Главные вкладки

    Участие общественности в управлении качеством образования, в контроле качества образования.
    учебно-методическое пособие на тему

    Созгизова Галина Васильевна

    В основу стандартов второго поколения положен новый тип взаимоотношений: сегодня не только государство может требовать от ученика необходимого уровня образованности, но и ученик и его родители вправе требовать от государства качественного выполнения взятых на себя обязательств по предоставлению образовательных услуг.

    Среди направлений развития образовательной системы России – формулирование “общенациональной системы оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ”. Эти направления утверждены Правительством Российской Федерации; в их центре – совершенствование управления качеством образования.

    В основу стандартов второго поколения положен новый тип взаимоотношений: сегодня не только государство может требовать от ученика необходимого уровня образованности, но и ученик и его родители вправе требовать от государства качественного выполнения взятых на себя обязательств по предоставлению образовательных услуг.

    Среди направлений развития образовательной системы России – формулирование “общенациональной системы оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ”. Эти направления утверждены Правительством Российской Федерации; в их центре – совершенствование управления качеством образования.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx25.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Г.В. Созгизова , заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №11» ИМРСК

    Участие общественности в управлении качеством образования, в контроле качества образования.

    Новые требования рыночной экономики и формирующегося быстрыми темпами информационного общества поставили систему образования перед необходимостью кардинально переосмыслить сущность всех образовательных целей и задач, форм и содержания обучения подрастающего поколения. Откликаясь на требования современности, российские педагоги впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьников, а стратегической задачей образовательной политики – стимулирование их активности. Для реализации поставленных целей и задач было разработано второе поколение государственных образовательных стандартов, которые должны стать одним из ведущих инструментов реализации новых тенденций.

    В основу стандартов второго поколения положен новый тип взаимоотношений: сегодня не только государство может требовать от ученика необходимого уровня образованности, но и ученик и его родители вправе требовать от государства качественного выполнения взятых на себя обязательств по предоставлению образовательных услуг.

    Среди направлений развития образовательной системы России – формулирование “общенациональной системы оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ”. Эти направления утверждены Правительством Российской Федерации; в их центре – совершенствование управления качеством образования.

    А что такое “качество образования”? Под качеством образования понимают характеристику системы образования, отражающую степень соответствия реальных образовательных результатов и обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

    Обратим внимание: понятие “качество образования” не равносильно качеству обученности. Качество, прежде всего, показывает, насколько результат соответствует поставленной цели. Оценка качества образования подразумевает оценку организации учебно-воспитательного процесса, образовательных результатов, включая предметные знания, надпредметные понятия, ключевые компетентности, социальный опыт обучающихся, качество реализуемых программ.

    Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения:

    родители, например, могут соотносить качество образования с развитием индивидуальности их детей,

    качество для учителей может означать наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебными материалами.

    для учащихся качество образования, несомненно, связывается с внутришкольным климатом,

    для бизнеса и промышленности качество образования соотносится с жизненной позицией, умениями и навыками, знаниями выпускников,

    для общества качество связано с теми ценностными ориентациями и более широко - ценностями обучающихся, которые найдут свое выражение, например, в гражданской позиции, в технократической или гуманистической направленности их профессиональной деятельности

    Проверка и оценка качества образования могут быть объективными только за пределами сферы образования – в социуме, на рынке труда. В соответствии с этим меняется и представление о ведущем субъекте оценки результативности образования. В этой роли выступает потребитель образовательных услуг – обучающиеся и их родители, образовательные учреждения, в которые выпускники школы поступают для продолжения образования. В перечень показателей эффективности деятельности образовательного учреждения введён такой показатель результативности образования, как удовлетворённость населения образованием.

    Изменения в системе образования, новые задачи, стоящие перед школой, побудили нас пересмотреть взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса. Всё более очевидной становится необходимость вовлекать общественность в управление образованием. Сегодня это требование звучит на государственном уровне: одна из задач приоритетного национального проекта – расширить участие общественности в управлении образованием, сделать образование системой, открытой социуму. Общеобразовательная школа выполняет социальный заказ, и педагоги должны слышать голос общественности, знать её мнение о качестве образования. Самая массовая часть населения, тесно связанная со школой, - родители обучающихся. Ведущим направлением в работе с семьей стало для нас привлечение родителей к управлению школой. В течение ряда лет в МБОУ «СОШ №11» ведется работа по формированию системы государственно-общественного управления. С целью привлечения родителей к управлению школой и превращения их взаинтересованных субъектов управления создан Совет Школы. Его деятельность регламентируется Уставом школы, Программой развития, соответствующими локальными актами. В классных коллективах созданы и работают классные родительские комитеты, временные советы дела из числа родителей классов.

    Полномочия Совета школы  позволяют реализовать все условия и механизмы оформления общественного заказа на содержание и качество образования. Совет стал эффективной площадкой для согласования государственного и общественного заказа на образование, интересов всех участников образовательного процесса: государства (в лице учредителя), администрации, педагогов школы , родительской и ученической общественности.

    Совет школы согласовывает локальные акты, устанавливающие показатели и критерии оценки качества и результативности труда работников школы, т. е. участвует в разработке политики управления качеством образования, вносит директору  школы предложения о материально-техническом обеспечении и оснащении образовательного процесса, оборудовании помещений (в пределах выделяемых средств); создании условий для питания, медицинского обслуживания учащихся; организации промежуточной и итоговой аттестации; по вопросам охраны и укрепления здоровья школьников и, таким образом, участвует в согласовании стандартов качества условий обучения.

    Совет согласовывает ключевые параметры образовательной программы, то есть документа, определяющего формируемые в образовательном процессе компетентности учащихся, принципы организации образовательного процесса, используемые методы и технологии, согласовывает школьный компонент государственного стандарта основного общего образования, годовой календарный учебный график, выбор учебников из утверждённых федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.Совет участвует в оценке качества и результативности труда работников школы, то есть участвует в мониторинге и контроле реализации общественного заказа; утверждает публичный (ежегодный) доклад, то есть участвует в анализе реализации общественно общественного заказа и представлении его результатов широкой общественности.

    Среди многообразия возможных эффектов участия общественности в оценке и контроле качества значимыми являются:

    • повышение информированности общественности о деятельности школы;
    • оформление общественного заказа к образованию;
    • повышение мотивации общественности к деятельности по улучшению школы;
    • создание условий для участия общественности в принятии решений по ключевым вопросам развития школы;
    • становление партнерских отношений с администрацией и педагогами;
    • повышение инвестиционной привлекательности школы;
    • осознание и повышение ответственности общественности за результаты образование;
    • стимулирование всех участников образовательного процесса (администрации, педагогов, родителей, учащихся) на конкретные действия, направленные на повышение качества образования;
    • повышение объективности оценивания школы.

    Участие Совета школы в оценке качества образования является главным инструментом обеспечения участия общественности в оценке качества образования, общественности как потребителя образовательных услуг, как субъекта формирования и предъявления гражданского (общественного) заказа на содержание и качество образования. Данная роль совета реализуется через представительство общественности в его составе, через привлечение представителей  общественности к работе в комиссиях, решающих вопросы оценки качества, через обеспечение доступности широкой общественности всей информации о  качестве образования в школе.

    Необходимым является обеспечение участия Совета на всех стадиях деятельности по оценке качества:

    1) Определение целей и задач проведения оценки. Цели оценки могут быть связаны с получением информации о состоянии системы в целом, но могут касаться отдельных  ее аспектов. Оценка может решать задачи выявления эффективности влияния реализуемой программы развития и отдельных инновационных проектов. В зависимости от типа и масштаба цели определяются структура, показатели и инструментарий оценки.

    2). Определение структуры оценки (структура оценки определяет тип оценки поставленных задач; информацию, необходимую для проведения оценки, источники и методы  ее получения; методы анализа информации).

    3). Разработка плана проведения  оценки (определение: сроков проведения оценки; всех лиц, привлекаемых к проведению оценки; ресурсов, необходимых для проведения  оценки).

    4). Разработка и согласование показателей (индикаторов) оценки.

    5).Разработка и согласование инструментария и процедуры проведения  оценки.

    6). Процесс оценивания (сбор данных, их обработка и анализ).

    7). Анализ данных.

    8). Информирование о результатах.

    9). Принятие решений, выработка предложений и рекомендаций по результатам оценки.

    Акцент в работе Совета должен быть сделан на анализе. В таком подходе реализуется принятое в качестве исходного для определения роли Совета различение стратегического и оперативного в управлении школой.

    Важным является то, что Совет школы в целом и каждый член совета не должен отслеживать все, что происходит в школе. Совет должен сразу определиться в следующих вопросах:

    каковы ключевые показатели, по которым следует оценивать деятельность школы?

    какие данные необходимы для оценки?

    где и как (от кого) эти данные могут быть получены?

    кто будет заниматься их анализом?

    кто и в какой форме будет представлять их результаты?

    То есть Совет не устраняется от задач сбора данных (мониторинга), но занимает по отношению к ним управленческую позицию.

    Так перед членами Совета школы  не следует ставить, например, задачи оценки качества урока в целом или его отдельных аспектов. Это профессионально может осуществить  завуч. Однако вполне можно поставить, например, задачу оценки прогресса учителя в использовании информационных технологий. И в этом случае администрация и методический совет должны способствовать этому, предоставляя собранные ими данные.

    Члены совета школы должны искать надежные источники данных и внимательно их изучать, обращаясь при необходимости за консультацией к профессионалам. Возможным вариантом является специальное включение в состав комиссии специалистов по оценке качества, которые на первых этапах работы комиссии познакомят ее членов с документами, алгоритмом и методиками оценки.

    Обсуждение и согласование используемых для оценки качества показателей  является важнейшим предметом взаимодействия профессионалов и общественности, организацию которого целесообразно взять на себя Совету школы. Одним из важнейших условий для развития сотрудничества, взаимопонимания семьи и школы является обеспечение открытости школы, доступности информации о ней. Открытость школы содействует росту доверия родителей к образовательному учреждению, обеспечивает продуктивный диалог между семьей и школой. Наряду с традиционными формами, обеспечивающими доступность информации о школе, такими, как школьная стенгазета, информационные бюллетени, информационные стенды, в практике работы появились и новые: открытые доклады перед школьным сообществом, Дни открытых дверей. С развитием современных коммуникационных технологий особое значение приобретают и новые формы обеспечения доступности информации -  школьный сайт. Одной из значимых форм обеспечения открытости школы являются Дни открытых дверей, проведение которых знакомит родителей с содержанием образования и образовательными технологиями, успехами и достижениями учащихся, педагогов, образовательного учреждения, информирует о предоставляемых образовательных услугах, условиях обучения, реализуемых школой программах, проектах, инновациях. Дни открытых дверей предусматривают проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий, мастер-классов, круглых столов педагогов с родителями, изучение мнения родительской общественности об удовлетворении социального заказа к школе. Во время Дней открытых дверей для родителей работает общественная приемная, где на вопросы родителей отвечают  администрация школы, представители общественных структур управления школой, социальные партнеры.

    Активно внедряется в практику работы и такая новая форма обеспечения открытости школы как публичный доклад. Открытые доклады перед родительским сообществом призваны знакомить родителей и общественность с состоянием образовательного процесса в школе, результатами деятельности образовательного учреждения за год, привлекать внимание родителей к инновациям, перспективам, проблемам развития образовательного учреждения.

    Наша школа ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося с учетом их индивидуальных особенностей – возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных, нравственных и других; их образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания благоприятных условий для развития каждого ребенка, учитывая потребности учащихся, их родителей, общественности и социума. Поиск подходов к их практической реализации в школьной практике через внедрение современных образовательных технологий развивающего обучения, в том числе информационно- коммуникационных, составляет ведущую цель образовательной программы. В основу образовательной политики положен личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся, который позволяет раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал каждого ребенка, способствует созданию условий для развития внутреннего духовного мира всех учеников. Главными принципами в работе школа считает комфортность, коммуникабельность, чуткость, отзывчивость, толерантность, создание атмосферы взаимопонимания, сотрудничества педагогов и учеников, учащихся друг с другом, педагогов и родителей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Деятельностный метод на уроках разной целевой направленности как фактор управления качеством образования

    В настоящее время стремительно возрастает объем информации, которая используется для практической жизни и научных исследований. В этих условиях человеку необходимо обладать не только некоторой фиксиро...

    Мониторинг - как средство управления качеством образования.

    Важную роль в эффективности управления учебным заведением играет мониторинг, создающий необходимое информационное обеспечение образовательного процесса.             ...

    Диагностика обученности как способ управления качеством образования

    Комплексное педагогическая диагностика входит в систему контроля и оценивания результативности образования. Цели педагогической диагностики состоят именно в изучении и измерении обученности и обучаемо...

    Оценка развития личности ребёнка как основа управления качеством образования в начальной школе

    Методическая статья о различных видах оценки развития личностных качеств учащихся начальной школы. Качество образования подразумевает не только анализ качества знаний, но и сформированость у ученика ...

    Современные технологии как инструмент управления качеством образования.

    Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение о...