Проблемы информатизации обучения в начальной школе
статья на тему

Жукова Нина Валентиновна

Именно в начальной школе происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную. Применение компьютерных технологий в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельность. Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создает благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствует развитию учащегося играючи, как бы незаметно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatizatsiya_obrazovaniya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Проблемы информатизации  обучения в начальной школе.

Жукова Нина Валентиновна

учитель начальных классов

МОУ «Средняя школа №16»

г. Балаково Саратовской обл.

genia0283@mail.ru

     В Послании к Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Д.А. Медведев обозначил главную задачу современной школы: «… раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». С целью реализации этой задачи в программе развития школы взяты направления на развитие ключевых компетентностей учащихся. Данный подход не противоречит мировым тенденциям, а соответствует опыту тех стран, в которых произошла переориентация содержания образования, а также соответствует традиционным ценностям российского образования. Ориентация на освоение умений, способов деятельности и, более того, обобщенных способов деятельности была ведущей в работах таких отечественных педагогов, как М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, В.В.Краевский, Г.П.Щедровицкий, В.В.Давыдов и их последователей.

      Начальная школа не начинает, а скорее продолжает сопровождение ребенка в процессе формирования его как компетентной личности. Важно, чтобы этот процесс происходил в наиболее благоприятных для ученика условиях. Только современные развивающие системы и технологии дают возможность учителю создать такую среду. В связи с этим использование информационных технологий, основанных на использовании современных компьютерных и сетевых средств младшими школьниками, выступает важнейшим элементом педагогического процесса.

    Обучение в условиях компьютерной среды развивает не только информационные компетенции, но и способствует формированию  ключевых компетентностей младших школьников: самостоятельно учиться, ставить цели и принимать решения, уметь управлять своим временем, быть толерантным по отношению к другим, уметь контролировать свою деятельность, уметь быть членом команды.            

          Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что именно в начальной школе происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную. Применение компьютерных технологий в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельность. Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создает благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствует развитию учащегося играючи, как бы незаметно.

   Среди проблем использования компьютера в ежедневной практике обучения младших школьников существенной является та, что многообразие школьной жизни не должно быть загнано в виртуальное пространство. Компьютер - только инструмент, который необходимо использовать грамотно и оптимально,  а  активным творческим началом на уроке были и остаются учитель и его ученики. Занятия на компьютере должны строиться с соблюдением эргономических требований, то есть компьютер не должен нанести вреда физическому и психическому здоровью школьника.

      Данные проблемы привели учителя к поиску оптимальных путей использования современных информационных технологий. В образовательной системе «Школа 2100»  возможно успешное интегрирование всех учебных предметов с информатикой, которая помогает детям грамотно работать с информацией при изучении других предметов.

    Использование компьютера на уроке позволяет педагогу повысить интенсивность обучения, увеличить количество тренировочных упражнений, сосредотачивая внимание на самой сути. Учителю удаётся усилить индивидуализацию учебного процесса. Индивидуальная работа ребенка за компьютером создаёт условия комфортности, ученик работает с оптимальной для него нагрузкой. Педагог успешно моделирует изучаемые процессы и явления. Появилась возможность автоматизации контроля уровня знаний и отслеживания результатов учебной деятельности. Ученики  не боятся допустить ошибку перед машиной, это позволяет им пережить ситуацию успеха в достижении учебных целей.

  Системная работа учителя позволяет ориентировать детей на саморазвитие, умение добывать нужные знания, применять их в жизненных ситуациях. Это реализуется через  использование образовательных порталов, посещение сайтов научно – популярных журналов, участие в творческих конкурсах, создание домашних страничек.

      Применение компьютера влияет на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя им возможность проявить оригинальность и индивидуальность мысли, фантазию и творческие способности не только на уроках, но и во внеклассной деятельности.  

      В то же время применение новейших программных продуктов требует от учителя постоянного обновления своих знаний. Если вчера  ученикам достаточно было увидеть картинку на экране монитора, то сегодня им этого мало. Педагог обязан учится вместе с ними дальше: осваивает основы цифровой видеообработки, работает со звуковыми файлами, использует необъятные ресурсы Интернет, знакомится с новыми программными продуктами.

Литература:

    1. Сазанова Т.А., Терпугов А.Ф. Проблемы использования информационных технологий в обучении и воспитании // Вестник Томского гос. ун-та, 2002, № 275, с. 228-233.

  1. Рыбъякова О.В.

Информационные технологии на уроках в начальной школе// Издательство «Учитель», Волгоград,2008

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы реализации дифференцированного обучения в начальной школе.

В современной школе необходимо создать условия  для того. чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя.Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференцированно...

Разноуровневое обучение в начальной школе: проблемы и перспективы

Статья предназначена учителям начальной школы с целью обмена опытом...

Система работы по проблеме "Личностно - ориентированное обучение в начальной школе"

Материал содержит описание системы работы по проблеме "Личностно - ориентированное обучение в начальной школе", презентацию. В работе изложены основные положения личностно - ориентированного подхода в...

Психологические проблемы преемственности в обучении в начальной школе и школе второй ступени

Переход на вторую ступень обучения (начиная с пятого класса) был всегда сопряжен с падением успеваемости и появлением проблем в учебе у многих школьников. Лишь незначительная часть отличников и «...

Выступление на педагогическом совете по теме "Проблемы преемственности обучения в начальной школе по новым ФГОС"

Выступление на педагогическом совете по теме "Проблемы преемственности обучения в начлаьной школе по новым ФГОС" Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие ...

Родительское собрание в 4 классе "Проблемы преемственности обучения в начальной и средней школе: пути и способы решения.»

Цель: психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребенка к средней школе.Задачи: формировать у родителей представление о роли и путях преемственности между начальным и средни...

Разноуровневое обучение в начальной школе: проблемы и перспективы (Педсовет)

Едва ли не с самых давних времен, говоря об образовании, стремятся подчеркнуть желание учитывать интересы учащихся, строить процесс обучения разнопрофильно, на разную группу усвоения изучаемого матери...