Формирование читательской деятельности младших школьников
методическая разработка на тему

Костенко Лариса Владимировна

Конкурсное задание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

Формирование

читательской  деятельности младших школьников

                                                                                           учитель начальных классов

первой квалификационной категории

                                                                           Костенко Лариса Владимировна

2014 год

Перемены в современном обществе, принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования. Сквозная цель образования воспитание грамотного, компетентного читателя. Однако школьная практика обнаруживает, что из-за неумения ученика понимать прочитанное часто возникают учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию. Помимо традиционного вопроса «Чему учить?» актуальным становится вопрос «Как учить?» или, точнее,  как учить так, чтобы у детей возникали собственные вопросы:  «Чему мне нужно научиться?» и  «Как мне этому научиться?». (слайд 1) Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. (слайд2) Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором  Н. Н. Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в федеральном государственном стандарте начального общего образования. Кроме того, чтение является универсальной техникой получения знаний, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению смысла прочитанного на основе читательского опыта.  ( слайд3)

Традиционная методика демотивирует учащихся: текст, который дети должны учиться читать, уже прочитан нами - учителями. Поэтому  им не интересно. Более того, детям не понятно, почему нужно отвечать именно на наши вопросы, как они задаются, по какому принципу. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст? Не получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет.       

Именно поэтому  одной из самых актуальных проблем в начальной школе становится обучение ( слайд4) приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.(слайд5)И решением этой проблемы является технология продуктивного чтения. Эта технология направлена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивает умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста. Таким образом,  на материале текстов учебника строится  формирование правильной читательской деятельности.

Итак, по определению Н.Н.Светловской, технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.( слайд 6)

Используя технологию продуктивного чтения на уроках, мы обеспечиваем понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. (слайд7)При работе с текстом дети учатся вдумчивому чтению, где продумывается смысл каждого слова, задаются вопросы, находятся в тексте на них ответы, проводится элементарный анализ прочитанного текста.

Основная цель моей деятельности - формирование читательской компетенции школьника.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. Формировать технику чтения и приемы понимания и анализа текста, одновременно развивать интерес к самому процессу чтения и потребность в  чтении;
  2. Ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формировать эстетический вкус;
  3. Развивать устную и письменную речь, формировать речевую и коммуникативную культуру; развивать творческие способности детей;
  4. Приобщать к литературе как  искусству слова.    

Важно организовать учебную деятельность учащегося и, прежде всего, самостоятельную работу с учебником и дополнительной литературой. Но как добиться наивысшей продуктивности самостоятельного чтения на уроке, как сделать так, чтобы за минимум отведённого времени получить наиболее эффективный результат?

Выстраивая алгоритм урока, ориентированного на использование техники продуктивного чтения, проектируем постановку перед детьми ряда задач, которые превращают их в исследователей. (слайд 8)

          Итак, какие технологические приёмы используются в технике продуктивного чтения?

  1. Отсроченная отгадка - в начале урока задаём загадку (сообщаем удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Такое «вхождение в урок» окажется эффективнее, чем традиционно-школьное: «А теперь мы будем изучать новую тему…»
  2. Оценка текста - учащимся предлагаем не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа; ответить на следующие вопросы:

Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему, почему они выделены? Какое имя чаще всего встречается в данном параграфе? Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему?В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…? и т.д.

  1. Задай вопрос – осмысление учебного материала начинается, когда учащиеся задают себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.
  2. Составь задание - данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Учащиеся «приподнимаются» над учебным материалом, выполняют «роль учителя», конструируя учебные задачи. В последнее время большое значение уделяется методу проектов, который способствует развитию творчеству учащихся. Прием “Составь задание” может являться примером краткосрочных, оперативных проектов, которые можно выполнить в течение урока или даже его части.
  3. Кубик Блума – педагогическая техника американского педагога Бенджамина Блума, автора известной «Таксономии учебных целей». На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель (или ребенок) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.
  4. Пометки на полях - ещё один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления.

Итак, технология включает в себя три этапа работы с текстом.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

Цель  данного этапа – прогнозирование будущего чтения: развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

Результат - мотивирование чтения.

Данный этап завершается  постановкой целей урока. ( слайд9)

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель данного этапа – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача  – обеспечить полноценное восприятие текста.

2.1.Первичное чтение текста. 

Самостоятельное  жужжащее чтение (дома или в классе), чтение – слушание, комбинированное чтение в соответствии с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся.

 Выявление первичного восприятия с помощью беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы, смежных видов искусств – на выбор учителя.

Первичное знакомство с текстом доверяется детям. Они читают текст про себя, проверяют свои предположения.  Лишь в редких случаях учитель сам читает текст - чтение-слушание, или комбинированное чтение (трудный и большой по объёму, в стихотворении сложная рифма).

Первая группа вопросов предлагается после первичного чтения, направлена на достижение понимания на уровне содержания. Выявление совпадений первоначальных предположений обучающихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. (слайд10)

2.2.Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов), чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение. Используется прием диалог с автором. Постановка вопросов к тексту и к автору, чтобы:

  • увидеть в тексте прямые и скрытые вопросы (выход на подтекстовый смысл);
  • спрогнозировать ответы на эти вопросы;
  • проверить свои прогнозы по ходу чтения.

         Необходимые комментарии текста (словаря, подтекста). Словарная работа ведется по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной, ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

        3.2. Беседа по содержанию текста в целом. Обобщение прочитанного, обсуждение читательских интерпретаций. Выявление совпадений первоначальных предложений обучающихся с окончательными выводами по тексту. Обращение к  отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Вторая группа вопросов задаётся по ходу чтения, носит уточняющий характер. Это вопросы к автору, ответы на них нужно искать в тексте. Хотелось бы обратить внимание на то, что в процессе работы с текстом параллельно с отработкой техники чтения идёт работа над выразительностью чтения, объясняется и уточняется значение слов.

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Цель  данного этапа – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Главная задача  – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.( слайд 11)

Данный этап позволяет углубить первоначальное понимание и достичь понимания на уровне смыла (понимание основной мысли, чтение между строк).

  1. Это проблемный вопрос ко всему тексту. Постановка концептуального вопроса к тексту в целом. Далее следуют понимание авторского смысла, формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  2.  Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора. ( слайд 12)
  3.  Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  4. Выполнение творческих заданий. Например:
  • Осмысление содержания (рассказ о герое, событии, выборочный или краткий пересказ, составление плана).
  • Реакция на художественную форму (стилизация, наблюдение над языком, стилистический эксперимент).
  • Эмоциональная сфера (выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства).
  • Сфера воображения (творческий пересказ, иллюстрирование, изготовление карт, схем, макетов, чтение по ролям, инсценирование).

Технология продуктивного чтения возможна при работе с любым текстом на любом уроке, но, конечно,  наиболее полно ее применение представлено  на уроках литературного чтения. ( слайд 13,14)

На уроках математики при работе с текстовой задачей ребята применяют элементы  этой технологии. Она позволяет детям легко извлекать из текста задачи  необходимую информацию, устанавливать взаимосвязи и переходить к созданию вспомогательной математической модели.  Такая работа производится также  по определенному алгоритму:

  1. фронтальное  чтение задачи и подчеркивание всех информационных единиц;
  2. разбор текста задачи, выписывание опорных слов,  построение  оптимальной вспомогательной модели;
  3. её оценка с точки зрения понятности и доступности;
  4. составление плана решения;
  5. решение задачи;
  6.  запись  решения;
  7. совместное оценивание результата. ( слайд 15)

Данная технология может быть эффективно применена на уроках  окружающего мира: работа с текстом, иллюстрациями, схемами.  Но не воспроизведение текста  требуется от  обучаемого, а овладение первоначальными умениями передачи, поиска и преобразования, хранения информации. Задания по формированию читательских умений предложены в рабочей тетради к учебнику.

Они формируют следующие умения:

  • вычитывать фактуальную информацию – фактическую основу текста;
  • ориентироваться в структуре текста;
  • объяснять и оценивать прочитанное;
  • определять тематическую принадлежность текста;
  • выделять главную мысль текста;
  • составлять свой небольшой текст на основе творческого пересказа.

На уроках я стараюсь организовать исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития.(слайд 16)

Действия учеников более активные, творческие и самостоятельные, а творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное. Включение детей младшего школьного возраста в активную деятельность при работе с текстом позволит учащимся в будущем успешно решать жизненные задачи. (слайд 17)

             Таким образом, технология продуктивного чтения помогает большинству наших учащихся вычитывать информацию из текстов разных видов, этот навык необходим при изучении различных учебных предметов.

Создание условий для формирования читательской компетентности, развитие читательской грамотности –  вот в чем, по-моему,   основная задача учителя сегодня. ( слайд 18, 19) Этот подход применим при работе по разным УМК как в лицеях и гимназиях, так и в малокомплектных школах. При разном уровне и материально-технической базы школы, и интеллектуальных возможностях учеников, так как каждый сможет найти важное для себя и  выйти на свой уровень осмысления текста.

Грамотный человек, вдумчивый читатель, ответственный гражданин -  вот истинная цель нашей работы. Вот идеал, к которому нужно стремиться.

Приложение

Результаты работы по формированию читательской деятельности

Техника чтения

Результаты комплексной работы ( 2 и 3 классы)

( оценка сформированности УУД)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология продуктивного чтения Каждый образованный человек умеет читать любые тексты. А учит ли этому школа? 1

Слайд 2

Технология продуктивного чтения Формирование читательской деятельности младших школьников Костенко Лариса Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №8 2

Слайд 3

Технология продуктивного чтения « Чтение … заложено в основу обучения и является одним из самых необходимых навыков в жизни. Люди, которые умеют хорошо читать, вносят вклад в создание процветающего, трудоспособного общества. В то же время они сами живут более насыщенной жизнью» The World Book Encyclopedia 3

Слайд 4

Технология продуктивного чтения « Сквозная цель образования – воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления». из образовательной программы «Школа 2100» 4

Слайд 5

Технология продуктивного чтения АКТУАЛЬНОСТЬ: Одной из основных проблем литературного образования в начальной школе является несформированность читательской самостоятельности школьников . Причины снижения интереса к чтению: ускорение темпа жизни; развитие Интернета, усиление влияния средств массовой информации. Цель литературного образования в начальной школе - формирование читательской компетентности младшего школьника , осознание себя, как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Главная задача- обучение приёмам работы с текстом. 5

Слайд 6

Технология продуктивного чтения Достоинства технологии применима самостоятельно вне урока; возрастносообразна и доступна; ориентирована на развитие личности читателя; развивает умение прогнозировать результаты чтения; способствует достижению понимания на уровне смысла. 6

Слайд 7

Технология представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг ( до чтения, в процессе чтения и после чтения ). Цель технологии: формирование личностного и ценностного отношения к чтению. 7

Слайд 8

Технология продуктивного чтения Технология формирования типа правильной читательской деятельнос ти Цель – самостоятельно понимать текст Алгоритм - три этапа работы с любым текстом До чтения текста просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения 2) Во время чтения текста изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста 3) После чтения текста рефлексивное чтение, концептуальные вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации 8

Слайд 9

Технология продуктивного чтения . Виды упражнений на 1 этапе ( Работа с текстом до чтения) Прочтите заглавие и скажите, о чём (ком) будет идти речь в данном тексте. Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в данном тексте. Прочтите последний абзац текста и скажите, какое содержание может предшествовать данному выводу. Прочтите текст до указанного места и скажите как, по вашему мнению, завершились события. Прочитайте текст до конца, чтобы выяснить, правы ли вы. 9

Слайд 10

Технология продуктивного чтения Виды упражнений на 2 этапе ( Работа с текстом во время чтения) Прочтите текст, разделите его на смысловые части, подберите названия к каждой из них. Прочтите текст и найдите в каждой части по одному предложению, передающему основную мысль этой части. Прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике повествования. Скажите, какие из приведённых утверждений соответствуют содержанию текста. Расположите следующие предложения текста в логической последовательности и пронумеруйте их по порядку. Прочтите текст, соотнесите его содержание с заглавием. 10

Слайд 11

Технология продуктивного чтения Виды упражнений на 3 этапе ( Работа с текстом после чтения) Опираясь на содержание прочитанного текста, закончите предложения, используя предлагаемые варианты. Объясните, как вы понимаете утверждение в тексте о том, что… . Скажите, разделяете ли вы эту точку зрения. Выразите своё отношение к прочитанному. Прокомментируйте часть текста, которая показалась вам наиболее интересной. Сформулируйте цель, которую, на ваш взгляд, ставил перед собой автор текста. Выразите своё отношение к прочитанному. Скажите, согласны ли вы с оценкой автором событий, фактов. Скажите, какие из перечисленных фактов вы узнали впервые из прочитанного текста. 11

Слайд 12

Технология продуктивного чтения Диалог с автором- это естественная беседа через текст Например, прием комментированного чтения. 1.Озвучивают текст дети, а комментирует учитель. 2.Приветствуются также и детские суждения. 3.Комментарий должен быть кратким и динамичным. 4.Комментарий не должен превращаться в беседу. 5.Комментируем в том месте, где это действительно нужно. 12

Слайд 13

Технология продуктивного чтения Какие УУД развивает технология формирования типа правильной читательской деятельности? Коммуникативные УУД- оформлять свои мысли в устной и письменной; слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли . Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану. 13

Слайд 14

Технология продуктивного чтения ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты Познавательные УУД: 14

Слайд 15

Технология продуктивного чтения Личностные результаты: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Предметные результаты: воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся; осмысленно, правильно читать целыми словами; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; подробно пересказывать текст; составлять устный рассказ по картинке; заучивать наизусть небольшие стихотворения; соотносить автора, название и героев прочитанных произведений; различать рассказ и стихотворение. 15

Слайд 16

Технология продуктивного чтения Умение понимать содержание, находить информацию, заданную в явном виде. Умение понимать последовательность смысловых частей. Умение видеть языковые средства. Умение читать «между строк» Умение понимать общий смысл текста Умение определять тему текста Умение понимать авторский замысел Умение составлять собственный текст Умение определять жанр произведения Читательские умения, с которыми ребёнок должен выйти из начальной школы 16

Слайд 17

Технология продуктивного чтения Грамотность чтения – это способность понимать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное, излагать свои мысли о прочитанном использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.). Кого можно назвать грамотным читателем? 17

Слайд 18

Технология продуктивного чтения Читательская компетентность – это особая форма личностного образования, отражающая систему ключевых компетенций , приобретенных ребенком в процессе обучения, ориентированная на его успешную социализацию в обществе. 18

Слайд 19

Технология продуктивного чтения Спасибо за внимание ! 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»

В данном учебном материале  выявляются  оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию  основ читательской компетентности  младших школьников,обобщается ...

Формирование читательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.

Пути совершенствования уроков литературного чтения в начальных классах....

Практические советы по формированию самостоятельной читательской деятельности младших школьников

Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно, сознательно, волнует многих учителей. В статье раскрывается значение самостоятельной читательской деятельности младших школьников, при...

Формирование читательской деятельности младших школьников

В статье раскрываются способы, направленные на формирование читательской деятельности на основе работы с художественным текстом....

Формирование читательской деятельности младших школьников через технологию критического мышления

Выступление на РМО по теме "Формирование читательской деятельности младших школьников через технологию критического мышления" ( + фрагмент урока)...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...