Роль исследовательской и проектной деятельности учащихся начальной школы для достижения новых результатов образования
опыты и эксперименты на тему

Ильина Марина Михайловна

Современный урок: как научить учиться

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ilina_marina_mikhaylovna.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Роль исследовательской и проектной деятельности учащихся начальной школы

 для достижения новых результатов образования

Ильина Марина Михайловна

учитель начальных классов

МОУ школы №154

Промышленный район

г. о. Самара

 Федеральные государственные образовательные стандарты  предъявляют высокие требования  к результатам образования.

Среди них одно из важных мест занимает  формирование универсальных учебных действий (личностные умения и метапредметные):

  •   умение организовывать свою деятельность,
  •   ставить цели и выбирать средства для их достижения,
  •   взаимодействовать в группе,
  •   оценивать достигнутые результаты.

             Данные вопросы  рассматриваются на школьных, городских, районных методических объединениях, различных конференциях и слетах педагогов, курсах повышения квалификации.

Необходимо научить ребенка быть успешным. Поэтому девиз моей работы: «Успех учителя – успешный ученик».  Вся моя педагогическая деятельность направлена на раскрытие возможностей и развитие способностей учащихся, как в урочной, так и во  внеурочной деятельности.

А каким же мы хотим видеть успешного ученика? Новый ФГОС предлагает нам модель выпускника начальной школы. Ребенок должен быть:

  • любознательным, активно и заинтересованно познающим мир;
  • владеющим основами умения учиться, способным к организации собственной деятельности;
  • любящим свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающим и принимающим ценности семьи и общества;
  • готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, аргументировать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющим правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Младший школьный возраст – начало школьной жизни. Многое зависит от учителя. Успешная учеба, осознание своих способностей во внеурочной деятельности, умений  качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности – нового аспекта самопознания, который назван теоретическим рефлексивным мышлением, можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста. Если чувство компетентности учебной деятельности не формируются, у ребенка снижается самооценка, возникает чувство неполноценности, могут развиться компенсаторные самооценка и мотивация. Поэтому учитель должен найти такие формы работы, где бы ученик смог себя реализовать и на уроке, и во внеурочной деятельности.

Работая по УМК «Школа 2100», достигать высоких результатов в формировании этого мне помогает использование информационных технологий и вовлечение детей в исследовательскую и проектную деятельность.

              Исследовательская деятельность – это деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

              Проектная  деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Она позволяет учителю успешно руководить исследовательской деятельностью обучающихся.

Исследовательская и проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде.

Метод проектов- это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем многие исследователи относят его к педагогическим технологиям 21 века. Причина этого в том, что в условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

Одна из задач метода проектов заключается в стимулировании интереса школьников к учебной деятельности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в течение определенного времени. Проектная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребёнка. Особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в её процессе они приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Проектная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность и т.д.

 Совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности,  нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие требованиям нового ФГОС.

               С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования. Образовательная система «Школа 2100» поддерживает познавательный интерес к предмету, позволяет решать практические задачи и выполнять задания творческого характера.

              Я включаю исследовательскую деятельность во все образовательные области начальной школы. Например, на уроках русского языка обучающиеся включаются в исследовательскую деятельность при изучении слова с различных точек зрения (лексической, этимологической, орфоэпической и т.д.).  В 3-4 классах дети  пишут сочинения на темы: «Моя семья», «Моё любимое занятие», «Субботний вечер у нас дома», «Семейная прогулка», «День моей мамы», «Любимые праздники нашей семьи». На уроках окружающего мира в первом классе интересно проходит исследование «Почему снег скрипит под ногами?», во втором классе - «Природные часы, календарь и компас», «Как рождается ветер», в четвертом классе - «Мышцы», «Органы чувств», «Полезные ископаемые».

                В большинстве случаев исследовательская деятельность только начинается в классе, а продолжение требуется во внеурочное время.

            Обучение проектно-исследовательской деятельности я начинаю с тренировочных заданий. Целью таких заданий является развитие умений логического и творческого мышления, а именно:

          -видеть проблемы

          Задание  «Посмотри на мир чужими глазами».

          «Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

          Продолжи рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе; водителя грузовика; лётчика; мэра города; вороны, сидящей на дереве …

          Задание «Составь рассказ, используя данную концовку».

          «…Так я и не выполнил домашнее задание». «…Моя одноклассница не обратила на это никакого внимания».

          -выдвигать гипотезы

          Задание  «Давайте вместе подумаем».

          «Почему у зайца глаза косые?»

          Упражнения на обстоятельства: «У тебя имеется: соль, сахар, мобильный телефон. При каких условиях каждый из этих предметов может оказаться тебе  полезным? При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны или даже вредны?

          Задания типа «Найди возможную причину события». «Мальчик громко заплакал». «Молоко прокисло».

         - задавать вопросы

          Игра «Угадай, о чём спросили». Ученик, не читая вопроса вслух, громко на него отвечает. Например, на карточке написано «Почему совы охотятся ночью?» Ребёнок отвечает:  «Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью». Все остальные должны догадаться, каким был вопрос.

            Проект – это открытая и динамичная форма организации учебной деятельности. Основное содержание деятельности определяется обучающимися самостоятельно и на основе выбора, что позволяет не только мотивированно усваивать отобранную информацию, но и накапливать опыт конструирования своей деятельности.

  Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися, а результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что важно, интересен и значим для самих открывателей.

 Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

            Темы  проектных работ чаще всего дети  выбирают из содержания учебных предметов или из областей, близких к ним. Для проекта требуется проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Кроме того, вместе с детьми мы определяем учебные цели: «Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями? Каким образом их можно приобрести?» Нередко тема рождается после познавательной экскурсии или поездки. Приведу  правила выбора темы проекта.

             1. Тема должна быть интересна ребенку. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. 

            2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

            3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

            4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

            5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена.

           6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.

           7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

           8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас. 

         Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем она уже, тем больше слов содержится в формулировке темы. Малое количество слов в формулировке темы свидетельствует о ее расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании работы. Рекомендую избегать тем, которые охватывают широкий временной период, например «История театров России», так как в рамках одной работы вряд ли удастся достаточно глубоко осветить весь имеющийся материал. Тема должна отражать содержание работы, быть логично связанной с целью исследования. Например, «Роль фразеологизмов в нашей речи», «Исследование секретов решения таблицы умножения» и т. д.

              После выбора темы ученик получает проектное задание, и начинается индивидуальная работа с каждым ребенком. Для выполнения профессионального проекта характерно соблюдение определённых этапов деятельности:

1. Планирование деятельности.

2. Исследовательский этап.

3. Технологический этап.

4. Испытание проектного продукта.

5. Обобщение деятельности, выводы.

6. Представление результатов деятельности.

               Перечисленные этапы имеют место в детском проекте, но их последовательность и изначально планируемое содержание, могут незначительно или кардинально меняться, так как весь этот процесс носит вероятностный характер.

           Формирование умений и навыков проектноисследовательской деятельности происходит соответственно этапам выполнения учебного проекта. Особое внимание требует завершающий этап проектной деятельности – презентация, или защита проекта.

           Она несёт две важные функции.

           С одной стороны, проживание ребёнком ситуации успеха. С другой стороны, участие в мероприятии одноклассников-зрителей, которые по ряду причин не приняли участия в работе над проектами, но после удачных, интересных по сути и по форме выступлений своих товарищей будут мощно мотивированы на участие в проектной деятельности в дальнейшем. Кроме того, содержательный компонент презентации позволяет в ненавязчивой форме донести до школьников-зрителей знания о каком-либо культурном феномене, явлении природы, интересном человеке.

          При подготовке устной презентации ребёнка:

            1. Текст презентации должен быть органичен для ребёнка данной возрастной группы.  Элементы реферативности в тексте выступления должны быть минимизированы. В целом это рассказ о том, как появилась идея проекта и как она осуществлялась со всеми возникающими трудностями и бытовыми подробностями.

             2. Обязательной частью выступления должна быть  рефлексия ребёнка на получение знаний и практических умений во время работы над проектом. Рефлексия завершает презентацию и выражается в следующей формулировке: «В ходе работы над проектом я узнал…, меня удивило…, а также я научился…».

             3. В ходе презентации желательно осуществить действенный показ продукта деятельности, которым может быть: 

1)  изделие – макет, модель, предмет для практического использования (например, кормушка для птиц, изготовленная из бросового материала; рисунки снежинок по представлению и после практического наблюдения; Красная книга некоторых редких или исчезающих видов растений или животных региона; модель инопланетянина и т.д.);

 2) лабораторный опыт, который входил в экспериментальную часть проекта (например, моделирование процесса солнечного затмения; процесса подъёма рабочими каменных блоков во время строительства пирамид в Египте и т.д.);

 3) практическое умение (например, построение правильного шестиугольника; построение эллипса – орбиты планет; определение длины своего шага; вычисление на русских счётах и т.д.).  

              4. Использование  мультимедийных средств в ходе презентации допустимо в случае специфичности темы, предполагающей наглядность, но не является обязательным атрибутом выступления. При этом слайд-шоу должно быть не мелькающим фоном за спиной ребёнка, а иллюстрацией, подтверждающей его слова. Желательно, чтобы выступающий жестикуляцией или с помощью указки обращался к наглядному материалу, представленному в слайд-шоу.

              5. Использование в презентации формы театрализации является сложным не только по организационным соображениям, но и в содержательном плане. Очень трудно найти материал, который можно было бы представить в этой необычной для демонстрации форме.

            Для меня важно по мере возможности привлекать родителей к процессу подготовки проектов и к оценке их эффективности. Особенно неоценима их помощь, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. На специальном родительском собрание, я разъясняю суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней. Говорю о том, что проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя - знать суть этой проектной деятельности, ее этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребенку, если он обратится за помощью.

          Одним из самых информативных методов оценки эффективности проектов является анкетирование. Наблюдения родителей, их мнение о работе ребёнка дополняют мое представление и помогают оптимизировать проектную деятельность моих учеников, сделать её личностно ориентированной.

         Анкеты для родителей могут включать в себя вопросы трёх основных типов:

А. Закрытые, то есть содержащие все варианты возможных ответов, например:

1. Как относился ребёнок к вашей помощи в подготовке проекта?

а) охотно принимал в случае необходимости;

б) не принимал, даже если она требовалась;

в) рассчитывал только на неё.

2. Что в большей степени привлекало вашего ребёнка в проектной деятельности?

а) планирование будущего проекта;

б) выполнение (подготовка) проекта;

в) представление проекта (презентация).

Б. Полузакрытые, в которых кроме перечня готовых ответов есть возможность высказать другую позицию, например: Что явилось самым трудным для вашего ребёнка в процессе выполнения проекта?

а) поиск необходимой информации;

б) распределение своего времени;

в) подготовка презентации проекта;

г) другое.

В. Открытые, предполагающие самостоятельную формулировку ответа, например:

1. По вашему мнению, адекватно ли оценил ваш ребёнок свой проект?

2. Довольны ли вы результатом вашей совместной с ребёнком проектной деятельности?

             По свидетельству опросов родителей, их сотрудничество с детьми в процессе проектной деятельности взаимно обогащает, как ребёнка, так и взрослого, способствует открытию нового друг в друге и эмоционально сближает.

             Когда на уроке дается задание по выполнению творческого проекта, оценить свое отношение к его выполнению дети могут смайликами:

Мне было интересно и легко. У меня все получилось!

Мне было интересно, но трудно и сложно!

Было интересно, но я не справился.

Мне было скучно, неинтересно. Я не справился.

              После завершения работы предлагаю ответить на вопросы:

  • Достигли цели?
  • Что нового узнали?
  • Чему мы научились?
  • Понравился проект?
  • Что получилось лучше всего?
  • Что бы сделали по – другому?
  • Хотели бы участвовать ещё в проектах?

                В основном дети с удовольствием включаются в проектную деятельность. Выполненные работы рецензируются учителями на методическом объединении, где ученик может получить совет для улучшения работы. Для оценки результатов формируется жюри. В его состав входят: администратор школы, педагоги и учащиеся, проекты которых занимали призовые места на предыдущих конкурсах. Лучшие работы отмечаются в номинациях: «Глубина исследования», «Практическая направленность работы», «Оформление работы», «Оригинальность и ценность собранного материала», «Логика  изложения материала», «Риторическая и научная культура выступления», «Эрудиция автора». Время представления проекта не более 5-7 минут.                                    

                Презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников. Ученики, чьи работы оказываются наиболее успешными, получают право на участие в городских научно-практических конференциях.

             Я считаю, что исследовательская и проектная деятельность обеспечивает становление и развитие у обучающихся универсальных навыков, таких как:

-способность принимать решения и умение решать проблемы,

-коммуникативные умения и качества,

-умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи,

-умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, -лидерские умения и качества,

-умение работать в команде и др.

          Как раз то, что требует новый ФГОС. А сегодня многие уже понимают, что эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни.

          Мой ученик:

-успешный ученик

-полноценный член коллектива

-творческая личность

        О чем свидетельствует активное участие и победы моих воспитанников в различных конкурсах, конференциях, смотрах с первого класса. С каждым годом возрастает как количество участников, так и количество побед. 

     

Литература

1. Конышева, Н.М. Проектная деятельность школьников / Н.М. Конышева // Начальная

школа. – 2006. – № 1.

2. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников : книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: ВентанаГраф. – 2002.

3. Савенков, А.И. Игры, дающие старт исследовательской деятельности / А.И. Савенков //Директор школы. – 2004. – № 1. – С. 46–50.

4. Савенков, А.И. Исследования на дому : метод.реком. / А.И. Савенков // Исследовательская работа школьников. – 2002. – № 1. – С. 34–45 ; № 2. – С. 73–78.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...

Исследовательская и проектная деятельность учащихся начальной школы

Презентация расказывает о проектной деятельности учащихся в начальной школе....

Исследовательская и проектная деятельность учащихся начальной школы в рамках ФГОС НОО.

Одна из главных задач современной начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возник...

Проектная деятельность учащихся начальных классов в рамках новых образовательных стандартов.

Метод проектов как особый вид обучения сформировался еще в начале прошлого века в США в рамках реализации гуманистического направления в образовании. Его второе название — метод проблем. Основная идея...

Республиканский семинар на базе МБОУ «НОШ» с.Хову-Аксы «Внеурочная деятельность учащихся начальной школы в ключе новых программ начального общего образования», согласно Плана – ПРОСПЕКТА – 2013 года ГАОУ ДПО (ПК)

В 2013-2014 учебном году 18 декабря 2013 годаучитель начальных классов руководитель внеурочной деятельности Дазырбан Чойган Васильевна провела мастер – класс по теме: «Техника рисования ви...

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье описываетсяусловия организации учебной исследовательской деятельности учащихся в системе образования в рамках учебной и внеурочной деятельности....