Семинар - практикум от охраны здоровья к успеху в учёбе
методическая разработка по теме

Данное мероприятие было проведено на заседании МО с педагогами начальной школы. На семинаре были раскрыты вопросы по физическому и психическому здоровью младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum_ot_okhrany_zdorovyak_uspekhu_v_uchyobe.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение учителей начальных классов VII вида

МСКОУ Скош №2

Семинар – практикум

«От охраны здоровья к успеху в учёбе»

                                                                                          составила рук. Мо

                                                                                          учитель I категории

                                                                                          Бурматова Е. П.    

                                                г.    Южноуральск

                                                        2008 г.  

План.

1. Здоровье младших школьников.

а) физическое здоровье школьников (Долматова Е.Б.-школьный врач);

б) психологическое здоровье младших школьников (Швецова Н.А.педагог – психолог).

2.Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно – развивающего обучения (Серёгина Л. Е. учитель начальных классов)

3. Практическое занятие в «Школе здоровья» (Бурматова Е.П. - руководитель МО).

4. Анализ административных работ во 2-4 классах за III четверть (Акимова Л.Г. завуч УВР)

               

                           «Здоровье – это вершина, на которую

                    каждый должен забраться сам»

                                                                                                 И.И. Брехман

Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

        Эта работа является приоритетным направлением деятельности школы. Педагогический коллектив школы чётко осознаёт, что эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учёта физических и психологических особенностей детей. Здоровье, которое понимается как характеристика развития, как высокий уровень адаптированности к среде, рассматривается нами как основной фактор, определяющий эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении. Появляются проблемы школьной неуспеваемости,        особенно если в школе не созданы условия для нормальной жизнедеятельности организма учащихся.

        По данным медицинской статистики количество здоровых школьников сокращается в 4-5 раз, составляя лишь 10-15%  от общего числа учеников.

        Наша школа, к сожалению, не является исключением. Более подробно о состоянии здоровья младших школьников расскажет школьный врач Долматова Е.Б.

        1. Здоровье школьников.

Слабое здоровье школьников становится одной из причин трудностей их адаптации к школьным нагрузкам. Напряжённый режим школьной жизни приводит к резкому ухудшению как физическому, так и психологическому здоровью. О психологическом здоровье младших школьников с нами поделится педагог - психолог Швецова Н.А.

        

        Главной целью для педагога на современном этапе становится психологическое здоровье каждого ученика. Предлагаю несколько психологических разминок, которые может использовать каждый учитель на уроках. (Материал для учителей)

В нашей школе обучаются дети с различными формами психических отклонений. Они требуют особого подхода к себе как в школе, так и дома. Для этого необходимо уметь распознать возможные психологические отклонения в развитии детей и организовать психокоррекционную работу со

стороны учителей и родителей. Вот почему вопросы валеологии приобретают ещё большее значение в классах, где учатся дети с задержкой психического развития. Именно такие дети испытывают наибольшие трудности в учении. О здоровьесберегающих технологиях в классах корреционно-развивающего обучения нам расскажет Серёгина Л.Е.

2. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения        

        Каждый разумный взрослый желает, чтобы ребёнок рос здоровым. И мы педагоги, работающие с младшими школьниками должны принимать непосредственное участие в сохранении и укреплении здоровья своих воспитанников, обучать практическим упражнениям, помогающим заботится о здоровье.

3. Практическое занятие в «Школе здоровья»

Цель:  обучение практическим упражнениям, помогающим заботится о здоровье.

Повторение девиза

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!

Расслабление (психологический настрой). Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов»

-Разогрели ладошки, закрыли ими глаза, представили что-то приятное, ласковое.

        Красота окружает нас повсюду: она в каждом цветке, в ярких солнечных бликах на воде, в спокойной мощи старых деревьев. Природа вызывает восторг в моей душе, она вливает в меня силы. Я обретаю успокоение, радость. Любуюсь природой, чувствую, что мне легко с любовью смотреть и на себя. Я – частица природы, следовательно, я тоже по – своему прекрасна. Куда бы я не обратила взор, везде вижу красоту. Сегодня красота жизни находит отклик в моей душе.

Упражнения на осанку

1. Ходьба: на носках, руки за голову, на пятках, руки на пояс.

Упражнения для мышц шеи.

И.п. – ноги врозь, руки на пояс:

наклоны головы вперёд – назад(8 раз);

наклоны головы в стороны(8 раз);

повороты головы в стороны(8 раз).

Упражнения для рук и плеч

И.п. – ноги врозь:

поднимание и опускание плеч, руки внизу;

поочерёдное поднимание плеч.

В одной  сказочной стране на берегу синего моря стоял дворец. В нём жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя – сыновья часто болели.

        Правитель пригласил во дворец мудрых людей и спросил: «Почему люди болеют? Что сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?» мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал: «Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, проведения и умения помочь себе и другим в трудную минуту».

        Выслушал правитель мудреца и приказал открыть «школу здоровья» для всех детей своей страны.

        От чего же зависит здоровье человека?

Не умеем радоваться.

Радость – особая мудрость, и болезни её не бояться. радостный человек много смеётся. А смех снимает нервное напряжение, стресс. во время смеха в крови резко увеличивается количество антител и повышается сопротивляемость инфекциям. Смех – отличная нагрузка для мышц плеч, грудной клетки, брюшного пресса. Смех способствует очищению дыхательных путей, лечит головную боль, избавляет от бессонницы. Несмотря на доступное содержание уроков, применение разнообразных приёмов и методов в конце рабочего дня, в конце четверти у учащихся проявляются явные признаки усталости. В этот момент необходимо переключить внимание учащихся, дать 1-2 мин отдыха, юмора, благотворно действующих на них, например, спросить: « Сколько шагов сделает воробей за минуту?», «От чего утка плавает?» (от берега).

Самомассаж лица обеспечит прилив крови в головной мозг. (Слайд)

При  длительной работе ручкой, карандашом пальцы рук учащихся нуждаются в специальной гимнастике. Приведенные ниже упражнения не только послужат активным отдыхом для утомлённых пальцев, но и увеличат их подвижность и силу.

Упражнения для пальцев рук.

1. Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо.

2.С силой сжимать и разжимать пальцы пока не устанут.

3. Сжать пальцы в кулак. Разгибать и сгибать отдельно каждый  палец.

4. Стихотворные упражнения (Слайд)

Упражнения выполнять сидя, поставив локти на парту. Каждое упражнение повторять 10-15 раз.

Дыхательная гимнастика.

«Холодный ветер». Вдох через нос, выдох через рот холодным воздухом, губы в трубочку (2 раза).

«Тёплый ветер». Вдох через нос, выдох через рот тёплым воздухом со звуком «ха-а», будто согревая руки (2 раза).

«Нюхаем цветы». Три коротких вдоха через нос, плавный выдох через рот ( 4 раза).

Дыхание через левую ноздрю, правую закрыть пальцем, затем наоборот (2 раза).

Ритмическая гимнастика.

Хорошая осанка формируется не только эстетическими требованиями, но и и медицинскими. Просыпаясь учащимся полезно повторить 20 -30 раз следующее:

Я выпрямляюсь! Мой позвоночник вытягивается! Я тянусь к солнцу!

Повороты на месте под музыку (4 раза направо, 4 раза налево).

Ходьба с хлопками (1-4 – с хлопками, 5-8 – без хлопков).

«Растём большими». Ходьба на носках, руки вверх.

Ходьба и бег змейкой между рядами.

Гимнастика для глаз.

 1.Крепко  зажмурить глаза на 3-5 сек.  считать медленно до пяти, затем открыть глаза на такое же время.(5 раз)

Улучшить кровообращение можно, если быстро моргать в течение 1-2 мин.

2. Для снятия утомляемости и облегчения работы на близком расстоянии  (чтение, письмо) смотреть перед собой 2-3 с..  Потом, держа указательный палец правой руки на уровне средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него в течение 3-5 с. Опустить руку. (10-12 раз)

3. Смотреть в окно вдаль в течение одной минуты.

4. Метод Бейтса.

а) Голова зафиксирована, могут двигаться  только глаза. В вытянутой руке карандаш. Он двигается вправо, влево, вниз. Надо непрерывно следить за ним.

б) Взглянуть на потолок, не двигая головой и телом, затем перевести глаза к полу(10 раз).

в) вытянуть руку вперёд. Смотреть на конец пальца вытянутой руки. Медленно приближать палец, не сводя глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться(3-5 раз)

Хоровое чтение – прекрасный отдых, оживляющий внимание. К.Д. Ушинский писал, что если учитель заметил, что «класс устал, рассеян, работает вяло, начинаются зевки, маленькие шалости», то достаточно предложить классу произнести какие–нибудь стихотворения, пословицы…Энергия возродиться, и учащиеся начнут работать по – прежнему. Важно приучать учащихся во время хорового чтения держать корпус выпрямленным, голову слегка приподнятой, что даст возможность соблюдать при чтении правильное дыхание, а учителю лучше видеть и слышать всех и каждого в отдельности.

Учащиеся младшего школьного возраста очень эмоциональны, непоседливы. Поэтому очень важно воспитывать у них умение сдерживать свои чувства, если они противоречат интересам окружающих. Прежде чем начать упражнение, учитель предупреждает, что когда они увидят на доске слово тишина, то должны сразу оставить работу, прекратить разговоры, удобно сесть и сидеть тихо.

        Опыт показывает, что в начале, усаживаясь, учащиеся производят много шума, но после нескольких упражнений достаточно появиться на доске слову тишина, они буквально «замирают».

        Минута тишины является не только физическим отдыхом, но и хорошей гимнастикой для волевых центров.

        с древних времён музыка сопровождала человека, даря ему духовное и физическое здоровье. Многие известные деятели рассматривали музыку как эффективное средство воздействия на настроение организма.

        В качестве примера привожу методику использования музыкотерапии на практических занятиях по технологии. В начале урока проходит инструктаж по технике безопасности, сообщение темы и целей работы. Затем включается специально подобранная музыка определённой громкости, соответствующая возрасту учащихся. Звучит она в течение 20-25 мин. Учащиеся выполняют работу. По окончании этого времени звучит другая мелодия в течение 2-3 мин. Она является своеобразным сигналом к окончанию работы. Во время подведения итогов работы музыка включена.

        Использование оздоровительных упражнений на уроках позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и  работоспособность, а это, в свою очередь, способствует укреплению здоровья учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Организация ситуации успеха в учебном процессе"

Познакомить педагогов со структурой и принципами создания ситуации успеха в учебном процессе.Выявить возможности педагогов изменяться.Выработка навыков по созданию ситуации успеха в учебном процессе у...

Семинар-практикум «Аукцион педагогических идей» (психолого-педагогические условия создания ситуации успеха).

Цель: Содействие формированию у педагогов  потребности использования  в своей работе принципа «Успех порождает успех», как одного из условий создания здоровьесберегающей сре...

Доклад "От охраны здоровья - к успеху в школе"

Семинар зам. директоров по воспитательной работе и социальных педагогов по теме "Предотвращение жестокости и насилия в молодежной среде" доклад...

Клуб «Родник» Семинар-практикум «Формула здоровья педагогов»

Цель. Формирование потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии (как залоге успешности в педагогической деятельности), умения и желания заботиться о своем здоровье....

Укрепление здоровья - успех в учёбе. (Советы родителям).

Консультационный материал для родителей обучающихся начальной школы....

Семинар-практикум «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»

Семинар-практикум «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи»...

Семинар-практикум для родителей и детей «Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья ребёнка»

1. Привлечение родителей к сотрудничеству с инструктором по физической культуре в плане единых подходов оздоровления детей;2. Повышать роль семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного в...