Формирование УУД
учебно-методический материал по теме

Елена Евгеньевна Крылова

Формирование УУД в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

 (слайд 1)    Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к этой жизни. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться в непрерывно меняющемся обществе путем активного присвоения нового социального опыта.

Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.

(слайд 2) Что же включает в себя понятие «универсальные учебные действия»?  Стандарт дает 2 понятия УУД –

  • В широком значении термин УУД означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
  • В более узком значении термин УУД можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самого процесса.

(слайд 3) В чём заключаются функции универсальных учебных действий?

  Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

  Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному  образованию;

  Обеспечению успешного усвоения знаний, формированию умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

(слайд 4)

 Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.Применительно к учебной деятельности следует

выделить три вида личностных действий:

— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет

для меня учение? — и уметь на него отвечать;

нравственно_этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные действия   включают:     общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные навыки

  •  умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)

Логические навыки

  • сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);
  • опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);
  • анализ– выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;
  • синтез– составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  • сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,  распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

(слайд 5) 

Развитие УУД  рассматривается в начальной школе как процесс, проходящий в три основных этапа

1-й этап – выполнение учебного действия по образцу. Кратко данный этап обозначается как «Представление». На этапе представления ученику предлагается образец выполнения.

2-й этап – осуществление способа действия при выполнении учебной задачи. Кратко этап обозначается как «Способ». Например, ребенок знает, что для того, чтобы сравнить, он должен ответить себе на следующие вопросы: 1. Зачем мне необходимо сравнивать эти предметы? (Цель и объекты сравнения); 2. По каким признакам я их сравниваю? (Выделение признаков сравнения); 3. Есть ли сходства по этим признакам? Есть ли различия по этим признакам у этих предметов? (Сопоставление); 4. Что я узнал, сравнивая объекты? (Вывод).

3-й этап – применение способа в контексте учебной деятельности, ее этапа. На этом этапе ученик готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности, этап ее реализации

(Слайд 6) 

Согласно требованиям ФГОС, к концу четвертого класса необходимо подвести детей к достижению сформированности целого ряда метапредметных умений. Для этого в течение всех лет обучения в начальной школе должна быть выстроена система работы по поэтапному формированию УУД от первого к третьему уровню.

Очень важно, чтобы наши дети могли сказать: "Я умею и знаю как...

-составлять целое из частей;

-делать выводы на основе примеров;

-объединять предметы в группы;

-...работать в группе;

-...оценивать свою работу.

Если соотнести с названием УУД в стандарте, то получаем

составлять целое из частей - это анализ;

-делать выводы на основе примеров - это индукция;

-объединять предметы в группы - это классификация;

-...работать в группе - целый ряд коммуникативных умений;

-...оценивать свою работу - оценивание.

(Слайд 7) 

Как оценить уровень сформированности у учащихся основных видов УУД?  Привычные средства педагогической оценки и даже тесты достижений не могут должным образом оценить результаты учебного процесса. Поэтому, выбор модельных УУД для разработки типовых задач для оценки сформированности УУД основывается на следующих критериях:

  показательность конкретного вида УУД для общей характеристики класса;

  учёт системного характера видов УУД;

  учёт возрастной специфики видов УУД;

  возможности объективирования свойств УУД при решении типовой задачи, их качественной и количественной оценки.

(Слайд 8) 

Принципы работы по формированию УУД

1.Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

2. Учитываем при формировании УУД возрастные психологические особенностей обучающихся.

3. Прописываем работу над формированием конкретных УУД каждого вида в тематическом планировании, технологических картах.

4.Уровень сформированности УУД оценивается в соответствии с выполнением требований к результатам освоения учебного процесса по каждому предмету.

5.Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Универсального интегрированного Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.

6.Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

(Слайд 9) 

Так был определен инструмент для диагностики сформированности универсальных учебных действий для 1-4 классов.

Пример -в 1 классе:  

Личностные универсальные  учебные действия:

  • Действия самооценивания и самоконтроля диагностировались "Методикой выявления характера атрибуции";
  • Выявление сформированности внутренней позиции школьника

выявление мотивации учения "Беседа о школе"

  • "Лесенка"-самооценка
  • Моральное содержание действий Анкетой «Оцени поступок».
  • Задание  на учет мотивов героев в решении  моральной дилеммы  (модифицированная задача Ж.Пиаже, 2006)

Регулятивные универсальные  учебные действия:

  • Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно Методика «Рисование по точкам»
  • Методика "Бусы"
  • Методика "Напиши свое имя"
  • действие оценки учебной деятельности  через Графики продвижения по предметам.

Познавательные универсальные  учебные действия:

  • знаково-символические действия методикой Проба на определение  количества слов в предложении и методикой Кодирование;
  • «Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс).

Коммуникативные универсальные  учебные действия:

  • умение договориться, взаимоконтроль, взаимопомощь методикой «Рукавички».

(Слайд 10) 

Сформированность УУД у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе. На основе сформированности УУД получаем портрет выпускника начальной школы:

  любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

  доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

  выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Слайд 2

Универсальные учебные действия в широком значении умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта в узком значении совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

Слайд 3

Функции универсальных учебных действий: - обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечению успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Слайд 4

Виды универсальных учебных действий КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ

Слайд 5

Этапы формирования УУД одних и тех же действий на материале разных предметов 1 этап « Представление» * Выполнение учебного действия по образцу, содержащему необходимый способ действия 2 этап « Способ» * Осуществление способа действия по прямому указанию на его название (назначение ) 3 этап « Универсальное учебное действие » * Применение способа действия в контексте учебной задачи (цели)

Слайд 6

«Я умею и знаю как…» составлять целое из частей - делать выводы на основе примеров - объединять примеры в группы - работать в группе - оценивать свою работу

Слайд 7

Критерии сформированности основных видов универсальных учебных действий: - показательность конкретного вида универсальных учебных действий для общей характеристики уровня развития класса; - учет системного характера видов универсальных учебных действий; - учет возрастной специфики видов универсальных учебных действий; - возможности объективирования свойств универсальных учебных действий при решении типовой задачи, их качественной и количественной оценки.

Слайд 8

Принципы работы по формированию УУД Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся. Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах. Уровень сформированности УУД оценивается в соответствии в выполнением требований к результатам освоения учебного процесса по каждому предмету. Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Универсального интегрированного Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

Слайд 9

МЕТОДИКИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ «Лесенка» (1- 4 класс). Оценка школьной мотивации (1-2 класс). Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреев)( 3 - 4 класс.) «Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс). «Незаконченные предложения» (3-4 класс). « Рисование по точкам (1 класс) Корректурная проба (2- 4 класс) «Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс). Выделение существенных признаков (2 класс). Логические закономерности (3 класс). Исследование словесно- логического мышления (4 класс). Узор под диктовку. «Рукавички». «Левая и правая стороны» «Совместная сортировка» «Дорога к дому» «Кто прав?».

Слайд 10

любознательный , активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный , умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. (ФГОС НОО, стр.7, раздел I .) «Портрет выпускника начальной школы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"

Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

Проект инновационной площадки МБОУ ООШ № 3 г. Гуково Ростовской области по формированию ЗОЖ в условиях формирования ФГОС

Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится...

работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения

Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2    класс   ...

Формирование универсальных учебных действий. Деятельность учителя по формированию УУД.

Представлены виды универсальных учебных действий, способы по формированию УУД в начальных классах. Презентация к сообщению....