Формирование адекватной самооценки школьника
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Казимова Айгюл Абдулхаликовна

Самооценка- отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Бывает адекватная, неадекватная (завышенная и заниженная).

В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

Самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении.

Самооценка подростка формируется в процессе его равнения на те моральные ценности и требования, которые приняты в кругу сверстников.

Существует ряд методик, с помощью которых можно диагностировать уровень самооценки ребёнка.  В ходе изучения литературы по данному вопросу я рассмотрела некоторые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление Казимовой А.А на тему: «Формирование адекватной самооценки школьника».

Самооценка- отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Бывает адекватная, неадекватная (завышенная и заниженная).

В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

Самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении.

Самооценка подростка формируется в процессе его равнения на те моральные ценности и требования, которые приняты в кругу сверстников.

Существует ряд методик, с помощью которых можно диагностировать уровень самооценки ребёнка.  В ходе изучения литературы по данному вопросу я рассмотрела некоторые.

Итак, уважаемые коллеги для определения самооценки младших школьников можно использовать методику  “Лесенка”. Цель: выявление уровня развития самооценки.

Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.

На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.

На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка).

Обработка результатов:

1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);

4-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный);

8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).

Также можно использовать методику “Какой Я?” (модификация методики О.С. Богдановой).  Цель:выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств.  Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов

Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

10 баллов - очень высокий 

8-9 баллов - высокий

4-7 баллов - средний

2-3 балла - низкий

0-1 балл - очень низкий.

Для учащихся 5-6 классов можно предложить следующие методики для определения самооценки

Методика "Опросник", в которой ребёнок отвечает на 10 вопросов, а затем обрабатывается результат.

Методика «Как у тебя с самооценкой?”

После того как вы провели ту или иную методику по определению самооценки, вы выявляете у себя в классе детей с адекватной, завышенной и заниженной самооценкой. И я хочу дать некоторые рекомендации учителям и родителям по работе с детьми с завышенной и заниженной самооценкой.

Советы педагогам и родителям для формирования самооценки  школьника рекомендуется:

- педагогу идти путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха;

- и педагогам, и родителям рекомендуется не скупиться на похвалу, проявление эмоциональной поддержки по отношению к детям;

- работа по формированию самооценки должна осуществляться в разные режимные моменты и в разных видах деятельности;

- педагогу рекомендуется задействовать различные источники и механизмы;

- педагогу учитывать принцип меры и принцип системы;

- обучать ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;

- проводить с детьми релаксационные игры;

- предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться;

- предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе);

  • предоставлять детям возможность делать выбор.

Спасибо за внимание!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Формирование адекватной самооценки младших школьников"

Подробная разработка мастер-класса с презентацией. Описание методики формирования адекватной самооценки у школьника....

Дипломная работа "Формирование адекватной самооценки у школьников СКОУ VIII вида

Дипломная работа на тему"Формирование адекватной самооценки у школьников СКОУ VIII вида"...

Мастер-класс "Формирование адекватной самооценки младших школьников"

Мастер-класс проводится в форме моделирования урока "Окружающий мир (1 класс). Тема урока "Поговорим одружбе". Цель урока - учить детей понимать себя, свои мысли, свои поступки. Цель мастер-класса- со...

Формирование адекватной самооценки у младших школьников на уроках русского языка

курсовая работа на соискание высшей категории "Формирование адекватной самооценки у младших школьников на уроках русского языка" (в рамках системы Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова)  с презентацией....

Мастер-класс по теме "Формирование адекватной самооценки младших школьников"

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, хара...

Роль семейного воспитания в формировании адекватной самооценки младшего школьника.

Понятие семьи.Стили воспитания в семье. Влияние их на формирование самооценки ребёнка.Внутрисемейные психологические факторы,имеющие воспитательное значение....

Формирование адекватной самооценки младших школьников в условиях ФГОС

Презентация к обобщению опыта работы по теме самообразования...