Главные вкладки

    Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС
    презентация к уроку по теме

    Лунева Татьяна Николаевна

    !

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС Подготовила Л унева Т.Н.

    Слайд 3

    Что такое рефлексия? Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Reflexio – обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

    Слайд 4

    Виды учебной рефлексии: Физическая (успел – не успел) Сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно) Интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал) Духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других)

    Слайд 5

    Рефлексия бывает: Индивидуальная – формирование реальной самооценки. Групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения результата.

    Слайд 6

    В психологии различают несколько видов рефлексии: Коммуникативная – объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков.

    Слайд 7

    Личностная – объектом познания является сама личность, ее свойства и качества, система отношений к другим . Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные.

    Слайд 8

    Классификация приемов рефлексии :

    Слайд 9

    Рефлексия настроения и эмоционального состояния

    Слайд 10

    Рефлексия деятельности

    Слайд 11

    Рефлексия содержания учебного материала Сегодня я узнал Было интересно Было трудно Я выполнял задания Я понял, что Теперь я могу Я научился У меня получило сь Мне захотелось

    Слайд 12

    Словарная работа Изучение нового материала Работа в парах Лексическая работа

    Слайд 13

    Таблица-фиксация знания и незнания Понятие знал узнал Хочу узнать Имя существи-тельное Часть речи Вопросы кто? Что? Бывает женского, мужского, среднего рода. Изменяется по числам Бывает 1, 2 и 3 склоне-ния Как ёще изменяет-ся ?

    Слайд 14

    Плюс - минус Плюс Минус И нтересно

    Слайд 15

    Анкета На уроке я работал ( активно, пассивно) Своей работой на уроке я (доволен, не доволен) Мое настроение (стало лучше, хуже) Материал был (интересен, скучен, полезен, бесполезен) Урок мне показался (коротким, длинным) За урок я (устал, не устал)

    Слайд 16

    Спасибо за внимание



    Предварительный просмотр:

    Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

    Подготовила учитель

      начальных классов Лунева Т.Н.

    2014 г.

    В одной притче говорится: «Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

       И в наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное, успешным. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Поэтому в начальной школе целесообразно обучать школьников рефлексивной деятельности. Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на изменения, которые происходят в развитии человека. Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. А что же такое рефлексия?

    Слайд 2. Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

     Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

    При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

     Слайд 3. физическую (успел – не успел);

     сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

     интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

     духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

    Рефлексия бывает: Слайд 4

    а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень);

     б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»).

    Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

    Слайд 5 Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.

    Слайд 6. Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.

     Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

    Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

    Слайд 7. Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.

    Рефлексия настроения и эмоционального состояния

    Проведение этого вида рефлексии целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление.

    • «Смайлики» Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.
    • «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».
    • «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
    • Солнышко. Закончи предложение: «Моё настроение похоже на:

            солнышко;

            солнышко с тучкой;

            тучку;

            тучку с дождиком;

            тучку с молнией.

    • Цветик – многоцветик. Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
    • Гномики. Ребёнок отдаёт жетон тому нарисованному гномику, настроение которого разделяет в данный момент.         

    Рефлексия деятельности

    Данная рефлексия даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

    • Приём «лестницы успеха». Слайд 8.

    Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий

    • «10 баллов»

    Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

    „Я“ 0________10            „Мы“ 0________10              „Дело“ 0________10

    • Огонёк общения.

       Дети передают сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:

    - Сегодня меня порадовало…

    - Сегодня меня огорчило…

    • На парте у каждого ребёнка лежат три кружочка (цветочка) разных цветов. Учитель объясняет детям:

    - Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо); зелёный – самому уступчивому, покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения.

    Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя.

    - Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему?

    • Закрой глаза. Обычно предлагается делать в конце урока.

    Учащимся предлагается с закрытыми глазами мысленно ответить на три вопроса:

    - Что нового я узнал сегодня на уроке?

    - Что было особенно интересным и познавательным?

    - В чём я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём?

    • «Пантомима».

    Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

    Рефлексия содержания учебного материала

    Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса. Рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания ,,Я не знал… - Теперь я знаю…’’); приём анализа субъективного опыта и достаточно известный приём синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

       Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

    • Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: слайд 9.

            Сегодня я узнал…

            Было интересно…

            Было трудно…

            Я выполнял задания…

            Я понял, что…

            Теперь я могу…

            Я почувствовал, что…

            Я приобрёл…

            Я научился…

            У меня получилось…

            Я смог…

            Я попробую…

            Меня удивило…

            Урок дал мне для жизни…

            Мне захотелось…

    • «Волшебный мешочек»

     Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке»

    •  «Поезд». Слайд 10.

     На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое им было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика

    • Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс – минус – интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трёх граф. В графу «П» - «плюс» записывается всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы ещё хотелось узнать по теме урока, вопросы к учителю.

    Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

    • В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

    Некоторые пункты можно варьировать, дополнять - это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учеников аргументировать свой ответ.

    1. На уроке я работал                               активно/пассивно

    2. Своей работой на уроке я                    доволен/не доволен

    3. Урок мне показался                              коротким/длинным

    4. За урок я                                                 не устал/устал

    5. Моё настроение                                   стало лучше/стало хуже

    6. Материал урока мне был                    понятен/ не понятен

    полезен/бесполезен

    интересен/скучен

    7.Домашнее задание мне кажется           лёгким/трудным

                                                                         интересно/не интересно

    • Светофор.

                  Зелёный цвет – побольше таких дел.

                  Жёлтый цвет – понравилось, но не всё.

                  Красный цвет – дело не понравилось.

    • «Корзина идей»

    Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

            

    • Дерево. (Фрагмент урока литературного чтения в 3классе).

       Учитель:

    - Книги, как деревья, раскрывают свои страницы – листочки навстречу нам, читателям, и помогают стать настоящими людьми. И люди, как деревья.

    - Встаньте, дети, опустите руки. Наше тело – ствол дерева. Ноги – корни. Кто познакомился с творчеством С.Я.Маршака, научился выразительно читать стихотворение, поставьте ноги на ширину плеч. Наши руки – ветки. Кому удалось справиться со всеми заданиями, согните руки в локтях. На ветках набухают почки – кулачки, а раскрытые ладошки – листья. Кто понял, что хотел сказать нам, читателям, своим произведением С.Маршак, раскройте кулачки – почки.

    - Мысленно оцените свою работу на уроке. Кто может назвать себя художником – читателем, поднимите руки – ветки и помашите ими. Это наша благодарность художнику – поэту С. Маршаку.

    Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

    Таким образом,  рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

    Школьный урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Школьный урок – это место проживания счастья жизни ребенком. Он учится осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного общества, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую.

     Современный урок в условиях ФГОС открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока формируется у школьника способность быть счастливым. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.

    Учить детей сегодня трудно,

    И раньше было нелегко.

    Читать, считать, писать учили:

    «Даёт корова молоко».

    Век XXI – век открытий,

    Век инноваций, новизны,

    Но  от учителя зависит,

    Какими дети быть должны.

    Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

    Светились от улыбок и любви,

    Здоровья вам и творческих успехов

    В век инноваций, новизны!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС

    Разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения  государственных стандартов....

    Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС.

    Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Задачи: познакомить коллег с понятием рефлексияДать представление о классификации рефлексииПоказать конкретные вар...

    Мотивация и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС

    Данный материал посвящен оценочной деятельности учащихся и представлен в виде «Копилки» приемов мотивации и рефлексии на разных этапах урока. Надеюсь, что представленный материал повысит мотивацию кол...

    Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС

    Приступая к поиску оптимального варианта планирования системы уроков по теме или отдельного урока, учитель в первую очередь продумывает цель обучения.Презентация помогает расскрыть тему выступле...

    Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС

    Урок возник около четырехсот лет назад. Безусловно, за это время он претерпел немало трансформаций. Пребывая в контексте современной культуры, он приобретает черты этой культуры, в то же время яв...

    Выступление. Мотивация и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС.

    Рефлексия настроенияРефлексия деятельностиРефлексия содержания...