Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности у младших школьников.
статья по чтению

Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл produktivnoe_chtenie.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности у младших школьников.

Чтение – это окошко, через которое дети видят 

и познают мир и самих себя. 

Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, 

когда, наряду с чтением, 

одновременно с ним и даже раньше, 

чем впервые раскрыта книга, 

начинается кропотливая работа над словами. 

В.А. Сухомлинский 

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

(авт. Н. Н. Светловская) — это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения. А это предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста, поиск конкретной информации, самоконтроль, интерпретация, комментирование текста и др.

Чтение – одно из первых умений, направленное на самостоятельное познание мира. Научить читать не просто, но еще сложнее научить любить чтение. Умение хорошо читать – основная причина в успешности обучения ребенка.

Цель образования в начальной школе – воспитателя грамотного компетентного читателя. Цель технологии продуктивного чтения – формирование читательской компетенции школьника. И технология продуктивного чтения обеспечивает понимание текста за счет овладения приемами его освоения на трех этапах работы с текстом.

Первый этап: работа с текстом до чтения. Цель этого этапа – развитие умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрациям. Задача – вызвать у ребенка желание прочитать книгу.

Второй этап: работа с текстом во время чтения. Здесь цель – понимание текста и задача – обеспечение полноценного восприятия текста.

Третий этап: работа с текстом после чтения. Цель данного этапа – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Задача – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста.

Технология продуктивного чтения отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как надо действовать. Учитель является партнером, который помогает ученику развиваться.

Важнейшим направлением в своей работе я считаю словарную работу. Ее провожу и перед чтением, и в процессе чтения. Например, понять смысл того или иного слова помогает подбор синонимов. Словарный запас расширяет работа со словарями.

Также считаю очень эффективным обучение школьников умению самостоятельно составлять вопросы к тексту. Этот прием развивает мышление и повышает скорость чтения. Умение и желание задавать вопросы к тексту говорят об активной позиции ученика во время чтения текста, ставят ученика в позицию исследователя текста, развивают наблюдательность и логическое мышление. «Чтение с остановками» стимулируют постановку вопросов.

Также повышает результативность чтения работа учащихся в парах сменного состава и взаимоопрос в этих парах.

На своих уроках я формирую у учащихся способность не просто пересказать текст, но и умение выразить свое отношение к прочитанному, оценить поступки героев произведения, согласиться или поспорить в мнением автора текста.

Добиться высоких результатов в формировании коммуникативной культуры учащихся помогает использование технологии критического мышления через чтение и письмо, универсальна стратегия «Знаю, хочу узнать, узнал» и взаимообучение в парах сменного состава.

Довольно часто на уроках я использую такой вид работы, как чтение трудных слов с доски или таблицы с последующим объяснением значения этих слов.

Следующие задания могут применятся на уроках в 1-4 классах, для проведения пятиминуток чтения и речевых разминок:

1. Научись читать трудные слова Ра-тра-стра-страна,  во-тво-ствдетство.  

2. Восстанови слова с.кр.т. ее пр.ст.л.сь оии п.пр.б.й ооу к.р.н.д.ш ааа

3. Доскажи словечко Все те, кто рос тогда со мной И набирал года, Однажды с этою страной Простились …. (навсегда) Мне стоит лишь собрать багаж! А долго ли собрать Бумагу, ручку, карандаш И общую …. (тетрадь). 

4. Также, я практикую целенаправленное установочное чтение. Например, для тренировок в правильности чтения, я использую прием взаимопроверки: ученик читает 1-2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются - другой ученик читает следующие два абзаца. Цель следующего упражнения: развитие памяти, внимания, правильного восприятия.

5. Отгадай загадки. К отгадкам подбери однокоренные слова Кто всю ночь по крыше бьет Да постукивает, И бормочет, и поет, Убаюкивает. Его просят, его ждут, А как придет, прятаться начнут (дождь-дождик, дождевые, дождинки, дождевик). 

Положительный результат при использовании технологии продуктивного чтения обеспечивается при условии трансформирования процесса обучения и преподавания в процесс учения и познания. В центре учебно-воспитательного процесса должен находиться учащийся, а учитель-консультант, координатор самостоятельной и активной познавательной деятельности учащихся. Очень важно, чтобы результаты обучения ученика сравнивались не с результатами других учащихся, а со своими же, теми, которые этот ученик достиг ранее.

Из всего вышесказанного, я делаю вывод, что для того, чтобы воспитать грамотного читателя, учитель должен решать следующие задачи:

  1. развивать интерес к чтению и расширять начитанность младшего школьника;
  2. воспитывать у ребенка активное отношение к читаемому тексту;
  3. формировать у всех учащихся класса высокую скорость чтения;
  4. научить работать с книгой.

Ученик на уроке – не просто слушатель, а творческая личность. И для педагога главное не точное исполнение пронумерованных действий, а достижение цели. Именно диалог с автором через текст и комментированное чтение – ведущие приемы, которые обеспечивают полноценное восприятие текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД у младших школьников.

Технология продуктивного чтения-технология деятельностного типа, способствующая формированию познавательных и коммуникативных УУД  у младших школьников....

Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности младших школьников.

Актуальность   выбранной  нами  темы   связана с тем, что сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В Р...

Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД у младших школьников"

Технология направлена  на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных...

Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД младших школьников

. Цель и задачи технологии продуктивного чтенияЦель технологии: формирование читательской компетенции школьника.В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у ко...

Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Технология продуктивного чтения, разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской – это технология формирования правильной читательской деятельности. Данная технология направлена на фо...