Мастер-класс "Формирование УУД на основе деятельностного подхода"
методическая разработка по теме

Мастер -класс по формированию УУУ на основе деятельностного подхода является практическим материалом для учителей, работающих по новым стандартам.  В ходе мастер-класса раскрываются технологии и методы формирования УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Формирование универсальных учебных действий на основе деятельностного подхода»

Цель:   Раскрыть возможности  формирования  универсальных учебных действий  через  использование технологий системно-деятельностного подхода»

Задачи:

  • продемонстрировать использование в практике работы   технологий проблемно-диалогического обучения, ИКТ для   формирования  универсальных учебных действий;
  • научить  определять и находить  универсальные учебные действия;
  • создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой;
  • организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его  результативности;
  • освоить способы деятельности с использованием ИКТ

Ход мастер – класса:

  1.  Мотитвация к деятельности.

  Добрый день, уважаемые  коллеги!

 - Нашу встречу мне бы хотелось начать с высказывания Джон Дьюи

« Если мы будем учить сегодня так, как  учили вчера, мы украдём у детей завтра».

 - Действительно, в настоящее время учитель  решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»  

 - Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам отправиться  в мир действий. Работать будем командами,  потому что вместе учиться  интереснее.  Команда – это сила!

- Работу в командах    начнём  с распределения ролей.

Первая роль - Организатор – человек, который следит за тем, чтобы всем в группе было комфортно, чтобы все были услышаны,

Вторая роль – секретарь – тот, кто записывает ВСЕ мысли группы,

Третья роль – спикер, тот,  кто будет высказывать мнение команды..

Остальные – участники команды.

    Школа сегодня становится не столько источником информации, сколько учит детей учиться. А это значит, что необходимо  вооружить учащихся   способами действий. Поэтому главной  целью каждого педагога является   развитие способностей ученика:

•        самостоятельно ставить учебные цели,

•        проектировать пути их реализации,

•        контролировать и оценивать свои достижения.

 -  Учитель, реализующий новый стандарт, прежде всего, должен быть профессионально    к этому готов.

-Предлагаю группам выполнить небольшой мини-тест.

- Давайте вспомним,  что же является главным результатом современного образования?

- метапредметные результаты;

- умение учиться;

- владеть современной информацией.

- Умение учиться, т. е полноценное освоение школьниками компоненетов учебной деятельности.

- Среди данных понятий выберите то, которое соответствует понятию учебной деятельности.

- Что такое   учебное действие?

-Что такое УУД? (Это способы действий, которые можно перенести на любой предмет и воспользоваться в любой ситуации, вот почему  они получили название  универсальных.)

- Как вы думаете,  в мире,  каких действий мы сегодня побываем? (УУД)

- Почему  это важно для нас? Выскажите своё мнение.

- Главная цель вашей деятельности сегодня -  научиться определять и находить УУД, анализировать учебные ситуации  через разнообразные виды деятельности.

УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий.

1. Актуализация знаний

На какие 4 группы делятся УУД (называют, на доске открывается)

1. Личностные действия (позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями,  направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов.

2. Регулятивные действия( обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения

3. Познавательные действия (включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.)

4. Коммуникативные действия (обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать.)

- Переверните объёмную  карточку  и прочитайте название вашей команды? (личн., комм.,регу.,позн).

- Личностные УУД определяют мотивационную ориентацию.

- Коммуникативные обеспечивают социальную компетентность.

- Познавательные связаны с решением проблемы

- Регулятивные обеспечивают организацию собственной деятельности.

- Сейчас поупражняемся в определении    функций УУД. Если вы считаете, что я называю функцию вашей команды,   обсуждаете, приходите к единому мнению и показываете карточку с вашим   порядковым номером.

-  У нас осталась 1 команда, функцию которой я не озвучила (коммуникативные ). Попытайтесь самостоятельно её сформулировать?

- У кого возникли трудности?

Итог: Все команды хорошо знают свои функции. Эти знания вам необходимы для того, чтобы научиться "видеть" действия разных видов, находить их в той или иной учебной ситуации.

  1. Постановка проблемы.

Предлагаю командам выполнить следующее задание.

- Прочитайте слова,  записанные на доске.  Назовите их одним словом? (УУД)

-Распределите их на группы.

- Что является основанием для классификации? (по видам, вытаскиваю на доске виды). Каждая команда должна найти свои УУД. (выходят к доске и перетаскивают)

Самоопределение, общеучебные, целеполагание, планирование, логические, постановка вопроса, контроль, логические, волевая саморегуляция, смыслообразование, прогнозирование коррекция, оценка.

- Проверим  правильность выполненного задания по таблице-эталону.

 - Назовите  УУД, которые отсутствуют   на доске?                                  

- Оцените вашу деятельность.

 − Я буду называть высказывание, если вы согласны с первым, то поднимаете зеленую карточку, если согласны со вторым утверждением – желтую, а если с третьим – красную.

•        Мы всё сделали правильно.

•        Мы  допустили ошибку.

•        Мы не справились с заданием.

- Пользуясь эталоном и таблицей помощником назовите УУД, на формирование которых было направлено это  задание?

(Поз. - логические: выбор оснований для классификации, умение преобразовывать информацию, перерабатывать информацию, синтез как составление целого из частей.

(Регул. – контроль сличения способа действия и его результата с эталоном,

-оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей.(что уже освоено, а что нужно освоить))

- умение корректировать в случае расхождения с эталоном.(если неправильно).

- волевая саморегуляция к преодолению препятствий.)

(Коммуник. – умение полно и точно выражать свои мысли,

Закрепление

Предлагаю командам поработать самостоятельно.

_ Работать будем с розовыми карточками. Вам предложен ряд УУД. Ваша задача определить  вид каждого действия  и в таблицу записать соответствующий порядковый номер.

Проверка самостоятельной работы с доски. Сверьте  с образцом на доске. Оцените правильность выполнения этого задания.

- Формирование любого умения осуществляется  в процессе деятельности.

- Предлагаю поработать в паре или тройками.  Вам нужно,  опираясь на свой профессиональный опыт, расставить действия, записанные на   карточке,  по порядку.

1) сформировать первичный опыт выполнения  действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;

2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);

3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости − коррекцию;

4) организовать контроль уровня сформированности данного УУД.

 -Проверка самостоятельной работы. Соотнесите свою работу с образцом на доске.  Оцените  правильность выполнения этого задания. 

•        Мы всё сделали правильно. (зелёный)

•        Мы  допустили ошибку. (жёлтый)

•        Мы не справились с заданием.(красный)

-Что мы составили  в результате совместной работы?

 (алгоритм формирования любого УУД). Этот алгоритм поможет вам формировать УУД  на любом уроке.

- Итак,  мы поупражнялась определять УУД, вывели алгоритм их формирования.

- Сейчас я предлагаю вам посмотреть  небольшой фрагмент   урока  открытия нового знания по теме «Предложения по цели высказывания»,  который я проводила в 3 классе.

-   Каждой команде нужно будет  назвать свои УУД, которые  формировались  на данном этапе урока.

На этапе  актуализация опорных знаний, постановки учебной проблемы  детям предлагаю следующее задание:

-Расставьте знаки препинания в конце предложений в том порядке, в каком они записаны на доске. Дети работают самостоятельно с карточками, на которых изображены знаки.  Затем идёт проверка самостоятельной работы на интерактивной доске.  

-Какой знак  вы поставили в конце 1го предложения и т.д.

- Кто поставил знаки по -  другому?

- Задание было одно, а результаты разные. Почему? А хотите узнать?

- Что нужно сделать,  чтобы  правильно поставить знаки? Ваши предположения.

- Расставить предложения по – порядку. (выходят к доске и расставляют предложения по –порядку).

- Прочитайте текст, который у нас получился.

- Какой знак поставим в конце 1го предложения? (! )

- Почему?и т.д. Какую цель высказывания придерживался каждый из героев этого диалога?

- От чего зависит постановка знаков препинания в конце предложения? От цели  высказывания. Что мы хотим: спросить, ответить или  побудить к действию.) Сформулируйте  тему  нашего урока. Предложения по цели высказывания. А зачем нужно уметь определять  цель высказывания? Где это умение нам пригодится? Давайте попробуем выполнить ещё одно задание.

-  Запишите глаголы в три столбика в соответствии с задачами общения.

- Какая задача глаголов 1го столбика, 2го столбика, 3 го столбика?

Подвожу детей к выводу. От чего зависит задача общения?(от цели высказывания). Какие бывают  предложения по цели высказывания? Сравниваем наш  вывод с эталоном в учебнике.

-Назовите УУД, которые я формировала у учащихся?

 Л- положительную мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности,  чтобы ученик понял,  что он знает  и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать.

Р.-самостоятельно формулировать цель урока,

 -учиться обнаруживать учебную проблему.

 –составлять план решения проблемы совместно с учителем, определять степень успешности своей деятельности.

К –оформлять мысли в устной форме, высказывать точку зрения и пытаться её обосновать, слушать других

П-преобразовывать информацию из одной формы в другую, перерабатывать информацию(группировать, на основе анализа  делать выводы).

- Какие технологии я использовала для формирования УУД?

 - В результате нашей совместной деятельности  вы побывали в мире УУД, попробовали практически  анализировать ситуации с позиции оценки представленности тех или иных УУД, учились мыслить по - новому.

Рефлексия

Итак, наша работа завершилась и я предлагаю каждой команде свой способ рефлексии относительно вашей деятельности в ходе мастер-класса.  У каждой команды есть карточка  – помощник, воспользуйтесь ей.

1гр.  Назовите соответствующую фразу:

1.Мастер-класс полезен, все понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

3.Еще придется потрудиться.

4.Да, трудно все-таки учиться!

         2.  Незаконченное предложение:

Самым интересным для меня было …, потому что …

Самым скучным для меня было …, потому что …

Теперь бы я ещё хотел узнать о …, потому что …

Я был бы рад …, потому что …

Мне понравилось …, потому что …

Мне не понравилось …, потому что …

3. Позициональная дискуссия:

Работа  была плодотворной, потому что …

Я согласен с тем, что мы хорошо поработали, так как …

Однако мы не узнали о …

Нельзя не согласиться с тем, что хотелось бы узнать о  …

Несмотря на то, что мы не узнали…, работа позволила…

4. Точка зрения

-Выскажите свою точку зрения относительного мастер-класса и  своего самочувствия на нём. Поставьте точку в определённой части плоскости.

                                                                Очень хорошо

Ничему не научился

                                                                 многому научился

                             Очень плохо

- В какой части плоскости вы поставили точку?

-Большое  спасибо за работу! Мне было приятно с вами  профессионально общаться. Желаю всем творческих успехов!

1гр.  Назовите соответствующую фразу:

1.Мастер-класс полезен, все понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

3.Еще придется потрудиться.

4.Да, трудно все-таки учиться!

1гр.  Назовите соответствующую фразу:

1.Мастер-класс полезен, все понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

3.Еще придется потрудиться.

4.Да, трудно все-таки учиться!

4. Точка зрения

-Выскажите свою точку зрения относительного мастер-класса и  своего самочувствия на нём. Поставьте точку в определённой части плоскости.

                                                                Очень хорошо

Ничему не научился

                                                                 многому научился

                             Очень плохо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе» « Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе»

Проблема усвоения  слов с непроверяемыми написаниями   близка всем учителям  начальных классов. От того, насколько  полно будут сформированы  навыки правописания в ...

Деятельностный подход - основной подход к современному уроку

Цель обучения - не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела....

Инновационные подходы к преподаванию в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы (здоровьесберегающий подход).

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу...

Выступление по теме «Дифференцированный подход в обучении – одно из средств реализации индивидуального подхода к детям»

Выступление на заседании МО учителей начальных классов. Каждый школьник, обучаясь в общеобразовательной школе, имеет право на самореализацию и, соответственно, на максимальное раскрытие своей инд...

Системно-деятельностный подход – ключевая особенность ФГОС общего образования. Формирование ИКТ-компетентности в рамках системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход – одна из важных составляющих идеологии современного образования. Данный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, лежит в основе ФГОС....

Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход в воспитательной работе. Принципы деятельностного подхода....