Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности младших школьников.
учебно-методический материал по чтению

Алифатова Наталья Николаевна

Актуальность   выбранной  нами  темы   связана с тем, что сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В России развиваются процессы "кризиса чтения". Сегодня компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tehnologiya_produktivnogo_chteniya.zip816.17 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ПО ПОДГОТОВКЕ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕКСТА В РЕЖИМЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

1. Выберите текст, который вам необходимо предложить ученикам для чтения на уроке (законченный текст, фрагмент, абзац, формулировка правила, таблица, схема и т.п.).

 2. Прочитайте текст, выделите в нем три уровня информации: – фактуальную (то, о чем говорится в явном виде); – подтекстовую (то, о чем сказано в неявном виде, «между строк»). (Данный уровень может быть не во всех текстах); – концептуальную (основная идея, замысел автора).

3. Определите роль данного текста на уроке: – используется на этапе введения нового знания или на этапе развития умений; – какова основная цель чтения этого текста на уроке (например, дается специальное продуктивное задание к тексту: составить список особенностей, причин, доказать что- либо, вывести формулировку понятия, заполнить таблицу, преобразовать текст в схему и т.д.).

4. Сформулируйте задания для работы с текстом ДО чтения в целях прогнозирования будущего содержания текста, создания мотива для знакомства с текстом. Например: судя по заглавию (иллюстрациям / автору) – о чем будет этот текст? Или: из каких смысловых частей состоит текст, есть ли выделенные слова, иллюстрации? и т.п. (Для каждого конкретного текста должны быть свои вопросы – не стоит пользоваться только приведёнными выше примерами. Этап должен быть коротким, плавно перетекающим в собственно чтение!)

5. Выделите в тексте места остановок ВО ВРЕМЯ чтения текста (вслух, по очереди разными учениками): – короткие комментарии для облегчения понимания каких-то слов, оборотов (словарная работа); – краткие реплики, которые позволяют включить механизм антиципации (прогнозирование содержания текста); – вопросы, облегчающие ученикам ведение диалога с автором:

В – вопрос к автору текста, возникающий в ходе чтения. Или обращение учителя классу, побуждающее задать такой вопрос;

О – предложение ученикам спрогнозировать ответ на возникший вопрос к автору;

П – предложение ученикам проверить свои предположения после прочтения тех фрагментов текста, которые позволяют увидеть авторские ответы на возникшие вопросы. Внимание!!! Все вопросы к тексту, комментарии должны быть предельно краткими, чтобы «не заболтать» текст, не отвлечься от него, а, наоборот, способствовать его глубокому пониманию.

6. Сформулируйте главный смысловой вопрос ПОСЛЕ чтения – вопрос на осмысление концептуальной информации, идеи текста (или систему вопросов для обобщающей беседы); – или запланируйте проверку выполнения продуктивного задания к тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект на уроках технологии как средство формирования самостоятельной познавательной деятельности младших школьников.

Данный опыт функционирует в МОУ «Коммунаровской СОШ»Автор выступал на методических объединениях учителей начальных классов. Опыт  работы используется  учителями младших классов и учите...

Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности младших школьников

Одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.Решением этой проб...

Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности младших школьников

Одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.Решением этой проб...

Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности у младших школьников.

Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимани...

Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Технология продуктивного чтения, разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской – это технология формирования правильной читательской деятельности. Данная технология направлена на фо...