Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности у учащихся с отклонениями в развитии"
статья по русскому языку по теме

 

Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая
собственный выход из сложившейся ситуации, ученик
действительно думает. Фокусирование на проблемах
стимулирует природную любознательность учеников
и побуждает их к критическому мышлению.

Джон Дьюи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности у учащихся с отклонениями в развитии"

Коньшина Т.Н. – учитель-дефектолог МСКОУ «Начальная школа-детский сад № 12»

Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая
собственный выход из сложившейся ситуации, ученик
действительно думает. Фокусирование на проблемах
стимулирует природную любознательность учеников
и побуждает их к критическому мышлению.

Джон Дьюи.

Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности саморазвиться: научить учиться, действовать, общаться, жить в ладу с самим собой и с другими людьми, что позволит ей войти в мировое сообщество и успешно функционировать в нём.

Как хорошо известно, интеллектуальное развитие человека определяется в наше время не объемом знаний, сведений, удерживаемых в памяти, всевозрастающим объемом научной информации, а готовностью человека к отбору необходимых знаний путем критического анализа, осмысления информации и умением самостоятельно принимать решение.

Перед учителем, в связи с этим, возникает ряд трудностей:

  1. происходит снижение уровня самостоятельности обучающиеся;
  2. ученики быстро теряют интерес к обучению.

Поэтому приоритетным направлением своей работы считаю использование технологии критического мышления (РКМ), исходными идеями которой являются: развитие авторской позиции ребёнка в образовательном процессе; безоценочный характер реакции на высказывания учащихся в ходе обучения. Учитель становится помощником в работе ученика и организатором самостоятельного учебного познания, а также сотрудником в поиске решения проблем.

На уроках, использую приёмы развития критического мышления, которые позволяют оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Конечно, урок требует рассудительности и строгости, но атмосфера радостной приподнятости, сопутствующей поиску и творчеству, является залогом успешности в совместной деятельности учителя и учеников

 Ученики младших классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Используется наглядный материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций.

Игры, игровые упражнения, применяемые на уроках, делают процесс обучения грамоте более интересным, занимательным, создают у учащихся позитивное, бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Уроки с использованием презентации направлены на развитие устной связной речи, познавательной активности детей, формирование навыков чтения. Использование компьютерных технологий позволяет сделать уроки более интересными, продуманными, мобильными. С помощью презентации открываются большие возможности для привлечения элементов игры и занимательности на уроках. Материал слайдов направлен на обогащение словаря в ходе наблюдения за лексическим значением слова, подбором однокоренных слов. Особого внимания требует развитие связной устной речи , так как она является залогом успешной деятельности учащихся. Использование игровых приёмов на уроке, создание условий для лучшего запоминания изучаемого материала влияет на дальнейшее обучение учеников и их развитие. Повысить эффективность урока – это значит всемерно активизировать класс, широко применяя наглядность, технику, новые формы и приемы работы.

Дидактические упражнения, задания и виды работ, используемые в презентации, направлены на решение следующих задач:

  1. выделять заданный звук в слове;
  2. определять его место (начало, середина, конец слова);
  3. определять последовательность звуков в слове, их количество, место (после какого звука, перед каким);
  4. обозначать слово графически;
  5. выбирать из заданных букв нужную и вставлять в слово;
  6. отрабатывать практические навыки по нахождению орфограмм.

Практическая значимость презентации заключается в первоначальном знакомстве с понятием звук, моделированием схемы слова, схемы предложения, текстом. Содержимое слайда включает в себя:

  1. визуальное знакомство с печатной буквой, письменным изображением,
  2. схема – человечек характеризует эту букву (звук),
  3. иллюстрация помогает воспроизвести слово, выделение слога и нового звука в слове,
  4. звуко-буквенный анализ слова (схема),
  5. упражнения для чтения слогов,
  6. ребусы, загадки, пословицы, предложения помогают понаблюдать за лексическим значением слов.

Презентация даёт возможность организовать самопроверку наглядно, динамично и образно, сравнивая свои результаты со слайдами презентации. При такой организации проверки учащиеся имеют возможность реально оценить свои знания, полученные на уроке.

Упражнения на отработку техники чтения направлены на правильное воспроизведение слоговых структур и слов. Они помогают решить следующие задачи:

  1. установить прочные связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов
  2. дифференцировать сходные единицы чтения

. Овладение грамотой – важный этап школьного обучения детей, диктующий необходимость использования современных педагогических средств обучения с целью введения учащихся в богатый мир родной речи во всех ее видах - чтении, говорении, письме.

 Мастер класс.

«Сколько букв в слове?»

123456(7)89        Суббота  7

12345(6)789        Кольцо  6

1234(5)6789          Осень  5

«Лесенка»

Мороз

         Зоя

             Яма

                  Ананас

Подобрать такое слово, чтоб следующее слово можно подобрать. Вспоминаем , что на ы в начале слова в русском языке нет слов, нельзя на ь знак в конце  придумать слово Иначе игра закончится.

«на последний слог»

До-ро-га

            Газета

                    Та-поч-ки

                                  Ки-но …

                       

«Слабое звено».

Придумать слово на последний звук или на последнюю букву. Использовать словарь.

Мороз -   Зоя – Яма -

(мороз(с ) –сон

Дети самостоятельно добывают знания, используя старые записи, словари. Закладывается  фундамент с начальной школы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ при формировании навыка самостоятельной учебной деятельности младших школьников.

В презентации рассматриваются информационно-коммуникационные технологии как средство формирования самостоятельой учебной деятельности младших школьников....

Эффективное формирование навыков чтения и письма у учащихся с задержкой психического развития посредством использования комплекса образовательных методик

Языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы, в частности на начальном этапе обучения. Формирование коммуникативно-речевых и коммуникативно-...

статья по теме: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье рассматривается процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся, имеющих задержку психического развития в условиях массовой школы. Основное внимание уделяется ме...

выступление на всероссийской конференции "Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе"

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать н...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ...

статья на тему: Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе

Процесс коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития в начальной школе...