Информационно- коммуникационные технологии как средство развития компонентов учебной деятельности младших школьников
методическая разработка (2 класс) на тему

Худанова Марина Викторовна

Прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-

коммуникационные технологии как средство развития компонентов учебной деятельности младших школьников

    Худанова Марина Викторовна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 2 г.Грязи,

Слайд №2

 Итак, прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

  • игровая деятельность;
  • создание положительных эмоциональных ситуаций;
  • работа в парах;
  • проблемное обучение.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.


В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, специальные технические использующие информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий.

Когда компьютер стали использоваться в образовании появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» - ИКТ.

Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего с помощью и при посредстве средств ИКТ.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Слайд №3

Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем. С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:

  • усиление интенсивности урока;
  • повышение мотивации учащихся;
  • мониторинг их  достижений.

Слайд №4.

 Использование ИКТ  в начальной школе позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный  подход к ученику, применяя разноуровневые задания).

Слайд №5. ИКТ  могут быть использованы на любом этапе урока:

  • для обозначения темы урока;
  • для создания проблемной ситуации при изучении нового;
  • как сопровождение объяснения учителя;
  • для контроля учащихся.

Слайд №6. Применение ИКТ: 

  • расширяет возможность самостоятельной деятельности;
  • формирует навык исследовательской деятельности;
  • обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

На сегодняшний день трудно представить современный урок без использования информационно-коммуникативных технологий. Педагоги нашей школы активно включают ИКТ в учебный процесс. Составление урока с применением ИКТ требует от учителя тщательной подготовки. Необходимо продумать:

  • последовательность технологических операций;
  • формы и способы подачи информации на экран;
  • время мультимедийной поддержки урока.

Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён К.Д.Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого высказывания не стареет. Урок, включающий слайды презентации, электронных энциклопедий и книг, вызывает у детей эмоциональный отклик.  Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного,  30% увиденного, и более 50% того, что видит и слышит одновременно. Таким образом, презентация облегчает  процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов и способствует повышению качества обучения.

95% учителей нашей школы готовы:

  • Создавать презентаций к урокам.
  • Работать  с ресурсами Интернет.
  • Использовать  готовые обучающие программы.
  • Разрабатывать и использовать собственные  авторские программы.  

В начальных  классах имеются компьютеры, проекторы и экраны..

         

Слайд №7.

Возможности мультимедиа позволяют сделать уроки насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. Приходя в класс, дети интересуются: «Что нового и интересного они узнают сегодня?». А это значит, что ещё до урока есть учебная мотивация, развивать и поддерживать которую должен педагог.

На своих уроках я использую электронные учебники.

Каждое такое пособие включает электронную версию учебника, обучающие интерактивные задания и тренажёры к отдельным урокам или темам, учебные упражнения для повторения и закрепления изученного материала. Эти пособия я использую как наглядные пособия при работе с мультимедиа- проектором.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются  фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.  Здесь , как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

 На уроках по письму я использую презентацию по написанию букв: "Учимся писать буквы по Илюхиной"( письмо с секретом).

При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровье-сберегающих технологий.

Возможности ИКТ позволяют разнообразить не только урочную деятельность, но и внеклассную работу. Я готовлю классные часы и мероприятия, любое мероприятие украшают презентации, клипы, видео ролики. Слайды презентации содержат занимательный материал.( по правилам дорожного движения, о культуре поведения, по сказкам.( т.к. у меня кружок " В гостях у сказки").

 Использую ИКТ и на уроках изобразительного искусства и технологии. ( о родительском собрании)( Проект "Моё любимое число" , а сейчас " Моя семья")

Слайд №8.

Итак, мы видим, что применение новых информационных технологий раскрывают неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Урок с применением компьютерных технологий не только оживил учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысил мотивацию в обучении. Использование ИКТ в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению  главной задачи образовательной политики. Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их

применять в реальной жизни, реальной ситуации. В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны даже не столько сами знания, а сколько умение добывать их и умение самостоятельно эти знания применять во всевозможных ситуациях. Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное – поднимет на более высокий уровень интерес детей к учёбе.

Слайд №9

В заключение своего выступления разрешите поздравить всех с праздниками. Пусть этот год змеи будет плодотворным  для учителей начальных классов, так как мы первопроходцы, которым предстоит работать по новому ФГОСу второго поколения. А всем педагогам нашей школы творческих успехов, гениальных  открытий и человеческого счастья.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников»

От обычного занятия он отличается тем, что все участники работают над одной и той же темой. Автор предлагает педагогам самим сделать открытие, а именно работая в группах пройти путь научного познания ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В данной статье даётся обоснование актуальности использования средств ИКТ на уроках в начальных классах...

Внеурочная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника

Что такое УУД, внеурочная деятельность,коммуникативные,регулятивные УУД....

Дипломная работа"Информационно- коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса у детей"

Дипломная работа "Информационно -коммуникационные технологии как средство познавательного интереса у детей"...

Обобщение опыта «Развитие познавательных процессов и формирование структурных компонентов учебной деятельности младшего школьника через программу внеурочной деятельности «Шаги к успешности».»

          Для успешного обучения ребенка в школе, для обеспечения полноценного усвоения учебного материала необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по...