Особенности работы в условиях инклюзивного обучения детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы
статья

Кругова Ольга Дмитриевна

      Одним из звеньев общей системы образования являются специальные образовательные школы коррекционной направленности. Содержание образования охватывает различные виды знаний, которые необходимы для развития умственно отсталых детей. Содержание образования - это учебный план, программы, учебники для коррекционных школ 8-го вида.

   На данный момент в специальной педагогике широкое распространение получили идеи инклюзии. Для детей с незначительной и умеренной степенью умственной отсталости возможно создание специальных групп и  классов при массовых дошкольных и школьных учреждениях, чтобы дети в первую половину дня могли заниматься с олигофренопедагогом, а на переменах и во второй половине дня быть вместе со всеми, участвовать в различных видах дополнительного образования, праздниках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы в условиях инклюзивного обучения детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы

      Одним из звеньев общей системы образования являются специальные образовательные школы коррекционной направленности. Содержание образования охватывает различные виды знаний, которые необходимы для развития умственно отсталых детей. Содержание образования - это учебный план, программы, учебники для коррекционных школ 8-го вида. Обучение детей в коррекционных школах 8-го вида осуществляется с учетом не только их особенностей, но и возможностей овладеть элементарными знаниями и навыками. Что касается таких видов знаний, как основные законы науки и теории, то они могут иметь место в самом ограниченном виде. Основной задачей коррекционной школы является формирование умений и навыков учебной деятельности, развитие и становление всех сторон личности. При обучении детей с отклонениями в развитии приходится преодолевать специфические трудности, обусловленные дефектом ребенка.

     Исследования современных ученых показывают, что нет необучаемых детей и даже самых тяжелых можно чему-то научить, используя специфические методы, приемы и средства обучения, организуя «пошаговое» обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения, обязательное включение родителей в педагогический процесс.

     На данный момент в специальной педагогике широкое распространение получили идеи инклюзии. Они распространились также и на образование умственно отсталых детей. Для детей с незначительной и умеренной степенью умственной отсталости возможно создание специальных групп и  классов при массовых дошкольных и школьных учреждениях, чтобы дети в первую половину дня могли заниматься с олигофренопедагогом, а на переменах и во второй половине дня быть вместе со всеми, участвовать в различных видах дополнительного образования, праздниках.

     Часть родителей хочет, чтобы их ребенок, несмотря на характер диагноза, воспитывался с нормально развивающимися детьми. Следует уважать выбор родителей. Воспитатель и учитель должны быть профессионально готовы к встрече с таким ребенком и взаимодействию с ним. Массовое образовательное учреждение, принимая умственно отсталого ребенка, должно быть готово разделить ответственность за его судьбу, обучение и воспитание с его родителями, учителями-дефектологами. Умственно отсталые дети сегодня достаточно часто поступают в массовые детские сады и общеобразовательные школы.

     Каждый умственно отсталый ребенок в группе или в классе нормально развивающихся детей требует особого к себе отношения. Воспитатель или учитель массового учреждения не должен этого подчеркивать перед остальными детьми. Педагогу следует помочь ребенку освоиться в коллективе сверстников, постараться подружить его с детьми. Важнее выбрать для него такое место в классе, чтобы в случае затруднений ему легко было оказывать помощь. Ребенок должен посильно участвовать в работе класса (группы), не задерживая темп ведения урока, занятия. Нельзя допускать, чтобы что-либо важное осталось не понятым, так как это может привести к недопониманию учебного материала в дальнейшем.

     Педагог общеобразовательного учреждения должен учитывать при обучении умственно отсталого ребенка особенности его познавательной деятельности. Новый учебный материал, необходимый для усвоения, нужно делить на маленькие порции и представлять для усвоения в наглядно-практических, деятельностных условиях, закрепление проводить на большом количестве тренировочных упражнений, многократно повторять усвоенное на разнообразном материале.

     Обучение и воспитание умственно отсталого школьника в массовом учреждении требует повседневного участия родителей, так как основную часть коррекционной работы проводят именно они. Ребенку необходима регулярная специализированная помощь олигофренопедагога, логопеда и психолога, а родителям и учителю — его консультации. Поэтому так важно правильно организовать процесс взаимодействия всех специалистов, работающих с конкретным ребенком.

     Cреди основных проблем обучения умственно – отсталых детей в школах можно выделить:

- организацию воспитательного и образовательного пространства в соответствии с особенностями психофизического развития детей;

- формирование разновариантного образовательного процесса, способствующего выбору образовательной программы, адекватной возможностям организма детей;

- создание системы социально-психологического сопровождения развития детей на всех ступенях онтогенеза;

- сохранение и приумножение здоровья детей.

     На основе этих сложностей при планировании и разработке основных задач обучения выделяют задачи, которые помогут разрешить многие проблемы обучения детей с умственной отсталостью в общеобразовательных школах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Развитие речевого общения у детей с умственной отсталостью в условиях детского дома – интерната».

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ    ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИХ ДЕТСКОГО ДОМА-ИНТЕРНАТАТема данного выступления актуальна в педагогической теории и практики, так как наблюдается...

Инклюзивное обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе

Доклад на районом методическом объединении учителей начальных классов...

Особенности и условия обучения детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детско...

Реализация бригадного метода обучения детей с умственной отсталостью на уроках трудового обучения

Реализация бригадного метода обучения детей с умственной  отсталостью на уроках трудового обучения...

«Организация обучения школьников с умственной отсталостью в условиях дифференцированного обу-чения»

laquo;Организация обучения школьников с умственной отсталостью в условиях дифференцированного обучения»...

Выступление на МО «Особенности обучения детей с умственной отсталостью»

Доклад на тему: «Особенности обучения детей с умственной отсталостью»...

"Особенности определения специальных условий получения образования обучающимися с умственной отсталостью и ТМНР"

Особенности и своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Умственная отсталость гобу...