Творческий отчёт учителя. Из опыта работы.
статья на тему

Баранова Анна Викторовна

Обобщение опыта работы учителя начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchyot_uchitelya._iz_opyta_raboty.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий отчёт учителя. Обобщение опыта работы.

В своей деятельности руководствуюсь законом РФ «Об образовании», ФГОС НОО, нормативными документами Министерства Образования и науки РФ. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» в качестве одного из приоритетных направлений определяет переход на новый образовательный стандарт. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет идеал воспитания: «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Исходя из этого, перед собой ставлю цель педагогической деятельности:

формирование личности, отвечающей требованиям современного общества, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, уважающую других людей, способную к сотрудничеству и к обучению на протяжении всей жизни.

Достижение данной цели возможно лишь в том случае если у обучающихся сформированы такие компетенции, которые бы обеспечили и психологический комфорт в личной жизни, и адекватную самоидентификацию в современном мире. Основная цель и основной результат начального образования – развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. (ФГОС НОО)

Для достижения данной цели ставлю перед собой задачи своей деятельности, и планировать работу по их осуществлению:

  • формирование индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной;
  • воспитание умения учиться: способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
  • формирование предметных универсальных способов действий.

Работаю по ОС «Школа 2100». Лицей является методическим центром «Школа 2100» (статус присвоен по результатам работы внедренческой площадки в 2008г.), действующим на основании договора УЦМ «Школа 2100» (г. Москва). Являюсь членом учебно-методического центра, в функциональные обязанности, которого входит консультирование учителей города и области по содержанию учебников и технологии работы по ОС «Школа 2100», проведение семинаров по технологиям деятельностного типа. Мною выбрана данная система как отвечающая требованиям, предъявляемым к современному образованию и моим педагогическим целям.  

Исходя из содержания учебного материала, определяю методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый. Содержание учебного материала обязательно опирается на научность, связь между новым и ранее изученным материалом, соответствие теме, доступность понимания. Все перечисленные способы организации позволяют сформировать устойчивый интерес к предметам, самостоятельность, творческие способности, повысить интеллект.

Кабинет для занятий оборудован мультимедийным проектором и интерактивной доской, DVD проигрывателем. В кабинете имеются электронные пособия из серии «Уроки Кирилла и Мефодия», «Игры и задачи, 1 - 4», «Школа 2100». Для своих занятий создаю презентации, тренажёры, текстовые задания в программах Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, SMART Notebook.

Для достижения результатов в своей работе использую следующие технологии:

Технология

Функции

Проблемно – диалогическая технология

Обучающиеся учатся ставить цель, строить план её достижения, осуществлять поиск решения, открывать новые знания, рефлексировать свою деятельность. Это стимулирует мотивацию к обучению, повышает познавательный интерес, побуждает  к самостоятельному мышлению, оригинальному суждению, заставляют почувствовать атмосферу успеха даже робкого ученика. Видя, как ценится его достоинство, самостоятельная мысль, творческий поиск, он начинает стремиться к решению более сложных задач.

Технология продуктивного чтения

У учащихся развиваются читательские умения: глубокое понимание и осмысливание текста. Это способствует развитию познавательной активности, улучшает качество чтения, формирует личностные качества, любовь к слову, языку.

Технология оценивания учебных успехов

Обучающиеся учатся умению самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. Оценивание происходит по результатам освоения определённого предметного умения.

Это способствует личностному развитию, формированию адекватной самооценки, мотивирует на успех. Данная технология реализована в предметных УМК (тетради для проверочных и контрольных работ, личный ежедневник школьника, тетради по диагностике метапредметных результатов).

Проектная технология

Обучающиеся учатся самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, размышлять, прогнозировать, проводить исследования. Это способствует самовыражению, личностному развитию формированию регулятивных и личностных УД.

Информационно коммуникативная

Учащиеся учатся овладевать способами работы с информацией с использованием современных ресурсов: электронных учебников, энциклопедий, словарей, справочников, Интернет. Это расширяет кругозор, способствует формированию адекватной самооценки. Использование персонального компьютера, мультимедийных программ и устройств позволяет изменить преподавание школьных дисциплин, оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения детьми учебного материала, повышая тем самым мотивацию обучения и эффективность урока, совершенствуя формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. В школьной библиотеке оборудована медиатека младшего школьника. Учащиеся моего класса умеют оформлять свои работы. Они создают слайды, делают презентации творческих работ в программах Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint.

Здоровьесберегающие технологии (создание благоприятного психологического климата на уроке; охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни)

В рамках внеурочной деятельности веду курс «Разговор о правильном питании». Занятия, которого направлены на развитие представления, обучающихся о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей; формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье. Кроме этого данный курс расширяет знания о правильном питании, направлен на сохранение и укрепление здоровья.

Организовала приём учащимися своего класса бифилина и кислородного коктейля, предоставленного автономной некоммерческой организацией Центром творчества «Муравейник». Это способствует формированию здорового образа жизни, снижению заболеваемости, поддержанию высокой работоспособности ученика, повышению двигательной активности младших школьников. 

Дифференцированного обучения

Создаю такие условия, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Организую работу внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями.

Для этого провожу диагностику (наиболее полную дают разноуровневые контрольные работы); распределяю учащихся на группы в соответствии с диагностикой; определяю способы дифференциации, разрабатываю дифференцированные задания; реализую дифференцированный подход на различных этапах урока; провожу диагностический контроль за результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий. Также анализирую результаты самостоятельного выполнения детьми различных заданий: устные ответы у доски, работу в тетрадях.  Учебные задания дифференцирую по уровню творчества; по уровню трудности; по объёму; по степени самостоятельности; по характеру учебных действий.

Это способствует адекватной самооценки, повышает динамику качества обучения.

Обучение в разновозрастных группах

«Индивидуальные способности детей развиваются лучше всего в условиях постоянного тесного общения школьников разных возрастов в процессе творческого труда» В. А. Сухомлинский. Детей разного возраста объединила путём привлечения учеников своего класса к участию в работе группы адаптации для детей 6 лет. На занятия к малышам приходят их старшие товарищи, где они совместно выполняют задания: лепят, рисуют, читают.

Для школьников подобная деятельность является ступенькой к взрослению, а для маленьких – наглядным примером терпения, взаимопомощи.

Обучение детей с разной функциональной асимметрией полушарий

Обращая внимание на учащихся с «левополушарным» и «правополушарным» мышлением и характерные для них особенности восприятия, дифференцирую обучение с учётом функциональной ассиметрии полушарий головного мозга ребёнка, что является одним из самых сложных, но и эффективных способов обучения детей данной категории. Большую помощь в работе с классом, особенно на начальном этапе оказывают психолог и логопед лицея 

Использование в процессе обучения разнообразных технологий деятельностного типа способствует повышению качества обученности по предметным областям.

На всех уроках ставлю перед собой как специальную задачу научить детей совместной работе. В классе, прежде всего, создаю атмосферу и условия, при которых возможно общение детей между собой. Использую такие формы работы с учебным материалом, которые требуют сотрудничества детей. Самый простой вариант совместной деятельности, когда работа одного учащегося просто присоединяется к работе другого и получается общий результат. При этом учу детей обмениваться мнениями, умению выслушивать друг друга, сравнивать свою работу с работой соседа, приходить на помощь друг другу в случае затруднения, перенимать опыт другого. Совместная работа школьников на уроке рождает разноплановые отношения. Это, прежде всего взаимная поддержка и требовательность, умение сообща действовать для достижения поставленной цели, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции коллективной работы. Для накопления детьми опыта сотрудничества оцениваю на уроке не только знания учебного материала, по и поощряю проявление детьми нравственных поступков и отношений. Почти на каждом уроке возможна совместная деятельность детей. Сначала дети учатся работать вдвоем, втроем, а потом небольшими группами. Даю детям и такие задания, выполняя которые надо обязательно обратиться к товарищу. Таким образом, дети учатся объединять свои усилия, обращаться друг к другу, делиться своими материалами.

Анализируя совместную работу, обращаю внимание детей на проявление доброжелательности, уступчивости, товарищества, желания найти при затруднениях решение, которое удовлетворяло бы всех участвующих в работе. Осуждаю проявление эгоизма, жадности, несправедливости. В работе с младшими школьниками использую групповые домашние задания. В ходе выполнения задания, обучающиеся вынуждены собираться вместе, чтобы выяснить, как идет работа у каждого, согласовать и проконтролировать свои усилия. В самостоятельной работе дети использовали знания, а также навыки коллективной работы, которые они получили на уроках под руководством учителя.

Неотъемлемой частью анализа эффективности всего учебного процесса в начальной школе является диагностика сформированности УУД. Она проводится в целях проверки уровня достигнутых обязательных результатов обучения. Контроль я веду на каждом уроке через опросы, срезовые и самостоятельные работы, тесты, текущие и итоговые контрольные работы, комплексные и проектные работы. На данном этапе можно наблюдать следующее

Одно из направлений в своей методической работе считаю – организацию индивидуальной работы с одаренными и учащимися. Участие обучающихся в различных конкурсах вызывает положительную мотивацию, формирует активную жизненную позицию, повышает интерес к изучению предмета, способствует развитию творческого мышления.

         С 1 класса мои ученики работают с портфелями личных достижений. Считаю, что введение личных портфолио в моём классе является важным инструментом накопительной оценки индивидуальных достижений, обучающихся и средством на пути создания ситуации успеха.

Для учащихся и родителей веду блог «Капельки солнца». Имею собственный сайт. Это даёт мне возможность общения с родителями и учащимися моего класса. Интересными материалами привлекаю внимание к изучаемым предметам, размещаю собственные педагогические находки и открытия, высказываю мнение о творческих успехах своих учеников. Кроме этого имею возможность обмена опытом со своими коллегами. Все учащиеся моего класса имеют доступ к электронному дневнику и являются активными его пользователями. Ежедневно учащиеся и родители получают информацию о темах уроков по предметам, о домашних заданиях, режимных моментах, мероприятиях, проводимых в лицее и классе. Учащимся доступны файлы с упражнениями и тренажёрами для подготовки к урокам, которые я выставляю на страничку класса. Родители имеют возможность онлайн-общения: консультации, уведомления, беседы.

Темой моего самообразования является: «Формирование типа правильной читательской деятельности в начальной школе».

В настоящее время всё сложнее становится научить младшего школьника технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя.

Среди учащихся своего 1-го класса я провела опрос. В анкетировании участвовало 27 учащихся. Опрос был связан с любимыми занятиями в свободное время. Самый низкий показатель – чтение книг. Аналогичный результат я обнаружила при определении уровня воспитанности (диагностика уровня воспитанности по методике М. И. Шиловой) в 1-й четверти 1-го года обучения.

Кроме того, не способствует развитию чтения и уменьшение количества учебных часов на предмет «Литературное чтение» в начальных классах. Возникает противоречие: огромные возможности познания нового посредством ЦОР, ЭОР доступный широкий выбор детской литературы, кропотливая работа педагогов над развитием интереса к чтению у детей с одной стороны, и, с другой стороны, уменьшение учебного времени на чтение и, как следствие, явное нежелание детей читать книги.

Понимая огромную роль книг в развитии, как интеллектуальном, так и нравственном, каждого ребенка, мною было решено разработать педагогический проект «Формирование типа правильной читательской деятельности в начальной школе», способствующий решению данной проблемы.

Цель проекта: поиск путей развития у учащихся младших классов интереса к книге и стремления к самостоятельному чтению.

Задачи проекта:

  • обучение навыкам чтения;
  • формирование умения эмоционально-творческого чтения;
  • развитие у учащихся потребности в чтении как в источнике дальнейшего личностного совершенствования.

Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассного чтения, сотрудничество с библиотеками, чтение в семье, литературные праздники, кружок «Театр».

Проект осуществляется уже на протяжении более 2-х лет.

Итогами своей работы по формированию читательского интереса у учащихся начальных классов считаю следующие результаты: высокий уровень успеваемости и качества знаний, учащихся по литературному чтению; высокий интерес учащихся моего класса к чтению; разнообразный круг интересов в самостоятельном выборе книг для чтения; высокий уровень читательской активности учащихся.

         Таким образом, по данным проведенной диагностики прослеживается эффективность педагогического проекта «Формирование типа правильной читательской деятельности у учащихся начальной школы». Теоретически обосновав проект, используя имеющиеся технологии и методы работы по формированию читательского интереса у школьников, в своей работе я достигла результатов, которые в дальнейшем смогу преумножить, работая в этом направлении.

В 2010-2011 учебном году наше образовательное учреждение МБОУ Лицей №113 приступило к пилотному внедрению ФГОС НОО.  В соответствии с требованиями к организации образовательного процесса были введены часы внеурочной деятельности. Все учащиеся моего класса выбрали кружки и секции в соответствии со своими интересами и наклонностями. С 2012-2013 учебного года я веду кружок «Театр» на параллели 2-х классов И. А. Генераловой по Образовательной системе «Школа 2100». Данный курс помогает детям раскрыться, стать более уверенным в себе, воспитывает чувство коллективизма, помогает ребёнку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя.

На занятиях использую различные формы и методы работы: посещение театров, музеев, выставок, тематических экскурсий; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины; работа с подручным материалом.

Результатом работы театральной студии стали выступления детей перед учащимися начальной школы и группами по адаптации к школьному обучению, а также перед родителями.

Являюсь классным руководителем, перед собой ставлю цель воспитательной работы: создание воспитательной системы, способствующей всестороннему развитию личности, умеющей общаться и сотрудничать в современном социуме.

Задачи:

  • формирование в классе духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;
  • вовлечение родителей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и развития в ребенке лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации;
  • формирование классного коллектива, развитие ученического самоуправления в классе;
  • изучение степени комфортности, самочувствия каждого ученика, динамики межличностных, межгрупповых отношений;
  • физическое совершенствование, укрепление здоровья, охрана жизнедеятельности.

В настоящее время работаю над темой: «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности».   «Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм».  (А. С. Макаренко). Мною была составлена программа развития коллектива класса на 4 года. 

Духовное развитие личности невозможно без привития любви к Родине, чувства гордости за свою школу, класс. Этому способствовали следующие мероприятия: конкурс рисунков «Сердцу милый уголок», утренник «По дороге в школу», урок Мужества, экскурсия на Монумент Славы, Митинг к 9 мая, изготовление ленты памяти, акция «Георгиевская ленточка». С интересом велась работа по экологии. Ребята участвовали в конкурсе «Дары осени», познавательно-игровой программе «Осенник». Была организована экскурсия на станцию юных натуралистов.

С целью изучения коллектива класса и личности учащегося была составлена программа диагностики сформированности и развития коллектива класса. Работая с детским коллективом, всегда очень важно знать, как относится друг к другу все ребята, значим ли для них коллектив, в котором они находятся длительное время вместе, каковы основные особенности взаимоотношений в классе (Методика «Психологический комфорт в школе» Н. Н. Сорокиной, диагностика показателей уровня воспитанности Бадьиной Н. П.). Это позволяет увидеть положительную или отрицательную динамику качества воспитательного процесса как в отношении одного ученика, так и класса.

Неотъемлемой частью моей работы является работа с родителями. Для оказания родителям помощи в воспитании детей привлекаю психолога логопеда, специалистов различных центров по работе с семьёй, провожу индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, беседы.

 Вывод: анализ воспитательной работы в соответствии с целями и задачами показывает, что проделанная работа способствует формированию коллектива класса, интеллектуальному, нравственному и физическому становлению личности, созданию условий для развития индивидуальных и творческих способностей. 

В новом учебном году будет продолжена работа по основным направлениям и реализован следующий этап моей программы.

Итогами моей работы считаю: достаточно высокий уровень мотивации обучающихся; повышение качества обучения и отсутствие неуспевающих учащихся; достаточный уровень сформированности УУД; активное участие и призовые места моих учащихся в мероприятиях разного уровня; сохранение качества знаний при переходе учащихся в среднюю школу; самообразование и повышение квалификации учителя; награды и поощрения за педагогическое мастерство и успехи в профессии учителя.

Перспективы вижу в следующем: непрерывное повышение уровня профессионального мастерства; реализация педагогического проекта «Формирование типа правильной читательской деятельности в начальной школе»; реализация на практике всех этапов воспитательной системы;

продолжение работы по формированию УУД учащихся.


Приложение 1

Особенности обученности правополушарных и левополушарных детей

Виды деятельности и обучения.                                           Контроль итогов учебной работы. Методы проверки.

Правополушарные дети

Левополушарные дети

 Задания на время.

Работа в группе.

Задания в картинках.

Ролевые игры.

Работа с наглядными пособиями.

Проверка на уроке.

Задания на правописание.

Творческие задания.

Вневременные задания.

Работа в одиночку.

Задания в символах.

Многократное повторение.

Обучение других.

Восприятие на слух.

Проверка после уроков.

Задания на поиск ошибок.

Логические задания.

Правополушарные дети

Левополушарные дети

Устный опрос.

Вопросы «открытого» типа (собственный развёрнутый ответ).

Письменные опросы.

Вопросы «закрытого» типа (выбрать готовый вариант ответа).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчёт учителя начальной школы.

Данный материал содержит обобщение работы учителя за межаттестационный период, представлены результаты обученности детей....

Здоровьезберегающие технологии в работе учителя.( из опыта работы)

Практическая значимость предоставленного опыта заключается в возможности применения его в повседневной  практике. Применение здоровьезберегающих тенологий помогает растить детей здоровыми, ...

Творческий отчёт учителя осетинского языка и литературы начальных классов МБОУ «СОШ им.А.М.Селютина с.Михайловское» Сиукаевой Залины Михайловны

Творческий отчётучителя осетинского языка и литературыначальных классовМБОУ «СОШ им.А.М.Селютина с.Михайловское»Сиукаевой Залины Михайловны...

Творческий отчёт учителя

Тема: "Эколого-краеведческая направленность на уроках окружающего мира"...

Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся (из опыта работы)

Данный материал может быть полезен при подготовке к урокам в начальной школе и для выступления на педсовете или методическом объединении....

Аналитический отчёт учителя за период работы 2017 - 2020годы.

Описание проделанной работы учителем за период работы в МКОУ "ТООШ" с 2017 по 20202 годы....

Профессия - учитель (из опыта работы Ильенковой Л.Н., Корниловой Е.Г., учителей начальных классов)

Профессия - учитель (из опыта работы Ильенковой Л.Н., Корниловой Е.Г., учителей начальных классов)...