Использование ИКТ при формировании навыка самостоятельной учебной деятельности младших школьников.
презентация по теме

В презентации рассматриваются информационно-коммуникационные технологии как средство формирования самостоятельой учебной деятельности младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ikt.zip1.84 МБ

Предварительный просмотр:

    ХХI век – эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовало возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.

Использование ИТ в начальной школе – это комплексное преобразование « среды обитания» учащихся, создание новых средств для его развития и активной творческой деятельности.

      Компьютер в обучении младших школьников – это обогащающий и преобразующий элемент предметной среды. Ведь именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей ребенка, закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального развития.

Использование ИТ в учебном процессе дает возможность эффективно решать актуальнейшие задачи начального образования:

  1. Повышать познавательную мотивацию, делая процесс обучения интересным и продуктивным.
  2. Развивать навыки самостоятельности и самоконтроля.
  3. Включить в работу всех детей класса.
  4. Обеспечить эффективность урока и успешность каждому ученику.
  5. Достичь оптимального общего развития каждого школьника, развивая его мышление, волю, чувства,

нравственные представления.

 Внедрение ИТ в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира.

 Проникновение компьютеров в учебный процесс вызвало к жизни огромное количество новых форм работы. Использование ИТ в начальной школе связано с решением двух основных задач: научить детей пользоваться новыми орудиями деятельности и задействовать компьютерные технологии в целях открытия новых возможностей в учебной и внеклассной деятельности обучающихся. В ходе применения на уроках ИТ пришла к выводу, что следует работать в данном направлении и дальше. Проведя анкетирование среди обучающихся, выяснила, что учебный материал уроков с использованием ИТ был усвоен  гораздо лучше. В результате самостоятельной работы обучающихся, при работе над своим проектом, возросла мотивация к изучению предмета, а положительные эмоции, полученные ребятами на этих уроках, укрепили уверенность в себе, способствовали развитию их познавательных интересов.

 Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

          Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моего класса, а для меня стали нормой работы.

         ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках.

       Компьютер позволил уже в начальной школе ввести элементы проектной деятельности. Создание проектов служит развитию познавательных интересов, творческих и интеллектуальных качеств личности ребенка, воспитанию эстетических вкусов, развитию самостоятельности.

        РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ – процесс, продолжающийся весь период обучения в школе. Когда ребенок приступает к учению, у него формируются сначала предпосылки самостоятельности, затем - умения.

       Самостоятельность как качество ученика – субъекта учебной деятельности предполагает умение выполнить задачу (практическую или учебную) без непосредственной помощи.

Какие универсальные умения обеспечивают развитие самостоятельной учебной  деятельности?

        ИНИЦИАТИВА – это готовность ученика взять на себя ответственность за выполнение учебного задания и довести решение до конца. Многое об учебной инициативе ученика говорят результаты его повседневной деятельности: рисунки, рассказы, устные сочинения. В рисунке, повествовании ученику легче показать свое знание и понимание поставленной задачи. То, что трудно выразить в речи, записать или оформить, легко представимо в рисунке.

        ПРЕДВИДЕНИЕ – способность подчинить решение учебной задачи достижению определенной цели. Когда школьник приступает к выполнению задания, он предпринимает попытку проявить предвидение. И либо ему это удается и он выполняет (верно или неверно) задание, либо ученик изменяет задачу и не справляется с поставленной задачей.

        САМООЦЕНКА предполагает адекватное отношение ученика к предстоящей учебной работе, готовность установить и по  возможности предупредить затруднения.

        САМОКОНТРОЛЬ базируется на осознанной потребности ученика в контролируемой им самим деятельности, способности соотносить процесс и результаты учебного труда с задачей ( «Что я делал?», «Чему я научился?»  Возможность смоделировать ситуацию и сделать реально оцениваемыми результаты учебных действий ученика позволяет школьникам проверять истинность своих предположений и высказываний.

        ГОТОВНОСТЬ ПРОЯВИТЬ ТВОРЧЕСТВО В УЧЕНИИ наблюдается в поиске новых способов решения или оформления учебной задачи. Эффективнее  оказываются творческие задания, которые дети выполняют коллективно или в группах. Например, для  выполнения группового задания по теме « Земля – планета воды» ученики 3-го класса  разбивались на группы, и каждая придумывала и создавала свой аквариум. Дети придумывали рассказ о растениях и животных, которых они  в него поселили. Если ученику было трудно подобрать себе дело самостоятельно, то он обращался за помощью. При этом  стараюсь не оказывать непосредственную помощь, а только повторно ориентировала отдельных детей и целые команды в общем замысле работы.

В процессе  формирования навыка самостоятельной учебной деятельности учащихся использую информационные технологии: презентации учащихся, составление буклетов, устные выступления детей, сообщения, информационные листы.

        Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках математики и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, что способствует повышению качества усвоения учебного материала и усилению образовательных эффектов.

        Я разработала презентации и с успехом использую их на уроках как ознакомления с новым материалом, на уроках закрепления и обобщения, так и интегрированных уроках.

       Открытый интегрированный урок русского языка и окружающего мира тема «Осенний бал двойных согласных»» был с использованием информационных  технологий, где дети готовили сообщения. Урок был показан на неделе инноваций.

       С использованием ИТ прошел урок литературного чтения по теме «Детский литературный фольклор», учащиеся показывали презентации, разыгрывали сценки из произведений художественной литературы. Урок был показан во время всероссийского урока чтения.  

       С использованием информационных технологий прошел урок «Строение и разнообразие растений», дети готовили устные выступления, информационный лист, а также вели самостоятельный поиск в словарях, справочниках на заранее заданные вопросы.

       К уроку  окружающего мира в 3 классе « Обитатели подводного мира» дети готовили презентации о морских и речных рыбах, составляли буклеты.

      Урок «Растения весной» с использованием информационных  технологий, дети отвечали на проблемный вопрос « Оказывают ли растения весной свои лечебные свойства на человека?» Дети готовили презентацию «Лекарственные растения Талицкого района».

      Урок математики по теме «Нумерация чисел в пределах 1000»прошел также с использованием ИТ, это был космический урок. Дети отвечали на проблемный вопрос «Зачем летают в космос?», готовили устные выступления.

      Интегрированный урок математики и истории в 4 классе « Деление на двузначное число. Полководец А.В. Суворов» прошел с использованием интерактивной доски. Учащиеся работали над проектом «Награды А.В. Суворова».

      С использованием ИКТ провожу  родительские собрания и внеклассные мероприятия, например открытое внеклассное мероприятие «Если хочешь быть здоров» в форме агитбригады показали для учащихся 2 -3 классов.

      Для того, чтобы ребятам было интересно на всех уроках, я использую не только разработки собственных презентаций, но и  презентации, созданные другими учителями, внося в них изменения в соответствии с потребностями своих учащихся.

      Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование ИТ в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики

       Путешествуя по необъятным просторам Сети, я познакомилась со многими образовательными Интернет-ресурсами, которые  стала активно использовать в своей учебно-методической  и внеурочной работе с младшими школьниками.          Российский образовательный портал содержит информацию о законах, стандартах и документах, регламентирующих образовательную деятельность  http://www.edu.ru .  

        Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru – здесь имеется возможность найти любой материал по интересующей вас теме.

        Электронные версии газеты «Начальная  школа» Издательского дома «Первое сентября» находятся на сайте http://nsc.1september.ru

        Свой сайт имеет и популярный детский литературно-художественный журнал «Мурзилка» - http://www.murzilka.km.ru. В журнале печатаются сказки, рассказы, пьесы, стихи. Его номера содержат конкурсы, викторины, самоделки, а также материалы, дополняющие программу начальной школы, рекомендованные Министерством образования и науки РФ.

        Учителям начальной школы могут быть полезны и следующие сайты:

http://www.ug.ru - сайт «Учительской газеты»;

Внеклассные мероприятия к любому празднику - http://schoollessons.narod.ru/;

        Проектная деятельность в начальной школе -http://www.lotos.dtn.ru/mo_m_smir_03.html

        Также я являюсь участником  портала «Сеть творческих учителей», использую в работе портал «Фестиваль открытых уроков».

        Таким образом,  внедрение информационных технологий влияет на процесс формирования навыка самостоятельной учебной деятельности учащихся. Использование презентаций, составление буклетов, сообщения учащихся, устные выступления, информационные листы  формируют навык самостоятельности у учащихся. Все это дает учителю возможность организовать познавательную деятельность на высоком уровне инициативы, творчества и самостоятельности. А учебная самостоятельность, развивающаяся в процессе учения, помогает ученику быть более практичным, занимать активную жизненную позицию.

         Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

  1.  обеспечить положительную мотивацию обучения;
  2.  проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
  3.  обеспечить высокую степень дифференциации обучения ;
  4.  повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
  5.  усовершенствовать контроль знаний;
  6.  рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
  7.  формировать навыки исследовательской деятельности;

 обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Использование ИКТ при формировании                          

          навыка самостоятельной учебной

 деятельности младших школьников.

        

                                               

                                                Составитель:

                                                                                  учитель начальных классов

                                                                                  МОУ «Троицкой СОШ № 5»

                                                                                  Куликова Снежана Викторовна

                   

                 

                                                                 

                           

                               

     

        

                                                 

   

                                               

                                                                 

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности у учащихся с отклонениями в развитии"

Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность уче...

Организация самостоятельной учебной деятельности младшего школьника при овладении иностранным языком.

Организация самостоятельной учебной деятельности младшего школьника при овладении иностранным языком.Ключевые слова: универсальная учебная деятельность; группы универсальных учебных действия; ос...

Конспект выступления на ШМО Формирование основных компонентов учебной деятельности младших школьников в процессе использования УМК ОС Школа 2100

Тема: Формирование  основных  компонентов учебной деятельности младших  школьников  в процессе использования УМК «ОС Школа 2100». Подготовила: Титова Елена Николаевна, учитель...

Научная статья "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время"

Научная статья "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников  на уроках литературного чтения и во внеурочное время"...

Презентация "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения"

Презентация  "Формирование навыков  проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения"...

Обобщение опыта «Развитие познавательных процессов и формирование структурных компонентов учебной деятельности младшего школьника через программу внеурочной деятельности «Шаги к успешности».»

          Для успешного обучения ребенка в школе, для обеспечения полноценного усвоения учебного материала необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по...