Буклет для учителей начальных классов.
учебно-методический материал на тему

Туринцева Татьяна Леонидовна

 

Методическая копилка методик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_dlya_uchiteley.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

1.Методика: «Волшебная линеечка».                                                        

Цель: развитие умения учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимооценку по однозначному критерию.

Эта методика эффективно применяется на самом первом этапе формирования котрольно-оценочной самостоятельности т.е. в 1 – 2 классах. Дети учатся оценивать себя и работу товарища по какому – то одному критерию.                              Критерии:1 Правильно ~ неправильно. (П. -Н.) 2 Легко -  трудно. (Л. -Т.) 5 Интересно -     неинтересно.                                               На самом верху «линеечки» может поставить крестик тот ученик, который задание выполнил правильно, а внизу - кто выполнил задание неправильно. Таким образом, выполнив задание, ребенок ставит «крестик» и начальную букву критерия на условной шкале в соответствии с тем, какое место занимает его результат между самым лучшим и самым худшим результатом по выбранному критерию. Учитель тоже ставит свой «крестик» на линеечке, пастой другого цвета. Очень важно чтобы оценки ученика и учителя совпадали. Несовпадение оценок говорит о неадекватном оценивании, требует разъяснения.

2.Методика: « Солнышко»

Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции, положительной мотивации учения.

Перед уроком детям выдается карточка в форме круга, в центре которой нарисовано солнышко без лучиков. Учитель предлагает учащимся дорисовывать в течение всего урока по желанию по 3 лучика солнышку, если при выполнении задания не испытывал затруднений, настроение было хорошим.

При подведении итога урока дети прикрепляют свое «солнышко» на доску рядом со словами:  - я доволен уроком, потому, что ……

- я не доволен уроком, потому, что …

(Далее проводится рефлексия собственной деятельности:

- Я доволен уроком, потому, что узнал новое, выполнять задания мне было интересно и т.д.)

3. Методика: «Оцени себя».

Цель: развитие умений учащихся объективно оценивать свою деятельность, формирование положительной мотивации учения.

Данную методику учитель применяет для проверки уровня сформированности реалистичной самооценки учащихся.

Детям выдаются карточки, на которой изображен круг.

 - Весь круг это все добрые дела, которые ты совершаешь каждый день. Если ты считаешь, что каждый день совершаешь только хорошие поступки, то поставь точку в самом центре круга. Если иногда ты поступаешь не так , как нужно, то поставь точку ближе к краю круга. Если ты считаешь, что совершаешь только злые и никогда хорошие, то ничего не отмечай.

(Ключ: Точка в самом центре круга означает завышенную самооценку, ближе к центру- реалистичную, точка за кругом- заниженную самооценку);

(на доске учителя тоже нарисован круг,  дети выходят к доске и прикрепляют свой кружок на большом круге. Учитель делает вывод об уровне  сформированности  реалистичной самооценки)

4. Методика: «Древо творчества»

Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции, положительной мотивации учения.

Данная методика используется для рефлексии собственной учебной деятельности в течение всего урока. Наиболее эффективно применяется на уроках закрепления и обобщения знаний по теме.

На доске наглядный материал: ствол яблони, отдельно вырезанные листочки, цветы, яблоки. Рядом с которыми указаны критерии оценивания: яблоко – урок прошел плодотворно, лист – пропащий день, цветы – довольно неплохо.

При подведении итога урока дети выбирают и прикрепляют на ствол яблони или яблоко, или лист, или цветок. В поле зрения учителя все дети. По собственному желанию дети комментируют свой выбор. Учителем фиксируются результаты тех детей, которые для оценки своей работы выбрали лист. Планируется коррекционная работа.

5.  Методика: «Состояние моей души».

Цель: развитие умений учащихся объективно оценивать свою деятельность, формирование положительной мотивации учения.

При подведении итога урока учитель просит учащихся подойти к доске и прикрепить своего «пушистика» на лесенку.

комфортно

уверен в своих силах                                                                    

 хорошо

 плохо

крайне скверно

6. Методика: «Радуга».

Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции.

Учащимся выдается карточка – круг, разделенный на столько частей, сколько заданий учитель выносит на контроль. Каждое задание, выполненное правильно дети отмечают красным цветом, с одной ошибкой – зеленым цветом,  3 и более ошибок – желтым цветом. Эффективно используется на обобщающих уроках.

7. Методика: «Зажги огонек»

Цель: развитие умений учащихся осуществлять самоконтроль, самооценку, сравнивая работу с образцом, по заданной инструкции

Методика используется после введения понятия «числовой отрезок». Учащимся предлагается  поработать с карточкой, на которой изображен числовой отрезок. Цифры на числовом отрезке соответствуют № задания.

Правильно выполненное задание дети отмечают точкой зеленого цвета, если при выполнении допущено 1 – 2 ошибки – желтого цвета, 3 и более – красного цвета. При подведении итога урока наглядно видно

МОУ СОШ № 9 г. Надыма

Методическая

копилка методик.

2014-2015гг.