Технология проблемно-диалогического обучения. План работы творческой группы учителей, применяющих эту технологию.
материал на тему

Абдулаева Татьяна Степановна

Материал предназначен для учителей, применяющих в своей работе технологию проблемно-диалогического обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология проблемно-диалогического обучения. План работы творческой группы учителей, применяющих эту технологию.

Человек глубоко постигает  лишь то, до чего додумывается сам.

Сократ 

Древняя мудрость гласит

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, - я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому,

И это станет моим навсегда».

 

На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, приходят развивающие технологии, ориентированные на формирование у учащегося способности быть субъектом образовательной деятельности как процесса собственного развития (интеллектуального, личностного, эмоционального, телесного, духовно-нравственного).

Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, полученных от науки, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к делу.

Одним из путей формирования данных способностей является проблемно-диалогическое обучение.

Проблемно-диалогическое обучение позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

Технология проблемного диалога универсальна, то есть, применима на любом предметном содержании и любой ступени. В частности, она реализуется в Образовательной системе «Школа 2100».

Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Каждый учитель подтвердит, что дети лучше усваивают не то, что получили готовеньким и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог, давая точную формулировку новых знаний и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, новые знания приобретают для детей личную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а, по сути.

На таких уроках, где используется проблемно-диалогический метод, ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь и им очень нравится, что они сами могут объяснить увиденные явления, опыты, формулы. Это мотивирует школьников к усвоению нового материала, включая в работу практически весь класс. Диалогический поиск решения, в отличие от изложенных готовых сведений, обеспечивает понимание нового знания каждым учеником. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу, и в результате вырабатывают характер.

Существует множество классификаций методов обучения по самым разным основаниям. В рамках научного направления, получившего известность как «проблемное обучение», методы классифицировались в их связи с особенностями учебной деятельности учащихся.

По этому основанию проблемные методы можно разделить на «классические» и «сокращённые».

«Классическая» постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации выхода из неё. Возможны три принципиально разных выхода:

·        учитель лично заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему;

·        ученик сам осознаёт противоречие и формулирует проблему;

·        учитель диалогом побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать проблему.

Таким образом, существует три «классических» метода постановки учебной проблемы. Их сходство состоит в создании учителем проблемной ситуации, их различие заключается в организации выхода из неё.

К «сокращённым» методам постановки проблемы относятся подведение к теме урока и сообщение темы с мотивирующим приёмом. Оба метода не предполагают, создания проблемной ситуации и поэтому лишь имитируют творческий процесс.

В настоящем научном творчестве поиск решения проблемы идёт через выдвижение и проверку гипотез. Поэтому «классический» путь «открытия» знаний на уроке заключается в организации выдвижения и проверки гипотез. При этом возможны три принципиально разных варианта:.

                    1) учитель лично выдвигает и/или проверяет гипотезу;

                    2) ученик сам выдвигает и/или проверяет гипотезу;

                    3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять 

                         гипотезы.                         

Таким образом, существует три «классических» метода поиска решения, различающихся тем, кто именно осуществляет творческие действия.

Из «классических» методов наиболее эффективен побуждающий диалог, при котором учитель стимулирует учеников к творческим действиям по осознанию противоречия и формулированию проблемы, по выдвижению и проверке гипотез. Побуждающий диалог развивает речь и творческие способности учащихся.

«Сокращённый» поиск решения состоит в том, что учитель пошагово подводит учеников к знанию либо от сформулированной проблемы, либо без неё. Подводящий диалог развивает речь учащихся и логическое мышление.

Проблемные методы эффективнее традиционных, поскольку постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством класса.

Учебная проблема существует в двух основных формах:

1)    как тема урока;

2)    как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.

Следовательно, поставить учебную задачу, значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. Существует три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырёх педагогических действий:

1)    создания проблемной ситуации;

Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

2)    побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

Представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие.

3)    побуждения к формулированию учебной проблемы;

Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?»,  или «Какой возникает вопрос?»

4)    принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой (2нет», «не правильно»). На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнуться следующим образом. Сначала – поддерживающий кивок головой и слово «так».

Подобная реакция не означает согласия с говорящим. Она лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению. Затем следует побудить ученика к пере формулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?».

Подводящий к теме диалог

Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, так как не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение).

Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приёмов.

Таким образом, существует три основных метода постановки учебной проблемы6 побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивирующим приёмом. Их сходство заключается в том, что все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие методов – в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приёмом лишь имитирует творческий процесс. При этом подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся, а развивающий результат сообщения темы с мотивирующим приёмом незначителен.

Ещё одно различие методов состоит в форме возникающей учебной проблемы. При побуждающем диалоге может появиться и тема урока, и вопрос для исследования. При подводящем диалоге и сообщении обычно формулируется тема урока.

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение позволяет учителю широко использовать всё многообразие методов, форм и средств обучения.

Кроме того, проблемно-диалогическое обучение выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования, поскольку является; результативной – обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности; здоровье сберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счёт стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, то есть реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и поэтому объективно необходима каждому учителю.

С этой целью в нашей школе создана группа учителей.

В состав группы входит 5 учителей. Целью работы группы является углубленное изучение данной технологии, исследование опыта применения на уроках, создание методических пособий, используемых для применения технологии проблемно-диалогического обучения.

Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предметном содержании и любой ступени.

Цель: создание методических пособий, используемых для применения технологии проблемно-диалогического обучения.

Задачи на учебный год:

  • Изучение технологии проблемно-диалогического обучения.
  • Собрать методические материалы по теме группы.
  • Создать методические пособия.
  • Показать результаты работы по теме группы на открытых уроках.

План работы группы на 2014-2015 уч.год

                                        Содержание

Формы работы

Сроки

Ответственный

Результат

1.

 Составление плана работы группы на год

 Обсуждение плана работы группы на 2014-2015 учебный год.

Индивидуальное изучение.

Обсуждение на заседании группы

Сбор информации

август

Абдулаева Т.С.

1.На заседании от 30 августа утвержден план работы группы.

Папки с методическим материалом

Выступления на заседании группы

Обсуждения на заседании группы

сентябрь

Абдулаева Т.С.

Константинова Л.Е.

Яшная С.Ю.

1.Положение о ТГ принято за основу организации работы группы.

2. Составлены индивидуальные планы профессионального развития

3.

 Презентация тем методических пособий.

 Мониторинг изучения теоретических основ технологии ПДО.

 Подводящий и побуждающий диалог на уроке

Выступления на заседании группы

Изучение и обсуждение материалов

октябрь

Все педагоги

 

Выбраны темы:

 «Изучаем грамматику креативно: методы постановки проблемы»

«Основные приемы создания проблемных ситуаций на уроках технологии, окружающего мира, математики»

«Тематический учет знаний»

4.

 Мониторинг применения технологии проблемно-диалогического обучения.

 Обсуждение технологии оценочной деятельности на уроках.

Изучение и обсуждение материалов

Выступления на заседании группы

ноябрь-декабрь

Все педагоги

 

Применение оценочной деятельности на уроках

5.

  Мониторинг работы по теме ТГ.

 Уточнение плана работы группы на 2 полугодие.

Изучение и обсуждение материалов

январь-февраль

Все педагоги

Принят план на второе полугодие

6.

 Практическая реализация изучаемой технологии в  урочной деятельности.

Технологическая карта урока.

Фестиваль-конкурс

Индивидуальная работа

Посещение уроков друг друга

февраль март

 Фадеева В.С.

Абдулаева Т.С.

Кожевина О.В.

На открытых уроках будут

показаны результаты работы  по теме

7.

Подготовка к педагогическим чтениям и сами чтения

Индивидуальная работа

май - апрель

Все педагоги

8.

Итоги рода

май

Все педагоги