Практические советы по формированию самостоятельной читательской деятельности младших школьников
статья по чтению по теме

Никитенко Татьяна Александровна

Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно, сознательно, волнует многих учителей. В статье раскрывается значение самостоятельной читательской деятельности младших школьников, приводятся практические советы по её формированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskie_sovety_po_formirovaniyu.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Никитенко Татьяна Александровна

МКОУ «Каменская СОШ № 1 с углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза В. П. Захарченко»

учитель начальных классов

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

        Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своём расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к 7 – 8 классу читают всё хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Дети медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Великий И.В. Гете сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет, и то он не любит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы, – одна из самых актуальных дидактических задач. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению. Кроме того, в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность.

Исходя из общей задачи развития личности ребёнка, начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием.

        Чтобы воспитать такого читателя, начальная школа должна решать следующие задачи:

 - развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;

 - воспитывать средствами чтения у ребёнка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;

 - сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в среднем звене школы;

 - обеспечить полноценное восприятие художественных и научно-познавательных текстов в их специфике;

 - научить работать с учебной и детской книгой.

        Чтение – сложный процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный и речеслуховой. Оно начинается со зрительного восприятия и узнавания букв, соотнесения их с соответствующими звуками. Далее осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова и его прочитывание. Наконец, через соотнесение звуковой формы слова с его значением происходит понимание читаемого.

        Таким образом, можно условно выделить две стороны чтения: техническую (сопоставление зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую.

        Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно волнует многих учителей. Процесс этот чрезвычайно трудный. И, несмотря на все усилия, в классе всегда оказывается группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию учиться и, в конечном счёте, к отставанию в учёбе. Эффективной является технология деятельностного подхода, в основе которой лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс в соответствии со способностями и возможностями. При такой организации обучения ученик является субъектом учебной деятельности, т.е. тем, кто учится. Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. Ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному. Деятельностный подход к обучению предполагает:

- наличие у детей познавательного мотива (желание узнать, открыть,

научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно

выяснить, освоить);

 - выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

 - выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

 - формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

 - включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. 

        Главная цель учителя – мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.

        В процессе работы совершенствую навык чтения с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность. Упражнения проводятся индивидуально, коллективно и по группам. Занимают они на уроке 5-7 минут. На практике важна не длительность, а частота использования тренировочных упражнений. Память человека устроена таким образом, что запоминается лучше не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создаёт раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то не надо проводить длительные

упражнения, длинные по времени; лучше упражнения проводить короткими

порциями, но с большой частотой.

Урок лучше начинать с игровой артикуляционной разминки.

  • Работаем над постановкой дыхания и развиваем чёткость произношения (чем глубже дышим, тем сильнее воздействие упражнения). Детям очень нравится упражнение «Самолёт»:

а) «самолёт летит» - руки вверху на голове, сделайте вдох, на выдохе произнесите звук [м]: [м-м-м-м] (кто дольше);

б) «самолёт идёт на посадку» -  руки вверху на голове, сделайте вдох, на выдохе произнесите звук [м] с постепенным понижением тона, показывая голосом, что самолёт идёт на посадку и приземляется, одновременно покачивая головой влево - вправо.

  • Работаем со скороговорками, чистоговорками, чёткое чтение абзацев, строф, пословиц, сочетания и предложения из текста, предложенного для работы в классе и дома.

        Использую в практике упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения, а также развивающие память.

 - «Слова наоборот» - учащиеся читают слова наоборот: ецнлос, оверед, ансев    и т.п.

 - «Чтение наложенных друг на друга слов» - слова написаны так, что одно слово пересекается с другим (кроссворд). Количество слов и плотность

их наложения может увеличиваться. Учащиеся должны прочитать слово.

 - чтение «Кто играет в прятки?» Среди случайного набора букв надо найти и прочитать слова, узнать, кто играет в прятки: звери, птицы, насекомые и т.д. Эта игра помогает пополнять словарный запас, развивает внимание, зоркость при чтении. Карточки можно использовать на уроках русского языка (орфограммы), окружающего мира и др.

     Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.

 - Игра «Слова»: назвать как можно больше слов, относящихся к определённой теме, например: школа, город и т.д.;

 - Игра «Кто больше запомнит»: один назвал любое слово, другой его повторил и сказал своё слово и т.д.;

 - Чтение и воспроизведение (что запомнил) «пирамидок»: снег - весна - ручейки – зеленеет.

     Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

 - «Губы»: используется детьми для разграничения чтения про себя и чтения вслух. По команде читать про себя прикладывают к губам указательный палец.

 - «Угадай». (Развитие смысловой догадки – антиципации слов, предложений.) Тексты выбираются из известных детям произведений, н-р, «Репка».

 - ПО… де… ре… . Вы… ре… бо… - пре… . Ста… де… ре… тя.. . Тя… - потя… , вы… не мо…

 - «Финиш». Называется текст по учебнику, указывается слово, до которого дети должны как можно быстрее дочитать. Дочитав, поднимают руку. Учитель выборочно проверяет правильность, задавая вопросы. Тем самым предупреждает скольжение по тексту.

Упражнения, направленные на развитие понимания прочитанного.

- «Найди псевдослово» - прочитать слова, найти слова, не имеющие значения: кот, дома, пенал, каблук, коридор, банжикос, перемена.

 - «Поиск смысловых несуразиц» - прочитать предложения и найти смысловую ошибку: Ель – лиственное дерево. Зимой дети собирали в лесу ягоды. Над большим деревом была глубокая яма.

        На уроках литературного чтения во 2 – 4 классах чтению отводится 30 – 35 минут. Урок ориентирован на формирование у детей правильного типа читательской деятельности, который представляет собой «трёхступенчатый процесс» целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения). При работе над текстом до чтения дети читают ключевые слова, которые есть в учебнике перед текстом или записываю их на доске. Это очень важно для понимания содержания текста. Далее читают заглавие и рассматривают иллюстрации к тексту. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения. В работе при отработке навыка чтения использую различные по целям и формам организации упражнения: жужжащее чтение (эффективно использовать на ежеурочных пятиминутках чтения);  чтение вслух по «цепочке»; комментированное чтение; чтение за диктором; чтение в паре с товарищем; чтение с отрывом взгляда от текста; чтение молча и др.

        Желательно на каждом уроке использовать приём стимулирования. Моим ребятам очень нравится такой: в конце урока, за 3-4мин до звонка, проводим самозамер скорости чтения. Результаты записывают в читательский дневник.

        Такая система работы позволяет добиться высоких результатов в литературном развитии школьников по следующим критериям:

  • уровень начитанности, круг чтения школьника
  • уровень сформированности интереса к читательской деятельности
  • уровень сформированности специальных читательских умений.

       Проверить результативность можно при помощи диагностических работ, которые содержат различные типы проверочных (диагностических) заданий:

- с выбором ответа (проверяются знания учащихся и понимание изученного);

- на завершение (продолжение) работы (проверяется умение выделять

закономерности, зависимости, причины явлений и т. д.);

- выраженные в графической (рисунчатой) форме (позволяют за короткое время проверить большой объем учебного материала);

 -со свободным ответом (используются для проверки умений воспроизводить и применять знания, понимания изученного материала).

Моим ученикам нравится игра  «Ярмарка». В этой игре любой желающий становится «продавцом», предлагает свой «товар» – чтение. Все остальные учащиеся - «купцы», они «покупают» этот «товар» или нет, в зависимости от качества, т. е. правильности и выразительности чтения. Важным моментом является то, что ученики должны пояснить, чем понравился им «товар» или что не устроило в нём. Дети учатся не только выразительно читать, но и анализировать, доказывать свою точку зрения, развиваются навыки контроля и самоконтроля. В этой игре присутствует характер соревнования, что очень привлекает младших школьников.

Всем известно, что скорость чтения является самым важным фактором из числа факторов, влияющих на успеваемость обучающихся.   Для того, чтобы ребёнок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения, надо чаще измерять скорость чтения. Выбрать интересную форму проверки, отмечать рост, сравнивать нынешний результат с предыдущим. Моим ученикам нравится игра «Большие гонки». В конце каждого месяца провожу замер скорости чтения, вношу данные в таблицу. Результат, свидетельствующий о прибавке скорости чтения, благотворно сказывается на отношении учеников к чтению.                                

        Решение задачи формирования читательской самостоятельности к чтению у младших школьников возможно, если:
- процесс обучения чтению будет целенаправленно организован и связан с возбуждением познавательных интересов;
- расширятся границы содержания чтения, данного в учебниках;  

 - в учебно-воспитательном процессе систематически будут применяться целесообразные формы работы с учениками, способствующие возникновению интереса к чтению, достижению читательской самостоятельности и социальной активности учащихся.

        Развитие читательской самостоятельности является одной из важнейших задач современного учебно-образовательного процесса, решить которую возможно в результате хорошо спланированного, целенаправленного процесса взаимодействия учителя и ученика. Содержание совместной работы с учениками предполагает привлечение его интеллектуального, творческого потенциала, повышение уровня мотивации чтения. Объективным показателем того, что читательская самостоятельность сформирована, следует считать устойчивую потребность и способность читать книги по осознанному выбору, применяя в процессе чтения все знания, умения и навыки, которыми читатель располагает к моменту деятельности с книгой.
        
Личная заинтересованность и творческая направленность учителя, стремление к сотрудничеству с учеником, родителями являются важным условием эффективности работы и повышения научно-методического уровня педагога. Применение современных технологий в обучении и воспитательной работе, коллективное взаимодействие, создают  возможность развития самостоятельной читательской деятельности и решения проблемы современного  детского чтения.

Список литературы

1. Ковалёва Г. Е. «Как дети читают и понимают текст» М., «Народное       образование» 2006, № 5, 71-76.  

2. Светловская Н. Н. «Разговор по существу темы, или Что такое полноценное чтение в начальной школе с позиции теории формирования читательской самостоятельности». «Начальная школа» 2000, № 2, 24-27

3. Обнорская О. А. «Почему мои дети любят читать», «Начальная школа», 2000, № 2, 34-37

4.Оморокова М. И., Васильева М. С. «Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах». – М., 1997

5. Лифинцева Н. И. «Самостоятельная читательская деятельность младших школьников.», «Народное образование» 2006, №5, 71-76.

6. Лемяскина Н. А. «Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников Н. Н. Светловской», «Материалы X межрегиональной научно – практической конференции.Ч.1», под ред. Д-ра пед. наук, проф. Л. А. Обуховой. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010

7. Оморокова М. И. и др. «Преодоление трудностей: Из опыта обучения чтению: Кн. для учителя». – М.: Просвещение, 1990

8. Журова Л. Е. «Беседы с учителем. Методика обучения». – М.: Вентана – Граф, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самостоятельной читательской деятельности младших школьников

Главная  задача учителя начальных классов – научить ребёнка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить обучающихся к миру книг и тем самым способствовать развитию с...

Творческий проект на уроках технологии как средство формирования самостоятельной познавательной деятельности младших школьников.

Данный опыт функционирует в МОУ «Коммунаровской СОШ»Автор выступал на методических объединениях учителей начальных классов. Опыт  работы используется  учителями младших классов и учите...

Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности младших школьников

Одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.Решением этой проб...

Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности младших школьников

Одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.Решением этой проб...

Проект "Книжка-малышка как средство формирования устойчивого интереса к самостоятельной читательской деятельности младшего школьника”.

Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Но почему тогда одни дети, научившись читать, продолжают столь приятное  сердцу общение с книгой, а другие – нет? Как помочь ребенку пол...

Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности младших школьников.

Актуальность   выбранной  нами  темы   связана с тем, что сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В Р...