Требования к современному уроку. Анализ и самоанализ урока в свете реализации ФГОС НОО. Структура и типы уроков по ФГОС.
материал

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya_k_sovremennomu_uroku.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к современному уроку. Анализ и самоанализ урока в свете реализации ФГОС НОО. Структура и типы уроков по ФГОС.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:

-анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

-отличаться мобильностью;

-быть способны к сотрудничеству;

-обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Какие же требования я предъявляю к уроку, чтобы он соответствовал требованиям к уроку в условиях введения ФГОС нового поколения?

Я стараюсь спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко формулирую тему, цель. На своих уроках я ставлю следующие задачи:

-организую проблемные и поисковые ситуации, активизирую деятельность учащихся;

- мои уроки проблемные и развивающие, я сотрудничаю со своими учениками и направляю учеников на сотрудничество со мной и одноклассниками;

-учитываю уровень и возможности учащихся, стремление учащихся, настроение детей;

- вывод делают сами учащиеся;

- время-сбережение и здоровье-сбережение;

- в центре внимания урока – дети.

Принципами педагогической техники на моих уроках являются:

-свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляю право выбора);

-открытости (не только даю знания, но и показываю их границы, сталкиваю ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

-деятельности ( ученики осваивают знания, умения, навыки преимущественно в форме деятельности);

- идеальности ( максимально использую возможности, знания, интересы самих учащихся).

Урок — это форма организации обучения  с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, с единой для всех программой обучения.

Сущность урока в процессе обучения –  коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. 

В зависимости  от целей урока в своей педагогической деятельности я использую следующие типы уроков:

- уроки «открытия» нового знания;

-уроки рефлексии;

-уроки систематизации знаний;

-уроки развивающего контроля.

Цели уроков выделенных типов.

-урок «открытия» нового знания (формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов);

-урок отработки умения и рефлексии (формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения, закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т. д.;

-урок систематизации знаний  (формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности, построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий);

-урок развивающего контроля ( формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных   понятий и  алгоритмов.

Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения.

На своих уроках я использую следующие методы и формы урока:

-метод проектов;        

-информационно-коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии (интеграция);

-портфолио.

Широко использую групповую форму работы, в результате которой упор делается на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Учитель становится живым участником образовательного процесса.

 Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. Главное в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами. 

Без применения ИКТ не может быть современного урока. ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Я создаю презентации к урокам; работаю с ресурсами Интернет; использую готовые обучающие программы; разрабытываю и использую собственные авторские программы.

“Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него.”(С.И. Гессен.) То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость. Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогают работать с ней. Технологическая карта – это новый вид методической продукции, которая обеспечивает эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет мне организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

Структура технологической карты включает:

-название темы;

-цель освоения учебного содержания;

-планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

-основные понятия темы;

-метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы.

Технологическая карта позволяет мне увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать мои действия и действия учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять контроль результатов учебной деятельности.

Создание технологической карты позволяет:

осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

-определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

-определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

-соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт.

Преимущества технологической карты:

-использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;

-освобождается время для творчества учителя;

-обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;

-обеспечивается повышение качества образования.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

-учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

-используются эффективные методы работы с информацией;

-организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

-обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической

деятельности .

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ.

Форма записи урока в виде технологической карты дает мне возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности. С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали), например:

-реализацию учителем целей урока;

-использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;

-осуществление оценивания и контроля.

Реальная ценность урока — его результат; степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффектными приемами ни пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке ребята, должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.

Более детально наблюдение за уроком должно охватывать:

1) Организационную сторону урока. В данный момент устанавливается, своевременно ли приходит учитель в класс, подготовлены ли пособия, оборудование, мел, доска, готовы ли ребята к уроку, санитарное состояние класса, дежурство и общий порядок;

2) Содержание урока. Оцениваются глубина и научность объяснений учителя, устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал урока в воспитательных целях, привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели. Каково содержание ответов учеников, глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи, как ставятся оценки;

3) Воспитывающую роль урока. Использует ли учитель содержание материала в воспитательных целях, какова система требований учителя. Приучены ли ребята к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения. Обращает ли учитель внимание на поведение школьников, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину;

4) Методическую сторону урока:

а) обращается внимание на методы опроса, приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени уходит на опрос, углубление знания во время опроса;

б) тщательно изучаются методы и приемы работы учителя во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития мышления учеников, их самостоятельности и индивидуальных способностей, что делает учитель для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из современных методов преподавания используются;

в) как применяются наглядные и технические средства обучения, как организованы опыты и практические работы;

г) способы закрепления знаний, решения задач, выполнения самостоятельных работ;

д) техника задания на дом и проверка домашних заданий;

е) ведение рабочих тетрадей, записей, проверка этих тетрадей, выработка умений составлять конспекты, делать чертежи, схемы;

5) Особенности поведения учителя на уроке. Не меньший интерес представляет и роль учителя на уроке как организатора и дирижера, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с учениками.

Таким образом, наблюдение за уроком имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы. Наблюдение—это лишь первый этап контроля, второй—разбор уроков, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы учителя.

Урок нельзя анализировать абстрактно исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев или конъюнктурных увлечений.

Анализируя уроки, нужно учитывать, по крайней мере, такие конкретные обстоятельства:

а) особенности темы. Могут быть уроки, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать к доске, работать с книгой;

б) наличие технических средств, наглядных пособий, нужных книг. Анализируя урок, важно обратить внимание, все ли использовал учитель, но вместе с тем предъявлять реальные разумные требования;

в) состав данного класса, уровень развития и способностей учеников (нередко мнение об уроке составляется на основе ответов школьников, контрольных работ, а уровень развития ребят, их способности при этом не учитываются) ;

г) индивидуальность учителя, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС...

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС...

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

В помощь молодым учителям дана примерная структура каждого типа урока по ФГОС...

Примерная структура каждого типа урока по фГОС

Примерная структура каждого типа урока по фГОС...

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС в соответствии с технологией деятельностного метода...

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

Примерная структура урока по ФГОССамоанализ урока по ФГОС СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ УРОКАТипология уроков...

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС...