Методическая разработка по технологии:
Реализация бригадного метода обучения детей с умственной отсталостью на уроках трудового обучения

Чумакова Елена Александровна

 

Реализация бригадного метода обучения детей с умственной

 

отсталостью на уроках трудового обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota.docx35.49 КБ

Предварительный просмотр:

Новосибирский институт повышения квалификации и подготовки работников образования

Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии

Курсы повышения квалификации учителей трудового обучения, образовательных

организаций реализующих образование обучающихся с УО

КУРСОВАЯ РАБОТА

Реализация бригадного метода обучения детей с умственной

отсталостью на уроках трудового обучения

                                                  Выполнила: Чумакова Елена Александровна

                                            Должность: учитель трудового обучения

                                     МКОУ г. Новосибирска С(К)Ш№60

г. Новосибирск
2017

Содержание:

1.Введение …………………………………………………………

2.Бригадный метод как оптимальная форма организации трудового обучения умственно отсталых детей  в условиях специальной коррекционной школы.

3.Заключение……………………………………………………………

4.Список литературы…………………………………………...

5.Приложение.

5.1. Таблица 1 «Дневник индивидуального сопровождения»

5.2. Таблица 2 «Дифференциация по С.Л. Мирскому»

5.3. Таблица 3 «Типогруппы по учебным возможностям»

5.4. Таблица 4 «Распределение учащихся по степени обучаемости (по В.В. Воронковой)»

5.5. Таблица 5 «Выполнение контрольного среза»

5.6. Таблица 6 «Анализ самостоятельных работ за 7 и 8 класс»

5.7. Таблица 7 «Диагностика практической деятельности на уроках швейного дела»

5.8. Таблица 8 «Итоговая аттестация (государственный экзамен)

Введение

Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным».Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Психолого-педагогическая наука накопила не мало ценных фактов, использование которых может обогатить содержание и организацию трудового и производственного труда, более полно использовать резерв школьника, обеспечить в трудовом воспитании систему и тем самым повысить его воспитательную ценность.

Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса.

          На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает

В своей работе при обучении детей с отставанием в умственном развитии швейному делу использую как традиционные, так и инновационные методы и приемы обучения. Это – доступность, индивидуальная направленность, самостоятельная деятельность обучающихся.

Основное направление моей работы - использование технологии бригадного метода как оптимальной формы организации трудового обучения умственно отсталых (далее по тексту у/о) детей  в условиях специальной коррекционной школы.

В 2013 году прошла аттестацию  на высшую категорию по разработанной технологии и по настоящее время реализую ее в своей работе с учащимися 4-9 классов на уроках швейного дела.

Выбор  указанно технологии связан с тем, что основную свою функцию как преподавателя трудового обучения я вижу в следующем:

  1. Ученик специальной коррекционной школы в производительном труде на предприятии, не предназначенном для инвалидов, должен выполнять работу на том же уровне, что и рабочий с нормальным интеллектом.
  2. Профессиональная подготовка у/о учащихся должна быть в значительной мере ориентирована на требования, предъявленные к рабочим с нормальным интеллектом, т.е. определяться из условий качества и производительности труда.

Таким образом, результатом обучения у/о подростков является определение состояния их профессиональной подготовки к моменту окончания обучения.

Теория и практика олигофренопедагогики устанавливает, что качества личности, необходимые в труде, формируются в значительной степени в коллективном труде. А. Н. Граборов придавал большое значение конкретности результатов коллективного труда, его наглядности в систематическом подкреплении трудовых установок у учащихся специальных коррекционных школ: «Коллективная работа воспитывает у учащихся чувство товарищества и взаимной помощи. Когда она организованна удачно, то ученики убеждаются практически, что при коллективной работе можно сделать больше, чем  при  индивидуальной».

2.Бригадный метод как оптимальная форма организации трудового обучения умственно отсталых детей  в условиях специальной коррекционной школы

Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе,  так же как и в массовой школе, решает задачи комплексного воспитания, формирования технических знаний и трудовых приемов работы, развитие профессиональных навыков и профориентации учащихся.

Профессионально-трудовое обучение строится с учетом умственных и физических возможностей учащихся. Его конечная цель – подготовить школьников к самостоятельному труду, выполнению несложных видов работ в условиях современного производства.

В ходе динамического наблюдения за детьми мной были апробированы и систематизированы с учетом возраста и структуры дефекта различные методики, указанные в монографиях таких авторов как: С.Л. Мирский,  Б.И. Пинский, М.Н. Мерсиянова, Л.С. Выготский, А.М.Граборов и другие дефектологи, а также научные разработки статистических материалов из психологических и педагогических журналов и сведения об учащихся специальной коррекционной школы № 60.

Основная цель вводимой мной на уроках технологии: адаптация подростка в обществе после окончания специальной коррекционной школы. Умение работать на практике бригадным методом.

Задачами освоенной и внедренной мной технологии являются:

  • развитие моторики мелких мышц рук;
  • освоение грамматически правильной производственной терминологии;
  • развитие скоростных навыков в работе на производственных швейных машинах;
  • воспитание у детей навыков самостоятельности, без чего немыслима их трудовая деятельность на производстве;
  • воспитание интереса и любви к выбранной профессии, заложить в ребенке понятие коллективизма, становление его как будущего рабочего.

Поскольку обучающиеся специальных коррекционных школ могут себя реализовать только в трудовой деятельности, то только через эту деятельность у них появляется возможность решать свои личностные и социальные проблемы. Поэтому бригадный метод явился как бы связующим звеном между школой и работой на предприятиях по окончанию школы. Данный метод позволяет вырабатывать у детей такой характер трудовых отношений, который необходим для работы на производстве.

Вследствие этого выбранная мною технология наиболее актуальна при выборе метода обучения у/о детей в условиях специально коррекционной школы, так как она обладает развивающими возможностями, стимулирует развитие речи, обогащает словарный запас производственной терминологией, формирует умение работать коллективно, сплоченно, критично относиться к своей работе, заинтересовывает в достижение лучших результатов, способствует воспитанию чувства товарищества, сопереживания и взаимной помощи.

 Производственные бригады – это первичная ячейка трудового коллектива. Здесь отношения между работниками носят более личностный характер, чем в коллективе предприятия. Поэтому при проектировании организации труда в бригаде наряду с техническими, технологическими и организационными задачами должны решаться и вопросы социально-психологического характера (взаимозаменяемость, отношение к труду, психологическая совместимость и т.п.).

Бригадный метод предусматривает разделение обучающихся на группы для решения одинаковых или разных задач. При разделении учеников на бригады следует учитывать индивидуальные особенности каждого, его личностные возможности для выполнения поставленной задачи.  

Мой опыт работы показал, что наиболее эффективно работает бригада в составе 3-5 человек с разным уровнем подготовки. Комплектование бригад осуществляю с учетом психологической совместимости обучающихся.

Работа по бригадному методу требует согласованности и ритмичности действий всех членов бригады, качественного и своевременного выполнения каждой технологической операции, поэтому каждый член бригады выполняет 1-2 определенных операций технологического процесса.

В каждой бригаде назначается бригадир, который осуществляет планирование,  руководство, контроль, оказывает помощь членам бригады, по окончании работ докладывает мастеру о выполнении задания. Мастером чаще всего выступает учитель.

     При использовании методики бригадного метода работы с обучающимися в урок была включена следующая предварительная работа с группой. При теоретическом изучении тем я вводила работу «по парам». В паре должен быть «сильный» и «слабый» ученики. Такой вид работы можно использовать при повторении пройденного материала. «Сильный»ученик рассказывает материал «слабому», слабый ученик слушает, оценивает ответ, после чего они меняются ролями.

Для решения проблемного задания хорошо использовать групповую форму работы. Работу можно построить в двух направлениях:

1.Разделить всех учеников на группы по уровню их подготовленности. У всех групп задания будут разные по сложности.

Первыми раскрывают решение поставленной проблемы группа учеников со слабым уровнем подготовленности. Ученики остальных групп слушают и оценивают ответ. Затем отвечает следующая группа. Завершают и обобщают ответ ученики с высоким уровнем  подготовленности.

2.Все ученики делятся на группы, в которых один«сильный», один «слабый», остальные со средним уровнем подготовленности.

Для всех групп задание дается одинаковое. Это может быть повторение теоретического материала, задание на смекалку, изучение нового материала. Сначала все учащиеся работают  коллективно. Затем каждый член группы рассказывает этот материал, один начинает, а следующий продолжает. Завершает работу обучающийся с более высоким уровнем подготовленности. Свои ответы они оценивают сообща. Моя функция заключается в контроле качества знаний учащихся. Заслушивая ответ самого слабого ученика, я могу оценить всех остальных учеников группы (если ученик со слабой подготовкой может хорошо рассказать этот материал, значит, вся группа поработала хорошо). Ответившая группа получает усложненный вариант задания, а я проверяю ответы следующей группы. Такая форма работы помогает мне поднять активность и заинтересованность на уроках и предшествует бригадному методу работы с обучающимися.

     Пример: выполнить тест-подстановка.

Задание: Заполните пропуски.

Воротник сложить лицевыми сторонами во внутрь ……………….. срезы.

Затем …………………шириной шва …… см., и т.д.

Ключ к заданию.

1.Уровнять

2.Обтачать

3.0,1 см.

4.0,7 см.

5.1,0 см.

Задание: Дополните высказывание.

Соединение двух деталей машинной строчкой с последующим вывертыванием на лицевую сторону называется………………….

Ключ к заданию:

1.обтачивание

2.стачивание

3.настрачивание

         Современная наука требует не развитие одной личности, а коллектива. Участвуя в коллективном труде человек, познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для окружающих, что он может. Прежде всего, изменяется его отношение к себе, а затем и отношение коллектива, педагогов. Как показывает наблюдение ученики практически и психологически не готовы к участию в производственном труде. Представление у них о будущей профессии, очень смутное. Важной предпосылкой самовоспитания является адекватная оценка своего соответствия требованиям профессии. Поэтому, используя в процессе обучения бригадный метод основная задача состоит в создании микро климата близкого к производственной обстановке в ателье, мастерской.

Для подготовки к уроку производственного обучения я привлекаю бригадира, который знакомится с предстоящей темой урока. Вместе с бригадирами и контролерами распределяются задания между членами бригады, продумываются методы контроля, выполнение задания, приема продукции, расстановка учащихся по оборудованию. Урок я начинаю с построения бригад. Затем провожу вводный инструктаж, который можно провести в форме деловой или тренировочной игры, с целью проверки знаний предыдущего урока, затем провожу объяснение нового материала, выдаю задание на каждую бригаду. Бригадиры должны сами распределить работу между членами своих бригад. Затем провожу текущий инструктаж. Контролеры и бригадиры следят за правильностью выполняемой работы,  техникой безопасности, а контролер следит за качеством пошиваемой продукции.

На заключительном инструктаже я предоставляю слово бригадирам и контролерам для анализа выполненной работы. Подводятся итоги и выставляются оценки обучающимся. Лучшие работы демонстрируются.

Благодаря всем этим действиям у меня появляется время на индивидуальную работу со слабыми обучающимися и контроль, за всем производственным процессом.

Обучающиеся выполняют задания по инструкционно-технологическим картам, а мастер  проверяет правильность и качество сшитых изделий.

Однако при организации  групповой работы могут возникнуть определенные трудности: сильные обучающиеся иногда тормозят инициативу и самостоятельность слабых, отдельные группы не могут эффективно работать без тщательной и постоянной помощи со стороны мастера. Поэтому мастер помогает обучающимся подготовиться к работе в производственных бригадах, способствует развитию умения работать в коллективе, воспитанию чувства собственной ответственности за результаты труда бригады в целом, формированию таких черт характера, как стремление к взаимопомощи, товарищеской выручке, самоконтролю, взаимоконтролю.

Результаты совместной работы в группах стимулируют познавательную деятельность обучающихся и  всегда значительно выше, чем индивидуальный пошив изделий.

 Работа в группе формирует коллективную ответственность и индивидуальную помощь каждому как со стороны мастера, так и со стороны обучающихся. Правильная оценка своих возможностей и предъявление требований к себе предполагают сравнение своей деятельности и всей бригады. Члены бригады могут непосредственно при подведении итогов сравнивать свою работу с работой других бригад. Успех деятельности бригады зависит от того, насколько тесно каждый обучающийся будет связан с бригадой  и всем классом.

Бригадная форма обучения создает такие условия, при которых овладение профессией превращается из сугубо индивидуальной деятельности каждого в совместный труд всей группы.

Но еще более важным показателем эффективности этой формы работы является профессиональный рост обучающихся. Получили развитие такие профессионально важные качества личности, как способность к общению, взаимопомощь, выполнение ролевых функций в коллективе.

 Я считаю, что такое обучение повышает интерес обучающихся к овладению профессией, вырабатывает чувство ответственности за конечные результаты работы каждого члена бригады, прививает навыки самоуправления, дисциплины, организованности, сознательного отношения к труду.

Работа по данной технологии начинается с психолого-педагогического изучения каждого учащегося исходя из их обучаемости по методике С.Л. Мирского (см. таблица 1), Затем расписывается коррекционная работа для каждой группы (см. таблицу2,3). Для дальнейшего сравнения динамики развития учащиеся распределяются по степени обучаемости по В.В. Воронковой (см. таблица 4). Стоит отметить, что указанные в таблицах данные являются примерами работы по данной технологии с одним классом.

Исходя из таблицы 4 , были сформированы 4 основные группы (I, II, III, IV).

В последние пять лет, детей I группы обучаемости по В. В. Воронковой нет. Это дети, овладевающие программным материалом на 100%, выполняющие задание самостоятельно. Дети не нуждаются в предметной наглядности, имеют относительно прочные, гибкие знания, владеют обратным ходом рассуждения. Редко встречаются учащиеся II группы. Дети, понимающие фронтальное объяснение педагога, но без помощи не могут сделать элементарные выводы и обобщения. Менее самостоятельные, чем дети первой группы. Им необходима помощь учителя в виде наводящих вопросов, плана, наглядностей. Большинство учащихся специально коррекционной школы относятся к III группе. Дети усваивают программный материал с большим трудом, не выделяют главное (цель) в трудовом процессе, несамостоятельны, если немного изменить задание, они воспринимают его как совершенно новое (низкая способность к обобщению). Данной группе детей помощь необходима в начале выполнения задания, так как они безынициативны, и их деятельность необходимо постоянно контролировать и организовывать. Определенное число учащихся относятся к IV группе – дети овладевают программным материалом на самом низком уровне, нуждаются в постоянном контроле и помощи учителя, самостоятельных выводов сделать не могут, нуждаются в прямой подсказке, конкретной демонстрации, в связи с тем, что не видят ошибок в своей работе, программный материал усваивают чисто механически.  

Прежде чем оценить результаты работы, по предложенной технологии исходя из определенных отрезков времени (этапов) необходимо изучение контрольных срезов (см. таблица 5), анализ самостоятельных работ (см. таблица 6) в диаграмме.

В конце каждого года обучения мною проводилось психолого-педагогическое изучение учащихся с целью отслеживания динамики развития у детей тех или иных навыков в работе и проведение сравнительной характеристики с началом года (см. таблица 7).

При введении в практическую часть урока бригадных методов работы повысился уровень работоспособность, самостоятельности при ориентировке в учебном задании, социально-личностных показателей.

Анализируя практическую деятельность на уроке, стоит отметить следующее: при изучении нового материала качественная успеваемость на одном уровне, а когда начинается практическое повторение, успеваемость резко возрастает, что не скажешь об учащиеся, которые на уроках практического повторения пользовались индивидуальным методом пошива (см. таблица 7).

На третьем году обучения по данной технологии наблюдается передвижение из одной дифференцированной группы в другую (см. таблица 4).

Продуктивность выбранной технологии объясняется не только продуманностью методов обучения, но и специальной организацией контроля ее результатов. В условиях специальной коррекционной школы это очень важно, так как последующее обучение не может быть эффективным без детального и объективного анализа предыдущих результатов. Отсутствие такого анализа делает обучение формальным.

Таким образом, работа по выбранной мной технологии является практико-ориентированной, эффективной и хорошо (активно) используется в работе на уроках швейного дела.

Так как в классах швейного дела в основном обучаются дети III-IV группы по В.В. Воронковой, для таких учащихся бригадная форма является самой приемлемой. Каждая ученица нашла себе применение в общем производственном процессе, даже учащиеся IV группы. Они занимаются чисткой изделий, комплектованием, утюжкой, вышивкой, т.е. ручными операциями.

Коллективные формы труда, в частности бригадный метод, проектная деятельность способствуют получению начального профессионального образования и помогают обучающимся лучше определиться в жизни после окончания школы. Этому свидетельствует анализ адаптации учащихся после школы за период 2013-2017 гг. (см. таблица 8). Все обучающиеся (кроме Тани Т., Сергея А.) поступили в училище по профессии швея.

 Продуктивность выбранной технологии объясняется не только продуманностью методов обучения, но и специальной организацией контроля ее результатов. В условиях специальной коррекционной школы это очень важно, так как последующее обучение не может быть эффективным без детального и объективного анализа предыдущих результатов. Отсутствие такого анализа делает обучение формальным.

Таким образом, работа по выбранной мной технологии является практико-ориентированной, эффективной и хорошо (активно) используется в работе на уроках швейного дела.

Результатом работы послужил пошив народных костюмов в первой четверти 2017 года, на третий всероссийский Чемпионат искусств для Дома молодежи Железнодорожного района. С Домом молодежи Железнодорожного района сотрудничаем давно.

  Выбранная технология работы освещалась мной через доклады на тематических занятиях методического объединения по темам "Освоение грамматически правильной производственной терминологии на уроках трудового обучения на основе игровых моментов", "Развитие целенаправленных действий у/о школьника в процессе трудового обучения". Мои выступления были дополнены примерами из собственного опыта работы, целенаправленного воздействия на отработку определенных приемов на уроках швейного дела с использованием карточек технологической обработки изделий, наглядных пособий.

Открытые уроки, на которых присутствовали преподаватели других школ города и области, дали мне возможность продемонстрировать проектную деятельность, которую я использую более 10 лет. Обучающиеся умеют работать в парах ("сильный-слабый", "ученик-наставник"), а на практической части бригадами. Благодаря систематической работе со словарными словами у детей повысилась способность к общению, что дало возможность ученикам умело давать друг другу инструкции.

3.Заключение

По итогам моей работы с учащимися 4-9 классов на уроках швейного дела с использованием разработанных технологий организации трудового обучения умственно отсталых детей  в условиях специальной коррекционной школы можно сделать следующие выводы:

  • Возрос процент качественного обучения по предмету "швейное дело" (на 15-20%), что способствует передвижению учащихся из одной группы педагогической дифференциации в другую, а соответственно приобретение учащимися определенных трудовых навыков и профессиональных качеств, развитие личностных характеристик, приспособление к социальной действительности. Коллективные формы организации труда (бригадный метод) позволяют выработать у учащихся такой характер трудовых отношений, который необходим для дальнейшего обучения в училище по окончании школы и соответственно для работы на производстве.
  • Возрос процент поступления выпускников МОУ специальной коррекционной общеобразовательной школы № 60 VIII вида в средне профессиональные образовательные учреждения г. Новосибирска.

Список литературы:

1. Дульнев Г.М. Усвоение трудовых операций умственно отсталыми школьниками [Текст] / Г.М.Дульнев // Специальная школа – 1967. – № 4. – С.74–80.

2. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии. [Текст] / Г.Ю.Ксензова  – М.: Просвещение, 2001. – 68 с.

3. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе [Текст]: пособие для учителей / С.Л.Мирский. – М.: Просвещение, 1980. – 183 с.

4. Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении [Текст] / С.Л.Мирский. Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1990. – 160 с.

5. Мирский С.Л. Сравнение способов ориентировки умственно отсталых школьников в трудовом задании [Текст] / С.Л.Мирский // Специальная школа – 1967. – №4. – С.80–84.

6. Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда [Текст]: кн. для учителя / С.Л.Мирский. – М.: Просвещение, 1992. – 127 с.

7. Кириллова А. Г. Использование некоторых методов и приемов дифференцированного подхода к учащимся на уроках труда (швейное дело) [Текст] / А.Г. Кириллова  // Дефектология. – 1982. – №6 – С.24–30.

8. Кириллова А. Г. Проверка и оценка знаний учащихся вспомогательной школы в процессе обучения труду [Текст] / А.Г. Кириллова  // Дефектология. – 1993. – №2 – С.24–30.

9. Нефедова К. А., Агалакова Е. А. Управление образовательным процессом младших школьников на основе диагностики качества ЗУН [Текст]: пособие для руководителей школ г. Омска / К.А.Нефедова, Е.А. Агалакова – Омск, 1998. –12с.

     10. Щербакова А.М. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида [Текст]: Новые учеб. программы и метод. материалы / Под ред.А. М.Щербаковой. – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 132 с.