Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя».
статья на тему

Тушева Светлана Викторовна

 

Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_doklad_konech.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет «Совершенствование процесса обучения через развитие творческого потенциала преподавателей и учащихся»

Выступление на тему: «Условия для творчества учителя.

            Уровни творчества учителя».

Подготовила: Тушева С.В.,

 учитель начальных классов

МОУ «Гимназия №231»

Знаменск

2010

«Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя».

Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом “педагогический”. (М.М. Поташник)

Закон РФ "Об образовании" ставит перед современной школой и учителями задачу "...обеспечения самоопределения личности, создание условий для её самореализации ", что по существу можно считать социальным заказом государства школе. В современной школе, когда требуется гарантированный педагогический результат, постоянно совершенствуется содержание образования, что предполагает необходимость творческого подхода к решению стоящих перед нею задач.

Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота. Творческий учитель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет” (Н. Рерих). Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества.

Развитие творчества учителя – задача сложная и многогранная, требующая не только теоретического обоснования, но и поиска новых методов, подходов, форм обучения, конструктивных идей при разработке технологии обучения и их экспериментальной проверке. И если творчество – не врожденное свойство личности, то можно так смоделировать его деятельность, чтобы превратить развитие творческих качества личности из косвенного результата в прямой. Творчество – не дар избранных. Это качество потенциально заложено в каждом человеке, хотя существуют значительные разночтения в степени обладания им. Сам процесс усвоения психолого-педагогических знаний носит творческий характер, в ходе которого наблюдаются качественные изменения личности учителя, постепенно развивается его активность, самостоятельность, изобретательность, воображение, интуицию, другими словами, идет процесс развития творческого потенциала.

Творчество учителя не начинается с нуля. Творчеству требуется основательный фундамент и в первую очередь – психолого-педагогическая компетентность учителя, включающая владение современными научными представлениями об обучении и воспитании, понимание законов учебно-воспитательного процесса и законов развития личности.

Первый этап подготовки учителя к творчеству ориентирован на повышение его интеллектуального уровня, так как существует прямая взаимосвязь между интеллектом и творчеством. Таким образом, в центре внимания исследователей и практических работников находится проблема интеллекта и его соотношение с творчеством индивидуума, развитие индивидуальных творческих способностей и творческого мышления.

На втором этапе формируются необходимые педагогические умения. Умение как способ практического действия соответствует определенной качественной характеристике усвоения профессиональных знаний. Взаимосвязь качества знаний и умений учителя позволяет соотнести различные виды его умений с особенностями психической и интеллектуальной деятельности – воспроизведение знаний, деятельность учителя по образцу, творческая деятельность.

Третий этап подготовки к творчеству обучает учителя творческому применению знаний в совершенно незнакомой ему ситуации. Главные ориентиры на этом этапе – широкий кругозор, глубина методологического подхода, знание своего предмета в пределах моделирования системы обучения, воспитания и создания собственного педагогического опыта. На этом этапе учитель конструирует задания исследовательского характера, участвует в авторских программах, обобщает передовой педагогический опыт, занимается самостоятельным исследованием проблем учебно-воспитательного процесса, разрабатывает собственные приемы и методы обучения. Такая модель поэтапной подготовки учителя к творческой деятельности постепенно приводит к педагогическим новациям.

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач.

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

Творчество в деятельности педагога характеризуется разными уровнями. В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров (1990) выделяют следующие уровни педагогического творчества:

уровень элементарного взаимодействия с классом: Педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует "по методичке", по шаблону", по опыту других учителей;

уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержании, методов и форм обучения;

эвристический, когда педагог использует творческие возможности живого общения с учениками;

высший уровень творчества педагога, который характеризуется его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

Данные уровни условно можно назвать как уровни воспроизведения готовых рекомендаций, оптимизации, эвристический, личностно-самостоятельный.

Итак, педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существующего опыта. Путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования составляет суть динамики творчества учителя (А.К. Маркова).

Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую. Однако для осуществления творчества в педагогической деятельности необходим ряд условий (Н.В. Кузьмина, В.А. Кан-Калик):

* временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени;

* сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;

* отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;

* атмосфера публичного выступления;

* необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.

В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическою поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.

Следовательно, опыт творческой педагогической деятельности — возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею (гипотезу), обнаружение способа воплощения замысла и идеи —приобретается при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организации как учебной, так и реальной профессионально-ориентированной деятельности будущих педагогов.

Мастерство педагога прямо не связано со стажем его работы. В отличие от мастерства педагогическое творчество, как отмечает А.К. Маркова, — это всегда поиск и нахождение нового: либо для себя (обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач), либо себя и для других (создание новых оригинальных подходов отдельных приемов, перестраивающих известный педагогический опыт).

В современных условиях все больше появляется учителей-мастеров своего дела. Творчество и мастерство – одно и то же или нет? (Вопрос участникам педсовета)

Мастер – это работник, в совершенстве владеющий своей профессией, а мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Творческим может быть и молодой учитель, еще не мастер.

По уровню творчества педагогов можно разделить на несколько групп.

¤ В первую группу входят учителя, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности;

¤ другая группа – педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности и, наконец,

¤ педагоги, создающие систему обучающих технологий.

Творческий учебно-воспитательный процесс требует от педагога его духовных и творческих сил, знаний характерных для творческой деятельности.

 Работа творческих групп по предложенным вопросам. Оформить свои ответы на ватмане.

Первая творческая группа: Какие способности человека служат ступеньками к педагогическому творчеству? Факторы, способствующие развитию творческой активности? Источники творчества?

(Способности: Умение – наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, предвидеть; способности – гибкость и нестандартность мышления; комбинирование, реконструирование; видеть проблемы и противоречия).

(Факторы: система дидактических умений, аналитический подход к определению качества преподавания и качества ЗУН, анализ развития творческих способностей: внедрение педагогического опыта, коллективная работа над научно-методической проблемой, самообразование, система стимулирования педагогического труда).

(Источники: анализ УВП, изучение опыта коллег, чтение научной литературы, картотека интересных фактов, вопросы учащихся, которые анализируются, общение с коллегами, друзьями, учащимися).

Таким образом, творческий педагог – обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательскою смелостью, критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта.

Вторая творческая группа: Какие условия нужны для того, что чтобы учитель развивался творчески? Есть ли они у нас в гимназии? Если нет то, что для этого нужно нам изменить?

(Условия: нравственно- психологический климат коллектива, стимулирование к нестандартным решениям, материальная база, свобода критики, проведение дискуссий, влияние личности руководителя, наличие свободного времени).

Таким образом, чтобы наш коллектив развивался творчески нужно:

точность во всем

дисциплина

порядочность

вдохновение

умение слушать критику

внимание

воля

уверенность в собственных силах

способность доводить дело до конца

высокий общий уровень развития

знание своего дела

Третья творческая группа: Какие качества творческого педагога позволяют выявить и развить творческий потенциал ученика? В чем заключается задача педагога по развитию творчества учащихся?

(Качества: педагогический такт, способность к сочувствию, сопереживанию, артистизм, умение ставит неожиданные вопросы, создание проблемных ситуаций, поощрение учителем детского воображения).

Таким образом, формирование творческой личности рассматривается как двусторонний процесс, связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности учителя, с другой – с формированием у него опыта творческой деятельности.

Четвертая творческая группа: Методы и приемы творческой работы (примеры из практики). Формы педагогического творчества.

Формы: творческие группы: проблемные, инициативные; разработка моделей, схем рекомендаций по применению на практике.

Только учитель, работающий творчески, способен воспитать творческую личность. Несомненно, педагогическое новаторство, индивидуальность преподавателя превращают его деятельность в привлекательный интересный процесс и определяют качество учебно-воспитательного процесса. Еще в античные времена творчество и педагогическая умелость были ведущими критериями педагогического дела. И сегодня основа профессиональной категории учителя, материальная оценка качества его труда определяются педагогическим творчеством как важнейшей характеристикой учебно-воспитательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА.

ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА....

От творчества учителя к творчеству ученика.

Повышение педагогического мастерства, поиск новых условий обучения, воспитания и развития младших школьников....

Воспитание экологической культуры в условиях совместной деятельности учителя и учащихся через повышение уровня экологических знаний.

Экологическая ситуация, сложившаяся в России и во всём мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты требуют перестройки мышления человечества, ...

«Совершенствование воспитательных  методов и форм работы с воспитанниками в условиях коррекционной школы на уровне ФГОС»

laquo;Дети -  это живые цветы земли»       Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в...

«От творчества учителя – к творчеству ученика»

    Только у творческого учителя могут быть творческие ученики. В школьной программе на всех уроках присутствуют элементы творчества. Но самым продуктивным для развития творческой лич...

Взаимосвязь в работе учителя, воспитателя, социального педагога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях школы-интерната

Выступление на педсовете: «Взаимосвязь в работе учителя, воспитателя, социального педагога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях школы-интерната»....

"От творчества учителя - к творчеству ученика"

статья для родительского собрания...