Инклюзивное обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе
консультация по теме

Банщикова Зинаида Анатольевна

Доклад на районом методическом объединении учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inkl.obuchenie.doc53 КБ
Office presentation icon inklyuzivnoe_obuchenie.ppt2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе.

Демократические преобразования, происходящие в России, процесс вхождения в мировое экономическое сообщество обусловили изменение отношения общества к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья и привели к осознанию необходимости их более широкой интеграции в социум.

В настоящее время в мировой образовательной практике на смену термину «интеграция» – объединение в одно целое, приходит термин «инклюзия», то есть включение. Интеграция предполагает адаптацию ребёнка к требованиям системы, тогда как инклюзия заключается в адаптации системы к потребностям ребёнка.

Как видно из определений, эти понятия практически не отличаются друг от друга, однако под инклюзивным образованием понимают более широкий процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех.

 В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям и создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Напомню, что Дети с особыми образовательными потребностями (дети со специальными потребностями) – дети, нуждающиеся в коррекционной поддержке и в специфических методах образования, которые могут быть созданы как в условиях специальных учреждений, так и в массовых детских садах и школах.

   Так же выделяется категория Дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности, дети -  инвалиды) – дети, у которых нарушения в развитии позволяют им пользоваться социальными льготами и пособиями.

Таким образом, переход к инклюзивному образованию предполагает обучение детей с нарушением психофизического здоровья в условиях общеобразовательной школы или класса.

Выделяют несколько моделей такого типа обучения:

Постоянная полная интеграция – предполагает обучение ребенка с тем или иным нарушением в развитии на равных с нормально развивающимися детьми. Эффективна для тех детей, чей уровень психофизического и речевого развития соответствует или приближается к возрастной норме и кто психологически готов к совместному со здоровыми сверстниками обучению.        

Постоянная неполная интеграция – эффективна для детей школьного возраста, чей уровень психофизического развития несколько ниже возрастной нормы, кто нуждается в систематической и значительной коррекционной помощи, но при этом способен в целом ряде предметных областей обучаться совместно и наравне с нормально развивающимися сверстниками.

Смешанный/гибкий класс в состав которого вводятся 2-3 ребенка с ограниченными возможностями здоровья (дети с ЗПР и неосложненной умственной отсталостью)

Постоянная частичная интеграция – для детей, которые способны овладевать лишь небольшой частью необходимых умений и навыков. Смыслом постоянной частичной интеграции является расширение общения и взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья с их нормально развивающимися сверстниками. Время интеграции дозируется, содержание совместной деятельности регламентируется, частично интегрируемые школьники могут посещать отдельные уроки в общеобразовательном классе.

Систематическая временная интеграция – дети с ограниченными возможностями здоровья вне зависимости от достигнутого уровня развития объединяются со своими нормально развивающимися сверстниками не реже двух раз в месяц для проведения совместных мероприятий в основном воспитательного характера. Смысл: приобретение начального опыта общения, этап подготовки к возможной в дальнейшем более совершенной форме интегрированного обучения.

Эпизодическая интеграция – Смысл: организация минимального социального взаимодействия детей с выраженными нарушениями развития со сверстниками, преодоление тех объективных ограничений в социальном взаимодействии, которые создаются в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

В литературе указывается, что количество детей с ограниченными возможностями не должно превышать 10% от общего  числа обучающихся в классе.

Инклюзивное обучение в чистом виде ориентировано, прежде всего, на детей-инвалидов с физическими недостатками развития, но имеющих сохранный интеллект (слабослышащие, слабовидящие дети, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата и т.д.), в то время как самая многочисленная группа детей с ограниченными возможностями - это обучающиеся, которым рекомендовано обучение по специальным (коррекционным) программам  VII и VIII вида.  Именно с этой многочисленной группой мы сталкиваемся в своей работе чаще всего. Что же лучше для них?

 

Основные постулаты инклюзивного обучения: дать полноценное образование, реализовать свой потенциал, способствовать успешной социализации. И все эти принципы, как ни странно,  успешно реализуются именно при обучении в специальной (коррекционной) школе. И научный, и личный опыт показывает, что обучая такого ребенка в общеобразовательном классе, мы как раз и не даём ему шанс реализовать свой потенциал. Поэтому дать этим детям инклюзивное образование возможно всё-таки при  условии обучения их в специальном (коррекционном) классе, где они смогут получать полноценное образование с учётом своих особенностей, но при этом не будут лишены общения и взаимодействия с нормально развивающимися сверстниками.

 

Для практического осуществления инклюзивного обучения необходимо решение ряда проблем, связанных не только с материальной базой, но и разными позициями членов общества, и, прежде всего, неготовностью учителей к осуществлению своей профессиональной деятельности в новых условиях.

А сейчас я хотела бы поделиться опытом инклюзивного обучения на примере специального (коррекционного) класса VIII вида, открытого в нашей школе.

В 2006-2007 году в нашем образовательном учреждении возникла проблема при обучении в общеобразовательных классах начальной школы детей, которым рекомендовано обучение по специальной (коррекционной) программе VIII вида. Несмотря на все усилия педагогов, дети показывали низкую активность на уроке, регулярно пропускали занятия, не выполняли домашние задания, практически все имели социальный статус «отверженные». Таких обучающихся во 2-3 классах было 8 человек.

На заседании ШМО было принято решении ходатайствовать об открытии специального (коррекционного) класса VIII вида для этих обучающихся.

Переход к работе в новых условиях всегда предполагает достаточно крупные материальные и моральные затраты.  Но благодаря поддержке школьной администрации, Управления образования, родителей этих обучающихся, в 2007-2008 учебном году в нашей школе был открыт такой класс.

Мы понимали, что без определённой материально-технической, методической базы работа будет малоэффективной, поэтому приложили массу усилий для того, чтобы в учебном кабинете было всё необходимое для работы на уроке и во внеурочное время.

Особый упор был сделан на то, чтобы все обучающиеся были обеспечены учебной литературой и не испытывали дискомфорта в процессе обучения. На сегодняшний день, мы располагаем комплектами учебников с необходимыми рабочими тетрадями на 3-6 классы.

Зная, что работа в таком классе невозможна без специальных знаний, я прошла курсовую подготовку в ИПКРО г.Иркутске.

Трёхлетний опыт работы показывает, что наши труды были не напрасны. Сейчас я могу сказать, что мои ученики сейчас ходят в школу с удовольствием, в развитии их познавательной сферы произошли заметные изменения в лучшую сторону; из 7 человек - одна отличница и 3 хорошиста; в качестве яркого примера выступает мальчик Вова (рассказать про Вовку); дети знают, что на каждом уроке у них есть возможность показать свои знания и что ни один их вопрос не останется без внимания. Что касается взаимодействия с другими детьми - мы наравне с ними участвуем во всех школьных конкурсах, в прошлом году одна ученица получила грамоту и денежную премию за участие в школьных Нобелевских чтениях.

Таким образом, уважаемые коллеги, инклюзивное обучение эффективно только при создании специальных условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья. Я могу с уверенностью сказать о том, что я поддерживаю это новое направление в нашей профессиональной деятельности,  но с оговоркой – в этой работе должны участвовать все участники образовательного процесса, а не только учитель, в классе которого есть или будут такие особенные дети.

В заключение я хотела бы поздравить Вас, уважаемые коллеги, с наступающим праздником 1 сентября

Пусть будет так,
Чтоб в жизни Вашей светлой, чистой
Всегда Вас окружали дети, как цветы,
Чтоб школа всем была надежной пристанью -
Счастливой, светлой, полной доброты!

Спасибо за внимание!

Тезаурус

Интегрированное обучение – совместное обучение и воспитание детей с нормальным и нарушенным развитием.

Инклюзивное обучение (включенное образование) – процесс обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

Специальные условия для получения образования (специальные образовательные условия) – условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья.

   Дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности, дети -  инвалиды) – дети, у которых нарушения в развитии позволяют им пользоваться социальными льготами и пособиями.

Дети с особыми образовательными потребностями (дети со специальными потребностями) – дети, нуждающиеся в коррекционной поддержке и в специфических методах образования, которые могут быть созданы как в условиях специальных учреждений, так и в массовых детских садах и школах


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игротерапия как психолого-педагогическая технология обучения детей с особыми образовательными потребностями в классах КРО.

Сегодня успешное функционирование образовательного учреждения становится немыслимым без квалифицированной коррекционно-развивающей работы с...

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении детей с особыми образовательными потребностями

Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» охватывает всех обучающихся, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы. Общепринятый термин «дети с особыми образ...

Основы инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями»

В данной презентации представлены вопросы организации инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями....

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....

форсайт-центра «Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной организации»

форсайт-центра «Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной организации»...

«АЛГОРИТМ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Цель социально-психолого-педагогического сопровождения      содействие развитию личности ребенка посредством оказания оперативной и профессионально компетент...

Особенности работы в условиях инклюзивного обучения детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы

    Одним из звеньев общей системы образования являются специальные образовательные школы коррекционной направленности. Содержание образования охватывает различные виды знаний, которы...