Творческий отчёт учителя
материал на тему

Мелехина Ольга Петровна

Тема: "Эколого-краеведческая направленность на уроках окружающего мира"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchyot.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

«Агломазовская ОШ» - филиал  МКОУ «Малостуденецкая СШ»

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ

Тема: «Эколого-краеведческая направленность на уроках окружающего мира»

О.П. Мелехина,

учитель начальных классов

Оглавление

1. Информационные данные о педагоге.                                                    с. 3

2. Стаж работы,  в  т.ч.,  в  данном  образовательном  учреждении.       с. 3

3. Название темы, раскрываемой в выступлении.                                     с. 3

4. Обоснование актуальности.                                                                     с. 3 – 5

5. Условия возникновения опыта, становление его,                                  с.5 – 6

последовательность его разработки.

6. Выделение научной основы опыта.                                                        с. 7 – 9

7. Сущность опыта, его технология.                                                           с. 9 – 16

8. Анализ результативности.                                                                        с. 16  

9. Длительность апробации опыта.                                                              с. 16 – 19

10.Выводы, обобщения по теме творческого отчета,                                с. 19

по результатам работы над ним.

Содержательная часть

1. Информационные данные о педагоге.

Ф.И.О.      Мелехина Ольга Петровна

Образование   высшее, Рязанский государственный педагогический университет им. С.А.Есенина, 1995 г.

Квалификация   учитель начальных классов.

Специальность  педагогика и методика начального обучения.

2. Стаж работы.  

Общий стаж   26 лет,_педстаж  26 лет

в  данном  образовательном  учреждении     26 лет.

3. Название темы, раскрываемой в выступлении.

«Эколого-краеведческая  направленность на уроках  окружающего мира».

4. Обоснование актуальности.

    Цели:

                1) формирование и углубление теоретических  знаний у учащихся в области экологии за счёт системного обращения к краеведческому материалу;

                2) в процессе познания природы способствование применению полученных знаний на практике, расширение словарного запаса;

                3) формирование  экологически грамотного поведения детей.

        Актуальность проблемы эколого - краеведческого образования школьников заключается в ее связи с решением таких важнейших проблем педагогики, как проблема формирования личности, всех ее нравственных сторон, и в том числе – отношения  к природе.
        С развитием цивилизации воздействие на природу становится все более и более мощным и концу ХХ века приобрело планетарный характер.  Для успешного выполнения программы по охране окружающей среды не хватает усилий государств. Каждому человеку необходимо овладеть экологическими знаниями и способами деятельности, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным. Экологическое воспитание следует начинать с раннего детства, следует заложить фундамент экологической культуры и сформировать у детей ответственное отношение к природе.
       Наш край — часть страны и всей планеты. Изучение, рациональное использование и охрана природы своего края - необходимое условие спасения всей Земли. В связи с этим я ввела материал эколого-краеведческой направленности, увеличила количество экскурсий. Изучение своего края позволяет соприкасаться с тем, что оставили нам предки на память о себе. Ничто так не возвышает человека и не обогащает его сознание, как любовь к родным просторам. Старшее поколение оставило нам в наследство огромные природные богатства. Главное из них — земля с её полями, лесами и лугами, реками и озёрами, разнообразным миром растений и животных. Нацеливаю детей, что именно они будут хозяевами всех этих богатств. Чтобы разумно ими пользовались, берегли и умножали.

      Воспитание патриотизма складывается из развития любви к природе, к своему краю, ко всей нашей Родине, формирования гордости за свершения своих земляков на благо всего народа, всей страны, развития стремления учащихся принимать участие в полезных делах. Непосредственные наблюдения вносят определённый вклад и в трудовое воспитание младших школьников, так как формируют у детей определённое отношение к труду, к людям труда, влияют на развитие различных трудовых навыков. Экскурсии способствуют эстетическому воспитанию учеников. Хороший эффект в формировании эстетических вкусов детей даёт развитие воображения детей, их фантазии в процессе наблюдений. Учащиеся развиваются и физически. Они становятся подвижны, укрепляют своё здоровье, так как увеличивается время пребывания на воздухе.
      Необходимость данной работы заключается ещё в том, что развиваются и другие очень ценные качества личности, такие как творческий подход к любой деятельности, самостоятельность, дисциплинированность, познавательная активность, трудолюбие,  бережливость; воспитывается доброта, сострадание, чуткость, гуманизм, ответственность за свои поступки, культура поведения в природе.

5. Условия возникновения опыта, становление его, последовательность его разработки.

     Создание программы обусловлено требованиями времени и направлено

на преодоление тенденции снижения внимания к духовным, нравственно-па-

триотическим ценностям, на формирование личности младшего школьника,

его ценностно-патриотического мировоззрения.

    Школьник вместе с педагогом познает мир, взаимодействует с этим миром,

старается полюбить его. Вступая во взаимодействие с окружающим миром

начиная с порога отчего дома, младший школьник воспитывает себя как лич-

ность, способную в дальнейшем строить жизнь, достойную человека, своими

делами приумножать богатства родного края.

         Экологическое образование детей складывается из взаимосвязи трех основных блоков:

       1.Работа с детьми – это диагностика (первичная, текущая, контрольная), запись наблюдений за природой на прогулке, из окна класса. Целевые прогулки на территорию школьного двора. Игры (подвижные, дидактические, словесные, материал, который связан со знаниями о природе). Рассказы педагога о явлениях природы, чтение детской литературы, просмотр фильмов. Беседы и разговоры с детьми, рассматривание картинок, иллюстраций о природе. Сбор семян растений, осенних  листьев. Проведение опытов. Труд детей и педагога в уголке природы, классе. Создание поделок и творческие работы воспитанников. Подготовка и проведение экологических праздников.

      2. Работа с педагогами дополнительного образования – это совместная деятельность педагога  с  педагогами дополнительного образования.

Занятия на тему:  «Мой родной край» посвящены наблюдениям, изодеятельности, экскурсиям, экотеатру. Ознакомление с трудом взрослых в природе.

Проводим тематические мероприятия, праздники.

     3. Работа с родителями – это организация консультаций на следующие темы: «Учимся у природы», «Природа и фантазия», «Кошка в доме», «Если ребенка ужалила пчела» и т.д. Особое место во взаимодействии с родителями отводится проведению экологических праздников, акций. Родители помогают детям в разучивании стихотворений, участвуют в конкурсах и викторинах. Помогают оформлять творческие работы детей.  Пошив и изготовление костюмов для экоспектаклей.

     Правильное взаимодействие этих трех блоков создает благоприятные условия для полноценного образования, воспитания и развития ребенка в школьном возрасте, формирует основы базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирует разнообразные способности, подготовку детей к жизни в современном обществе.  

     В 1 классе  происходит получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.  Мы изучаем своё родное село Агломазово и его окрестности на 90%, Сасово –  5%, Рязань – 5% от всего материала. Во 2 классе идёт  самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся. Мы изучаем 50% - Агломазово, 30% - Сасово, 20% - Рязань. В 3 классе

в процессе исследования дети  делают открытия для себя, то есть фактически «переоткрывают» уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни. Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий научно-популярная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы краеведческих музеев.  Учебный материал уже распределён так: 20% - Агломазово,  30% - Сасово, 50% - Рязань. В 4 классе идёт изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей. Уже Агломазово изучаем на 10%, Сасово – 20%, Рязань – 70%.

     Сначала мы собрали и представили материал детям о природе родного края.

     Мы изучали    наш край на карте России; формы поверхности; погоду края; сезонные изменения в жизни растений, животных, труде людей, охране здоровья; важнейшие полезные ископаемые; водоемы, их использование и охрану;  почву и ее охрану; растительный и животный мир; экосистему леса, луга, водоёмов.

     Затем разработали блок об истории  и культуре края. Формируем ценностное отношение к культурно-историческим ценностям прошлого и настоящего, к нормам культурной жизни.

 Темы по истории края: С чего начинается Родина? Понятие большой и малой родины. Наш край в далеком прошлом. Как жили наши предки? Как возникали

поселения, города? Как возникли Агломазово, Сасово, Старая Рязань, Переяславль-Рязанский, и современная Рязань? Богатыри Рязанской земли. Богатырь Добрыня Никитич (Рязанич).Борьба с монголо-татарами. Осада Рязани. Евпатий Коловрат. Авдотья Рязаночка (1237 г.). Битва на Воже (1378 г.).  Крепость Переяславль-Рязанский (1520 г.). Рязанский край в годы Великой Отечественной  войны.

 Темы культуры края: Культура умственного труда. Наша школа.

Этическая культура. Культура поведения человека в природе.

Экологическая культура и приобщение к ней. Экологические проблемы

области. Физическая культура. Прогулка. Поход.

6. Выделение научной основы опыта.

       В основе программы лежат следующие методологические положения:

— представление истории как совокупности деяний человека — носи-

теля определенных идеалов и ценностей, потребностей, интересов, мотивов

поведения, способов восприятия мира, выражения отношения к нему;

— включение в содержание обучения широкого круга исторических,

культурных источников, позволяющих знакомить школьников с позициями

общественных и государственных деятелей, историков, поэтов, писателей,

композиторов, ученых, художников Рязанского края, прославивших свою

большую и малую Родину;

— применение интегративного подхода к ключевым явлениям и поня-

тиям с целью целостного восприятия школьниками окружающего мира.

         Ребёнок по своей природе пытливый исследователь и  открыватель мира. Перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, если правильно вести работу по воспитанию экологической культуры.

     Важный аспект экологической культуры – развитие гуманного отношения к природе, способности воспринимать и чувствовать её красоту, умение бережно относиться ко всем природным компонентам.

     Поскольку основная проблема, с которой столкнулось человечество в конце XX века – экологическая, то воспитанный человек должен обладать биосферной этикой.

     Учение о бисфере создал выдающийся русский учёный Владимир Иванович Вернадский. Он рассматривал биосферу как особую активную оболочку Земли, населённую живыми организмами.

     Современное состояние биосферы таково, что при сохранении прежней стратегии хозяйствования человечество ждёт гибель. Поэтому важно не только познакомить учащихся с картиной мира, но и научить их ею пользоваться.

     Проблема взаимодействия общества с природой — важнейшая проблема современности, от правильного решения которой во многом зависит судьба планеты, будущее человечества.

    Следовательно, решение экологических проблем в целом требует, перестройки сознания и мышления людей, что закладывается с первых лет жизни ребенка, развивается и закрепляется в школьной среде. Эколого-краеведческая направленность выполняет интегративную функцию – даёт основы знаний о природе своего края и закономерностях ее функционирования; способствует общему развитию ребенка этого возраста; решает целый ряд задач воспитательного характера.

7. Сущность опыта, его технология.

        Формы организации работы я использую разнообразные: уроки в классе и в природе, экскурсии, учебные прогулки, практические работы, уроки на учебно-опытном участке, туристические походы, беседы, игры, исследовательские проекты, индивидуальные учебные задания, конкурсы, КТД, праздники, викторины и др.

       Ведущими методами преподавания являются непосредственные наблюдения предметов и явлений природы, выполнение простейшего учебного эксперимента, моделирование, демонстрация наглядных пособий и опытов,  «мозговой штурм», ролевые игры, обсуждение, педагогические ситуации, пример, упражнение, рефлексия и др.

        К наиболее результативным средствам эколого-краеведческого образования учащихся следует отнести, прежде всего, этнопедагогические средства (сказки, мифы, народные приметы, пословицы и т.д.), окружающую природную среду, наглядный и дидактический материал, оборудование для исследовательских работ, краеведческую и учебную литературу, произведения изобразительного искусства.

     В каждой пройденной теме школьник узнаёт правило или закон и область его применения, а также получает навык использования этого правила в жизни. Внедрение в образовательную деятельность уроков эколого-краеведческой направленности оказывает позитивное влияние на повышение качества знаний младших школьников.

     Данная работа направлена на ознакомление с природой, её изменениями, на осознание взаимосвязей и взаимозависимостей, начиная с природы региона, где живёт ребёнок, и заканчивая природой России, мира. Год от года у детей расширяется круг познания  окружающей действительности, чему способствуют экскурсии, наблюдения, опыты, встречи с людьми, книгами.

    В целом уровень ответственного отношения школьника к окружающей среде определяется тем, насколько доминирующие в обществе ценности, социально - значимые нормы и правила отношения к природе, внешне заданный экологический идеал будут восприняты данным школьником как личностно значимые. Необходимы  реальное включение школьника в систему общественных отношений; активность самого школьника; эмоционально-волевые и другие индивидуальные особенности этой личности.

   В качестве основных критериев экологической образованности являются следующие проявления нравственно-экологической позиции личности:

-усвоение норм и правил взаимодействия с окружающим миром;

-наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение;

-проявление эстетических чувств, умения и потребность видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности;

-потребность в общении с живой природой; сопереживание; бережное отношение ко всему окружающему;

-проявление инициативы в решении экологических проблем.

   Чтобы дети постоянно чувствовали красоту природы, её богатство и разнообразие, мы с родителями с любовью оформили классную комнату. Это способствует развитию эстетических чувств детей, воспитывает у них стремление охранять и умножать богатства природы родного края, всей нашей страны. Экскурсии развивают кругозор учащихся, пополняют словарный запас. Дети учатся делать выводы, проводят логические операции, сравнения и противопоставления. На экскурсиях мы собираем природный материал, из которого на уроках технологии и внеклассных занятиях изготовляем разные поделки. Это способствует активной, творческой деятельности детей, их фантазии. Мы открываем настоящий лесной музей из удивительных находок, составляем панно из листьев, рисуем, пишем сочинения, проводим исследовательские работы. Так ещё долго живёт в душе ребёнка радость от встречи с природой. Изучая природу родного края, я использую богатый краеведческий материал.

    Когда мы изучаем  формы земной поверхности, я веду детей на поле (встреча с равниной) и в овраг. Находим возвышенные участки-холмы. Ребята видят, как их бабушки и дедушки вели борьбу с оврагами. Их руками посажены лесополосы, велось повышение плодородия земли. Ведь земля в Рязанской области в основном используется для развития сельского хозяйства.

   При  изучении темы «Что такое Родина? История нашего края» раскрываю понятия Родина и малая родина. Дети узнают, почему эти земли были заселены людьми. Знакомлю с историческими именами нашей области, нашего района, села. Провожу игру «Слова рассыпались» для закрепления. Дети находят пары соответствующих слов.

     Дети с удовольствием разгадывают ребусы.

        При проведении экскурсии «Под солнцем на земле» даю представление о солнце, о значении его тепла на земле. Дети узнают, откуда берётся энергия в биосфере. Использую материал из устного народного творчества.

     Природа нашего края позволяет в естественной обстановке рассмотреть плоды и семена некоторых растений, изучить способы распространения семян на земле. Дети с удовольствием включаются в поиск плодов-крылаток (клён), плодов-парашютиков (одуванчик), плодов-шишек репейника (лопух), бобов (акация), плодов-коробочек (подорожник), желудей (дуб), плодов-ягод (рябина). Найденный материал используем на уроках технологии. Оформляем панно, вазочки из семян.

            Основными и достаточными для совершенствования экологического образования младших школьников на основе краеведческой работы считаю следующие педагогические условия:

- четкая организация и сплочение детского коллектива на основе совместной деятельности учащихся;

- сочетание учебной и внеклассной работы по экологическому воспитанию школьников;

- экологическая культура учителя;

- использование возможностей семьи в формировании у детей бережного отношения к природе;

- усиление практической направленности природоохранной деятельности младших школьников;

- совокупность учебных заданий краеведческого характера;

- оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения.

       Результатом краеведческого подхода в эколого-краеведческом образовании младших школьников является осознание детьми разнообразия связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем крае, многопланового значения природы, потребность общения с родной природой, бережное отношение к живому.

       Комплексный характер взаимодействия человека с природой в условиях родного края и возникающих при этом экологических проблем определяют объекты эколого-краеведческой работы со школьниками. К ним относятся: природа, хозяйство, население, история, искусство края, рассматриваемые с точки зрения взаимодействия общества и природы. Здесь показываю их разнообразие, а это, в свою очередь, оживляет эколого-краеведческую работу с учениками начальной школы, обеспечивает комплексный подход в деле.

Выясняем что такое «экология и краеведение».

  • Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
  • Краеведение – изучение отдельной местности.

     Экологи придумали прекрасный праздник – День Земли. Люди всех стран отмечают его каждый год 22 апреля. В этот день все люди вспоминают, что они живут в одном общем доме – Зелёном доме. И каждый думает: «Как я прожил этот год? Сделал ли я что-то хорошее для Земли? Не сделал ли я чего-нибудь плохого?» И мы обязательно участвуем в этом празднике.

Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения.

  • Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания.
  • Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знания названий рассмотренных растений и животных.

            Изучив тему «Разнообразие растений»,  провожу экскурсию «Что растёт рядом с нами?». Путешествуя по окрестностям школы, делаем несколько остановок.

   Остановка № 1. Лес. Дети исследуют школьные аллеи, устанавливают, какие деревья. Кустарники и травы растут рядом с нами, собирают опавшие листья. Получают обширную информацию от учителя и из книг об этих растениях.

    Остановка №2. Сад. Исследуем дикорастущие и культурные растения сада. Агломазовский школьный сад богат разными сортами яблонь, груш. Расширяются знания детей и о правилах ухода за ними.

    Остановка № 3. Огород. Дети исследуют огородные растения. Провожу  игру «Отгадай и покажи овощи».     Провожу воспитательную беседу, что эти овощи выращивают старшеклассники для столовой, для себя и малышей. А когда малыши подрастут, сами будут участвовать  в посадке овощей на пришкольном участке. На дом даю задание: сделать игрушки из овощей. Сколько фантазии и творчества проявляют дети и их родители. Самый обычный огурец становится лягушонком. Луковицу превратили в Чипполино, а мелкий картофель в Лошарика. Репка стала милой девочкой, а тыква – ужасным страшилищем.

       Знакомимся с растениями, которым угрожает исчезновение. Изучаем

 местные лекарственные травы; правила их сбора, употребления; причины сокращения численности, необходимые меры их охраны. Составляем «Красную книгу» Рязанской области.

             Изучаем способы охраны природы. Провожу заочное путешествие по заповедникам нашего края.

          После изучения темы о разнообразии животных веду детей на школьный огород повторно. Дети удивляются, что ещё можно там увидеть? А между тем четвероногие, шестиногие, безногие и пернатые животные постоянно здесь присутствуют. Только их надо разглядеть. Каждая группа животных занимает свою нишу, для обитания в которой имеет ряд приспособлений. Нашу обзорную экологическую экскурсию я начинаю с изучения обитателей «нижнего этажа» - почвы. Дети с удовольствием копаются в земле. Нашли! Дождевой червь, многоножка, медведка, бронзовка. Обнаружили и кучки земли. Осторожно (думали муравейник) отковырнули кусочек. Муравьёв нет. Рядом ещё кучка и ещё. Сообщаю: «Значит, здесь живёт крот». Давайте найдём гнездо крота»,  - предлагаю детям. Кротовина бывает особенно большой. В центре кучек действительно большой холмик – кротовина.  Крот всю жизнь проводит в ходах, проложенных в разных горизонтах почвы, что способствует попаданию воздуха и увлажнению почвы. Это неоценимый вклад в образовании плодородного слоя для сельского хозяйства.

          Выясняем роль неживой природы в жизни живого. Изучаем следующие темы:

  • Солнце как источник тепла и света для живых существ.
  • Теплолюбивые и холодостойкие растения.
  • Приспособления животных к сезонным изменениям температуры.
  • Местные полезные ископаемые.
  • Растения и животные лесов, полей, лугов и водоёмов.

             Изучаем экологические связи в живой природе.

  • Экологические связи в живой природе на примере дубового леса. («Дуб и всё вокруг него»). Понятия «прямые связи» и «косвенные связи».

                Знакомимся с  растениями .

  • Охраняемые растения Рязанской области.
  • Лекарственные растения нашего края.
  • Ядовитые растения  нашего края.
  • Причины сокращения численности и меры их охраны.

Мастерим домики для птиц.

  • Практическая работа по изготовлению искусственных  гнездовий для птиц.
  • Развешивание кормушек и скворечников.

Учимся передавать свои знания другим ребятам.

  • Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей.
  • Подготовка и проведение КВНов экологического содержания.

Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека.

  • Пути попадания вредных веществ в организм человека (с водой, с пищей).
  • Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье.

Подводим итоги нашей работы за год.

  • Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов по практическим делам.

К концу обучения в третьем классе учащиеся должны:                                  

 знать:

  1. Простейшие элементы ориентирования на местности.
  2. Связь между человеком и природой.
  3. Природу родного края.
  4. Местные полезные ископаемые.
  5. Связь между состоянием природы и здоровьем человека.

уметь:

  1. Составлять маршруты прогулок, дорог и планов.
  2. Различать изученные группы растений и животных.
  3. Вести наблюдения в природе под руководством руководителя.
  4. Выполнять правила поведения в природе.
  5. Изготовлять домики для птиц.
  6. Изготавливать экологические памятки.

     Кроме учебника учу детей использовать дополнительную литературу: энциклопедии, справочники, журналы и газеты. Для проверки усвоения материалов по краеведению изготовила карточки.      С удовольствием дети разгадывают кроссворды.

     Творческий подход к экологическому воспитанию раскрывается в создании экологических загадок и задач.

       В быту и на уроках учащиеся часто используют экологические знаки.

       Дети очень любят экологические игры. Например, «Экологический светофор».

    Использую эколого-краеведческий материал  на других уроках, во внеклассной работе. На уроках математики включаю в задания решение задач экологического характера. На уроках русского языка – тексты  о родном крае.

    Эколого- краеведческое направление  осуществляю несколько лет. Школьники принимают активное участие в экологических субботниках по уборке территорий, в акциях «Чистота вокруг», в посадке цветов и деревьев, в природоохранной деятельности.  

    Для организации научно-исследовательской и проектной деятельности  учащихся ставлю четкие и значимые  задачи. Деятельность  понятна детям. Методы изучения  соответствуют возрасту школьников.

8. Анализ результативности.

Результативность учебной деятельности

Успеваемость по предмету – 100%, качество знаний – 100%.

9.  Длительность апробации опыта 

Опыт  длительный – более 3 лет.

10. Выводы, обобщения по теме творческого отчета, по результатам работы над ним.

      Для решения задач по экологическому воспитанию мы используем педагогическую диагностику как на начальном этапе, так и в промежуточные периоды и при подведении итогов работ по определенным темам.

      Педагогическая диагностика помогает оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребенка и возрастной группы в целом, помогает решить целый ряд взаимосвязанных задач, а именно:

  • выявить, в какой степени ребенок освоил программу экологических знаний;
  • выявить как ребенок овладел познавательными и речевыми умениями, соответствующими содержанию знаний;
  • понять какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;
  • увидеть, в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранное, гуманитарное, эстетическое, познавательное).

    Для решения данных задач используем разнообразные методы изучения, методы педагогической диагностики (самодиагностики): беседы с детьми, педагогические наблюдения, эксперимент, дидактические игры.

      По результатам диагностики знаний детей о природе, о развитии трудовой деятельности по уходу за живыми объектами планируем организацию педагогического процесса, направленного на воспитание основ экологической культуры, осуществляем выбор методов и форм организации детей, их сочетание, учитывая психическое развитие школьников.

     Экологический проект способствует не только образованию, но и развитию ребенка (как всех высших психических процессов, так и эстетически наклонностей).

      Эффективность экологического воспитания определяется мерой соотношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого.

     Эффективность экологического воспитания мы оцениваем по следующим показателям:

  - общественная направленность детей («на себя», «на объект», «на других людей»);

  -  способности адаптироваться к современным экологическим условиям жизни;

  - подготовленность детей к восприятию окружающего мира;

  - воспитание чувств эмоциональной близости с миром живой природы;

   - умение применять элементарные знания о естественной природе при общении друг с другом;

  - применение основ экологической культуры в повседневной жизни;

  - подготовленность детей к самостоятельной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчёт ШМО «Учителей начальных классов» 2011-2012 учебный год.

В данном документе представлен творческий отчет ШМО "Учителей начальных классов" 2011-2012 учебного года....

Творческий отчёт учителя начальной школы.

Данный материал содержит обобщение работы учителя за межаттестационный период, представлены результаты обученности детей....

Творческий отчёт учителя. Из опыта работы.

Обобщение опыта работы учителя начальных классов....

Творческий отчёт учителя осетинского языка и литературы начальных классов МБОУ «СОШ им.А.М.Селютина с.Михайловское» Сиукаевой Залины Михайловны

Творческий отчётучителя осетинского языка и литературыначальных классовМБОУ «СОШ им.А.М.Селютина с.Михайловское»Сиукаевой Залины Михайловны...

Творческий отчёт на тему: «Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»

Актуальность опыта.В настоящее время методическая литература, посвященная театрально-игровой деятельности, обогатилась рядом работ, охватывающих самые разнообразные стороны театрализованной деятельнос...

Творческий отчёт Проектная работа по теме: «Роль учителя в период адаптации ребёнка к школе»

Проектная работа по теме:«Роль учителя в период адаптации ребёнка к школе»...