От творчества учителя к творчеству ученика.
методическая разработка по теме

Ануфриева Алевтина Юрьевна

Повышение педагогического мастерства, поиск новых условий обучения, воспитания и развития младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ot_tvorchestva_uchitelya_k_tvorchestvu_uchenika.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

От творчества учителя к творчеству ученика. Повышение педагогического мастерства, поиск новых условий обучения, воспитания и развития младших школьников.

Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К таким важным свойствам относятся: гуманистическая направленность деятельности преподавателя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическая техника. Педагогическое мастерство – это самоорганизующаяся система в структуре личности, где системообразующим фактором выступает гуманистическая направленность, позволяющая целесообразно, с требованиями общества, выстроить педагогический процесс. Фундаментом развития профессионального мастерства педагога, дающим ему глубину, основательность, осмысленность действий, выступает профессиональное знание. Направленность и профессиональное знание составляют тот остов, «скелет» высокого уровня профессионализма в деятельности, который и обеспечивает целостность самоорганизующейся системы. Педагогические способности – дрожжи мастерства, обеспечивающие скорость его совершенствования. Техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет все средства воздействия увязать с целью, тем самым гармонизируя структуру педагогической деятельности.

Функции педагогики можно подразделить на теоретическую и технологическую.

Теоретическая функция предполагает:

 изучение передового и новаторского опыта (описательный уровень);

 выявление состояния педагогических явлений (диагностический уровень);

 проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень).

Технологическая функция:

 разработка методических материалов (планов, программ, учебных пособий и др.), определяющих нормативный план педагогической деятельности (проективный уровень);

 внедрение достижении науки в педагогическую практику (преобразовательный уровень);

 анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень).

Функции педагогической науки должны осуществляются в органическом единстве.

Исходя из этих функций, основными задачами педагогики являются:

 анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем;

 разработка теоретико-методологических основ образования;

 выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами;

 определение содержания образования в конкретных условиях;

 разработка образовательных стандартов;

 разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;

 изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогический инноваций;

 внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику;

 изучение истории развития образования и педагогической мысли.

Что значит воспитать творческую личность? Во-первых, создать условия для наиболее полного раскрытия возможностей и способностей каждого ученика, развития его неповторимой индивидуальности. Во-вторых, научить нетрадиционно подходить к решению поставленной проблемы. В-третьих, что, пожалуй, является самым главным, зажечь в глазах детей огонек желания творить, мыслить, делать добро. А осуществить это может по-настоящему творческий педагог, относящийся к званию «Учитель» не только как к профессии, а как к призванию и состоянию души.

Приоритетные задачи современного образования, важнейшие для развития как общества в целом, так и конкретной личности – воспитание творческого и эмоционально-ценностного отношения к миру, предъявляют особые требования к личностным и профессиональным качествам учителя.

Гуманистическое воспитание опирается на личность учителя и требует от него веры в человека, уважения его внутреннего мира и гражданской позиции.

Образовательное пространство школы рассматривает систему «учитель-ученик» как постоянно развивающуюся духовную общность, где учитель не только создает оптимальные позитивные условия для развития личности каждого ученика, но и сам открыт новому опыту, новому знанию, постоянно развивается и получает удовольствие от своего труда.

Профессиональное развитие учителя – это не только рост, становление, личностная реализации в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, но и главное – это качественное преобразование учителем своего внутреннего мира.

Первое направление в решении проблемы гармонизации личности учителя – воспитание и поддержание мотивации на педагогической деятельности, сотрудничества с ребенком.

Психологическим условием развития педагогической направленности является осознание учителем ведущего мотива собственного поведения, деятельности, общения и необходимости его изменения.

Динамика педагогической направленности определяется перестройкой мотивационной структуры личности учителя с предметной направленности на гуманизацию деятельности.

Второе направление – обеспечение социально-психологических условий повышения уровня педагогической компетентности, прежде всего, коммуникативной и конфликтной.

Педагогическая компетентность включает в себя знания, умения и навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, самореализации личности.

Психологическим условием развития педагогической компетентности является осознание учителем необходимости повышения своей общечеловеческой и специальной культуры и тщательной организации общения как основы развития и обучения в школе. Динамика развития педагогической компетентности учителя определяется сменой репродуктивного уровня выполнения действий и операций творческим.

Третье направление – психологическое обеспечение повышения уровня культуры эмоциональной жизни  учителя, его психологической готовности к адекватному эмоциональному реагированию в нестандартной ситуации (конфликт, фрустрация и т.п.) – способность ценить, правильно понимать, искренне принимать переживания обучающихся и уметь экспрессивно выражать свои способности. Психологическим условием развития эмоциональной гибкости является осознание учителем роли и значения аффективной сферы личности в оптимизации деятельности, общения, психологического и физического здоровья и учителя, и ученика.

Таким образом, формируется Я-концепция педагога – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная система представления личности о самом себе, целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я, на основе которого он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Педагогическое мастерство учителя как компонент общеличностного развития можно также анализировать в различных социально-психологических аспектах:

Первый аспект связан с разработкой научных основ психологии педагогической деятельности. Наука позволяет раскрыть сущность и содержание таких важных психологических категорий, как самоопределение себя как педагога, свою пригодность к педагогической деятельности, педагогическая квалификация.

Второй – связан непосредственно с изучением индивидуально-психологических особенностей и конкретных свойств личности, необходимых человеку в педагогической деятельности и обуславливающих ее эффективность.

Третий аспект – связан с разработкой психологических основ педагогического мастерства. Здесь изучаются условия и факторы педагогического самосовершенствования, самореализации, роста квалификации, профессиональной компетенции, развития педагогических умений и навыков, формирование личностной учительской позиции. Это самый длительный процесс развития личности педагога с начала формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в педагогической деятельности. Центральное звено этого процесса – педагогическое мастерство.

Таким образом, ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО – это процесс целостного развития личности как субъекта педагогической деятельности, который определяется социальным запросом, ведущей деятельностью, а также активностью самого учителя, при этом профессиональное развитие предполагает потребность стремления учителя к своему профессиональному росту.

У каждого из нас  существуют достаточно четкие представления об идеальных целях, достижение которых, по нашему мнению, желательно добиваться,  опираясь на реальные возможности наших умений и  навыков, которые фактически в большей или меньшей степени зависят от нашей внутренней организованности и от внешних условий.

То есть каждый педагог сочетает в себе три основных компонента:

 Я – методист  («идеальное Я» – четкое осознание, как должно быть);

 Я – исполнитель (реальное Я – осознание своих возможностей);

 Я – новатор   (Я  в развитии – стремление к самосовершенствованию).

Основные критерии педагогической успешности (педагогического мастерства) можно оценить по пяти позициям:

Положительное взаимодействие с учащимися – показатель более 89% предполагает высокий уровень доверительных отношений с учащимися и окружающими их людьми, заботится о благополучии других; способен сопереживать, допускает привязанности и близкие отношения; понимает, что человеческие отношения строятся на взаимных уступках.

Менее 62%  – имеет ограниченное количество доверительных отношений с окружающими: ему сложно быть открытым, проявлять теплоту и заботиться о других; в межличностных взаимоотношениях, как правило, он изолирован и фрустрирован (поведение человека в нестандартной ситуации; не желает идти на компромиссы для подержания важных связей с окружающими.

Профессиональный и личностный рост – показатель более 86% показывает о развитом чувстве непрекращающегося развития, восприятии себя «растущим» и самореализовывающимся, открыт новому опыту, испытывает чувство реализации своего потенциала, наблюдает в себе и своих действиях с течением времени; изменяется в соответствии с собственными познаниями и достижениями.

Менее 62%  – осознает отсутствие собственного развития, не испытывает чувства улучшения или самореализации, испытывает скуку и не имеет интереса к жизни, ощущает неспособность устанавливать новые отношения или изменить свое поведение

Автономия педагога – показатель более 75% характеризует педагога как самостоятельного и независимого, способного противостоять попыткам общества заставить думать и действовать определенным образом; самостоятельно регулирует собственное поведение; оценивает себя в соответствии с личными критериями.

Менее 56% – зависит от мнения и оценки окружающих; в принятии важных решений полагается на мнение других; поддается попыткам общества заставить думать и действовать определенным образом.

Авторитет у родителей – отношение родителей учащихся школы, их стремление к сотрудничеству, доверие.

Эмоциональное состояние учащихся в школе – изучение насколько комфортно ребята чувствуют себя в школе на уроках, во время ситуации проверки знаний, как складываются их отношения с учителями и одноклассниками, а также особенности эмоциональных установок каждого учащегося.

Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации воспитания и обучения младших школьников, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему младшего школьного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие младшего школьного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу младшего школьного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

Можно выделить следующие причины появления инноваций в младшем школьном образовании: научные исследования; социокультурная среда – потребность образовательных учреждений в новых педагогических системах; творческая вариативность педагогов; заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в развитии детей.

В понятие педагогической технологии входят:

 концептуальная основа;

 содержательная часть обучения (цели обучения и содержание учебного материала);

 технологическая часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности, методы и формы работы педагога; диагностика).

Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).

Концептуальность предполагает опору на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.

Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность усматривает оптимальность по затратам, гарантию достижения определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

На основе анализа педагогических технологий можно выделить следующие технологии, применяемые в системе младшего школьного образования:

 технологии развивающего обучения;

 технологии проблемного обучения;

 игровые технологии;

 компьютерные технологии;

 альтернативные технологии.

Хотелось бы отдельно остановиться на игровых технологиях обучения.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

 дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

 учебная деятельность подчиняется правилам игры;

 учебный материал используется в качестве ее средства;

 в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

 успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

 обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

 познавательные, воспитательные, развивающие;

 репродуктивные, продуктивные, творческие;

 коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

Содержание детских игр развивается последовательно: предметная деятельность, отношение между людьми, выполнение правил общественного поведения.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

 дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

 развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

 воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

 социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Игровые технологии широко применяются как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.

У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

В результате освоения игровой деятельности формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.

Отдельное внимание следует также уделять развитие творческой активности младших школьников на занятиях.

Особое значение в развитии творческой активности младшего школьника играет прикладная деятельность, характеризующаяся свободой реализации замыслов через использование разнообразных материалов, технологий в создании оригинальных изделий. Не ограничивая ученика начальных классов в активном воображении, а подключая творческое мышление, художественно-конструкторская деятельность позволяет расширить представления ребенка об окружающей действительности, обогатить его жизненный опыт, ориентирует на преобразующее отношение к миру.

Системный подход в освоении детьми художественно-конструкторской деятельности дает им возможность накопить эстетический, технологический, социальный, трудовой опыт, тем самым обеспечивает развитие творческой активности ребенка на самом высоком уровне.

Отношение школьников к учению обычно характеризуют активностью, которая определяет степень «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. Активность школьника выражается через трудовую, познавательную, общественную, художественную и другие виды деятельности, в своем развитии сопровождает весь процесс становления личности ребенка. Наличие в активности школьника творчества дает ему возможность быть оригинальным, целеустремленным в познании окружающей действительности и самореализации.

У ребенка дошкольного и младшего школьного возраста происходит формирование эмоциональной и мотивационно-ценностной сфер личности, для которых характерны познавательная активность, любознательность, потребность в принятии самостоятельных решений и их практической реализации, готовность к преодолению трудностей. Личностные особенности, характерные данному возрасту, необходимо культивировать через развитие активности при создании условий, способствующих раскрытию творческого потенциала ребенка, высвобождению воображения, фантазии.

На уроках трудового обучения в начальной школе дети создают различные изделия, не акцентируя внимания на целесообразности этого процесса, не придавая значения роли и месту в окружающем мире, эстетическому соответствию своих произведений оригиналам.

В современном мире, когда труд приобретает научно-творческий характер, актуальность преобладания технологичности в трудовом воспитании младших школьников резко снижается, уступая место художественно-технологическому творчеству (художественно-конструкторской деятельности). Эта субъективно новая для детей деятельность позволяет расширить представления учащихся о мире, помогает ощутить взаимосвязь трудовых (технологических) процессов с предметами и явлениями окружающей действительности, осознать гармоничность существующих связей, получить возможность на основе сформированных знаний творить по законам красоты и гармонии.

Художественно-конструкторская деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, ведь для младшего школьника важен не только процесс, но и результат трудовой деятельности. Красивое, функциональное изделие — один из основных мотивов, побуждающих ребенка к продуктивному продолжительному творчеству, к проявлению самостоятельности в планировании и осуществлении задуманного.

Специфика художественно-конструкторской деятельности заключается прежде всего в единстве утилитарного (польза) и эстетического (художественная выразительность), в интеграции искусства и техники, красоты и целесообразности. Художественно-выразительная природа такой деятельности создает условия для развития эстетических идеалов, представлений, взглядов о гармоничной форме и целесообразной конструкции изделия, что является основой для развития эстетического и в высшем своем проявлении художественного вкуса.

Следуя специфике художественно-конструкторской деятельности, детское творчество в системе обучения и воспитания необходимо рассматривать с четырех взаимосвязанных позиций: эстетической, технологической, трудовой и социальной.

Ануфриева Алевтина Юрьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая группа учителей «ОПЫТ.ТВОРЧЕСТВО.НАУКА»

В основе методического обеспечения учителей начальных классов стоит деятельность творческой группы«Опыт. Творчество. Наука» по вопросам начального образования. Целью творческой группы является с...

Творчество учителя и учеников

Педагогический труд обязан быть творческим, так как неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя. Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление творчества учени...

ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА.

ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА....

Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя».

Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя»....

«От творчества учителя – к творчеству ученика»

    Только у творческого учителя могут быть творческие ученики. В школьной программе на всех уроках присутствуют элементы творчества. Но самым продуктивным для развития творческой лич...

"От творчества учителя - к творчеству ученика"

статья для родительского собрания...

Муниципальная методическая декада по теме «Путь к успеху через творчество учителя и ученика»

Разработка и проведение открытого коррекционно - развивающего занятия с детьми ОВЗ....