными ошибками

 

Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

 

Интегрированный урок

 

Интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных

 

Углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных знаний

 

Комбинированный урок

 

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока

 

Запланированный результат

 

Нетрадиционные уроки (учебная э

 


СТРУКТУРА УРОКА ОНЗ.

 

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо»-«хочу»-«могу») 1- 2 мин.

 

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 5-6 мин.

 

3. Выявление места и причины затруднения–2-3 мин.

 

4. Построение проекта выхода из затруднения –5-6 мин.

 

5. Реализация построенного проекта- 5-6 мин.

 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 4-5 мин.

 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 4-5 мин.

 

8. Включение в систему знаний и повторение – 4-5 мин.

 

9. Рефлексия учебной деятельности – 2-3 мин.

 

Способность учащихся к усвоению:

 

1-4 мин. – 60 % информации

 

5 - 23 мин. – 80 % информации

 

24 -34 мин. – 50 % информации

 

35 -45 мин. – 6 % информации

 

КАК ЖЕ ПОСТРОИТЬ УРОК, ЧТОБЫ РЕАЛИЗОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯ

 

СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ?

 

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

 

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

 

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

 

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

 

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

 

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

 

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

 

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

 

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

 

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

 

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

 

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

 

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

 

СХЕМА КОНСПЕКТА УРОКА ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ (ОНЗ)

 

В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО

 

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

 

Тема урока:

 

Цели урока:

 

Деятельность педагога

 

Деятельность детей

 

УУД

 

I. Организационный момент

 

Цель этапа:

 

II. Актуализация знаний

 

Цель этапа:

 

III. Проблемное объяснение нового знания

 

Цель этапа:

 

IV. Первичное закрепление

 

Цель этапа:

 

V.Итог урока

 

Цель этапа: способствовать формированию рефлексии

 

САМОАНАЛИЗ УРОКА

 

Класс:__
Тема урока:_ «_______________»
Тип урока и его структура: ______________________

 

Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

 

Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся…) Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?

 

Какие УУД формировались в процессе урока?

 

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД

 

Личностные:

 

Познавательные:

 

Регулятивные:

 

Коммуникативные:

 

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

 

Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?

 

Считаю, что главный этап урока – это

 

Осуществление развития учащихся в процессе обучения (осуществление метапредметности)

 

«модель и способ»

 

«рисунок и схема»

 

«роль и позиция»

 

«содержание и форма»

 

«изменение и развитие»

 

Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап?

 

Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?

 

Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?

 

Как Вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

 

nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/shema-konspekta-uroka-s-samoanalizom-po-fgos

 

Конспект урока математики для первого класса, по ФГОС, с отображением УУД.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС...

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС...

Урок русского языка во 2 классе УМК "Гармония". От значения слова - к правильной букве. Презентация и самоанализ урока по ФГОС.

Урок русского языка во 2 классе УМК "Гармония"  по теме: От значения слова - к правильной букве. Презентация и самоанализ урока по ФГОС....

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

В помощь молодым учителям дана примерная структура каждого типа урока по ФГОС...

Структура и самоанализ урока.

Методические рекомендации по структуре и самоанализу урока....

Структура и САМОАНАЛИЗ уроков по ФГОС.

Структура и САМОАНАЛИЗ уроков по ФГОС....

Требования к современному уроку. Анализ и самоанализ урока в свете реализации ФГОС НОО. Структура и типы уроков по ФГОС.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умен...