Проект "Книжка-малышка как средство формирования устойчивого интереса к самостоятельной читательской деятельности младшего школьника”.
проект (1 класс) на тему

Щипакина Светлана Николаевна

Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Но почему тогда одни дети, научившись читать, продолжают столь приятное  сердцу общение с книгой, а другие – нет? Как помочь ребенку полюбить книги? Что можно сделать, чтобы чтение стало для него потребностью, доставляло удовольствие? Ответ однозначен: будущего читателя необходимо воспитывать, когда он только начинает ходить, когда он познает мир, когда переживает свое первое удивление от соприкосновения с окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

                       Проект "Книжка-малышка загадок»

“Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами”.
В.А. Сухомлинский

«Книги - это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению».
Фрэнсис Бэкон

  1. Обоснование проекта.

Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Но почему тогда одни дети, научившись читать, продолжают столь приятное  сердцу общение с книгой, а другие – нет? Как помочь ребенку полюбить книги? Что можно сделать, чтобы чтение стало для него потребностью, доставляло удовольствие? Ответ однозначен: будущего читателя необходимо воспитывать, когда он только начинает ходить, когда он познает мир, когда переживает свое первое удивление от соприкосновения с окружающим.

Огромное значение в жизни человека имеет книга. Стойкий интерес к чтению и привычка ребенка читать формируется в семье. Пока ребенок маленький родители читают ему книги, а как только малыш научится читать сам, облегченно вздыхают. Ни для кого не секрет, что многие дети вырастают, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается не тронутой и теряет свое значение в формировании художественного вкуса.

Большую роль в развитии любви к чтению играет чтение творческое, которое и является основным средством развития ребенка: развития его речи, воображения, способности к восприятию художественной литературы. Мало читать ребенку книжки или создавать условия для формирования круга его самостоятельного чтения. Важно подготовить ребенка к встрече с миром художественной литературы – миром вымысла, фантазии, воплощенных в словесных образах. Как сделать так, чтобы застывшие звуки стихотворения «оживали» перед глазами при чтении? Ответ один: нужно научить его творчеству читателя. Начинать развитие таких творческих способностей необходимо с периода опосредованного чтения и не прекращать эти упражнения и в период формирования самостоятельного. Итак, с чего же начать? Картинки в книжке... Для маленького читателя  картинка в книжке – обязательное условие: это зрительная опора для восприятия услышанного им словесного образа. Важно не только обращать внимание ребенка  на то, кто изображен на картинке, но и учить его обращать внимание на детали, на цветовое решение иллюстрации , на то, как художник передает настроение героя (например, печальная Аленушка или испуганный заяц). Пересказывая по картинке фрагмент произведения, ребенок развивает свою речь и учится воссоздавать словесный образ на основе зрительного. А еще по картинке можно и пофантазировать. Но самое интересное – это создавать собственное творение на бумаге, из пластилина, природных материалов и иллюстрировать ими художественное произведение. Развивая у ребенка интерес к художественному творчеству, мы способствуем развитию его фантазии, умению формировать замысел и находить форму для его воплощения, способности находить самостоятельное решение образа, воплощаемого им в красках или пластилине.

Наблюдения за учениками показывают, что в настоящее время у детей наблюдается снижение интереса к чтению художественной литературы. Большую часть своего свободного времени дети, и их родители проводят у телевизора или компьютера, в связи с этим, замедляется процесс чтения, теряется интерес к книге. Чтение же художественной литературы имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. От того как дети понимают содержание прочитанного, умеют бегло и выразительно читать, анализировать поступки героев, делать выводы, зависят их успехи в обучении.

Данная проблема актуальна и для моего класса, поэтому исходя из результатов наблюдения и анкетирования, определила тему проекта: “Книжка – малышка как средство формирования устойчивого интереса к самостоятельной читательской деятельности младшего школьника”.

Книжка – малышка, сделанная младшими школьниками, позволит поднять интерес к художественной литературе, даст понимание важности книги в жизни человека и повысить самооценку детей за свой труд.

Начав интересоваться книгой, ребенок попадет в совершенно другой мир – увлекательный, красочный, интересный, который подарит ему множество открытий и находок. Любовь к чтению и книге – это любовь на всю жизнь, поэтому очень важно поощрять первые успехи школьника в чтении, рассказе, стимулировать его интерес к слову и хорошим произведениям.

Книжка-малышка – это и развлечение, и времяпрепровождение с ребенком, а также обучение.

Изготовление таких книжек позволяет:

- расширить и обогатить словарный запас речи детей, активизируя их речевое общение;

- научить родителей общаться со своими детьми с использованием книжек-малышек изготовленными своими руками;

- облегчить процесс адаптации в начальной школе.

2. Цель.

Создание условий для повышения интереса к самостоятельной читательской деятельности и развития творческого потенциала младшего школьника.

Задачи:

– Повысить у детей интерес к самостоятельной читательской деятельности.
– Формировать умение планировать процесс изготовления книжки – малышки.
– Развивать у детей умение самостоятельно отбирать интересующую литературу.
– Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.

Чтение книг и их изготовление благотворно воздействует на развитие ребенка. Самодельная книжка – это продукт фантазии ребенка, его воображения, а во время изготовления книги ребенок общается с взрослым, открываются большие возможности для совместной продуктивной деятельности ребенка и взрослого.

Основными принципами данного проекта являются:

  • добровольность;
  • учет возрастных, психологических, творческих особенностей;
  • системность;
  • интеграция учебной и внеклассной деятельности.

3. Сроки реализации проекта.

Проект краткосрочный –   неделя.

В работе участвуют учащиеся, учитель, родители. Ученики работают индивидуально.

4. Работа над оформлением.

Выполнение работы происходит во внеурочной деятельности при поддержке родителей, учителя и одноклассников.

Каждый ребенок старается выполнить свою работу аккуратно, красочно, красиво.

                                   Паспорт проекта   

Составитель

Щипакина Светлана Николаевна- учитель начальных классов.

Тема

Направленность проекта

Создание книжки- малышки загадок. Проект.

Литературный, творческий, прикладной, социальный.

Сроки проекта

Краткосрочный, 16.10.2017г. - 23.10.2017г.

Предмет

Коммуникативная область воспитания, игровые технологии и их роль в приобщении детей младшего школьного возраста  к народно-художественной литературе.

Раздел программы

Приобщение к истории, творчеству; формирование коммуникативной компетентности через обучение родному языку.

Объект работы

Процесс воспитания, ориентированный на приобщение детей к русской  народно-художественной культуре, литературе. Привлечение социальных партнеров к созданию совместного творческого продукта.

Методы работы по проекту

 Педагогическое наблюдение; индивидуальные беседы с детьми; проведение классного часа по теме,экскурсия в школьную библиотеку, проведение урока технологии по теме; изучение и анализ продуктов деятельности детей, обработка результатов.

Научная новизна

Предлагается рассматривать данную работу как творческую -изобретательскую. Немаловажную роль в данном проекте имеет привлечение социальных партнеров: школа, библиотека, родители.

Теоретическая значимость проекта

Целесообразность и возможность приобщения детей средствами привлечения социальных партнеров.

Практическая значимость проекта

Разработка проекта позволит заинтересовать учащихся в чтении художественной и народной литературы, в творческой деятельности, понять необходимость самого процесса чтения, учиться ценить русскую речь.

Участники проекта

Дети:

2"б" класс МАОУ СОШ №3

Учитель:

1.  Щипакина Светлана Николаевна

Социальные партнёры

1.  Родители учащихся 2 «Б» класса

База выполнения

работы

1.  МАОУ СОШ №3

Ожидаемый результат:

 

Создание и использование рукотворного продукта, который поможет детям  понять и полюбить книгу, будет способствовать развитию коммуникативных навыков( умение общаться со сверстниками и со старшими), поможет привить ответственность, аккуратность в работе, направит на развитие творческой активности.

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта.

  • Ученики научатся самостоятельно планировать, изготовлять и оформлять книжки – малышки
  • У учащихся появится умение отбирать интересующую литературу
  • У детей повысится интерес к самостоятельной читательской деятельности художественной литературы

  

                                                 

                         Рабочий план реализации проекта

                             Подготовительный этап

       Чтение литературы  – чтение русских народных, зарубежных и авторских загадок.

                        Основной этап работы над проектом 

  1. Сбор информации

   Дети посетили библиотеку и познакомились со строением  книги: обложка, книжный блок, форзац, корешок книги, титульный лист, иллюстрации .

    Pассмотрели что такое книжка – малышка, какие бывают.

    Oпределили отличие книжки – малышки от других книжек (учебной литературы, подарочных экземпляров, книг для взрослых, познавательной литературы).

   Kаждый ребенок определился с темой своей книжки, начал отбирать текстовый и иллюстративный материал .

  1. Изучили технологический инструктаж на уроке технологии , сделали макет "Книжки- малышки".

  3. Провели исследование в оформлении детских книжек – малышек.

   Предупредили возможные ошибки в оформлении работы и записи текстов (книжка должна иметь законченный вид, скреплена, с указанием автора произведений, автора – создателя книги, необходимыми иллюстрациями)

4. Работа над оформлением

   Выполнение работы происходит во внеурочной деятельности при поддержке родителей, учителя и одноклассников.

  5. Презентация работы.

    Каждый ребенок защищает свою работу, рассказывает какие приемы работы, он использовал, почему выбрал именно эту тему для создания книжки – малышки, кто ему помогал. Книжки получились не только разные в оформлении, но и по тематике.

          Оценка эффективности реализации проекта.

   По результатам наблюдений и анкетирования стало видно, что у детей:

  • Повысился интерес к чтению.
  • Стали больше читать произведений современных детских писателей, детские познавательные журналы.
  • Проявили творческий подход в работе.
  • Используют данный вид деятельности на других уроках при подготовке дополнительного материала.
  • Стали умело подходить к отбору необходимого материала.
  • Повысился уровень самооценки у многих детей (я умею и смогу сделать, у меня получится).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самостоятельной читательской деятельности младших школьников

Главная  задача учителя начальных классов – научить ребёнка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить обучающихся к миру книг и тем самым способствовать развитию с...

Творческий проект на уроках технологии как средство формирования самостоятельной познавательной деятельности младших школьников.

Данный опыт функционирует в МОУ «Коммунаровской СОШ»Автор выступал на методических объединениях учителей начальных классов. Опыт  работы используется  учителями младших классов и учите...

Формирование читательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.

Пути совершенствования уроков литературного чтения в начальных классах....

Практические советы по формированию самостоятельной читательской деятельности младших школьников

Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно, сознательно, волнует многих учителей. В статье раскрывается значение самостоятельной читательской деятельности младших школьников, при...

Домашнее задание как средство развития самостоятельной познавательной деятельности младших школьников.

Современная школа  должна обеспечить каждому ребёнку индивидуальную траекторию развития и обучения не только на уроках, но и при выполнении домашних заданий. В статье представлена методика ...

Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности младших школьников.

Актуальность   выбранной  нами  темы   связана с тем, что сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В Р...