ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
статья на тему

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблемы культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Выступление на МО35 КБ

Предварительный просмотр:

   

                        ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

                 ЧТО ЭТО ТАКОЕ? ФОРМИРОВАНИЕ

          УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО

          СОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБ-

          РАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

     Сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития, а значит и проблема толерантности актуальна.

     ТОЛЕРАТНОСТЬ – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права, при этом, не нарушая прав других людей. В это же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

     Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблемы культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень не просто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - понятия, без которых не возможны какие-либо преобразования в современной школе.

     На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.

     ПРИЗНАНИЕ – это способность видеть другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

     ПОНИМАНИЕ – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

     Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которых сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

     Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условия гармоничных отношений в обществе.

     Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20-30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельностью. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

      На мой взгляд, воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель-ученик», Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов организации учебного процесса. В воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.

     В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, что в свою очередь – путь к толерантному взаимодействию, взаимному пониманию.

     Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен, он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.

     Для понимания поведения ребенка исходной позицией является признание ребенка, уважения его индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого субъективный смысл. Педагог должен постигать внутренний мир ребенка, проникать в глубину его переживаний, опираясь на интуицию.

     ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ – воспитание терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям.

     Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчужденности по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

   

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимназическое образование младших школьников в условиях общеобразовательной школы

В статье описана модель гимназического образования младших школьников в условиях общеобразовательной школы. Данная модель реализуется в нашей школе с 2006 года. Результаты обученности учеников гимнази...

Внеклассное мероприятие по формированию установок толерантного сознания у детей младшего школьного возраста: взаимосвязь толерантности с выбором профессий.

Cовременные дети почти ничего не знают о профессиях людей, большинство учеников не знают даже о профессиях своих родителей или о роде их трудовой деятельности. Дети не задумываются о том, как сложен ...

Логопедическое сопровождение детей с ЗПР, обучающимися по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы VII вида в условиях общеобразовательной школы.

В данной работе рассказывается о том, как должна осуществляться коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы...

Внеклассное мероприятие по формированию установок толерантного сознания у детей младшего школьного возраста: взаимосвязь толерантности с выбором профессий.

Cовременные дети почти ничего не знают о профессиях людей, большинство учеников не знают даже о профессиях своих родителей или о роде их трудовой деятельности. Дети не задумываются о том, как сложен т...

Формирование установок толерантного сознания у обучающихся начальных классов в процессе подготовки и проведения внеклассных мероприятий

В статье рассказывается об опыте работы с обучающимися разных национальностей в процессе воспитательной работы школы....

Особенности работы в условиях инклюзивного обучения детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы

    Одним из звеньев общей системы образования являются специальные образовательные школы коррекционной направленности. Содержание образования охватывает различные виды знаний, которы...