Главные вкладки

    Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС.
    статья на тему

    Пашкова Людмила Леонидовна

    Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

     

    Задачи: познакомить коллег с понятием рефлексия

    Дать представление о классификации рефлексии

    Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках

    Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл refleksiya_kak_etap_sovremennogo_uroka_v_usloviyakh_fgos.docx31.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер класс на тему: Рефлексия как этап современного урока  в условиях ФГОС

    Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

    Задачи: познакомить коллег с понятием рефлексия

    Дать представление о классификации рефлексии

    Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках

    Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.

    Подготовка к мастер-классу.

    1. Раздать участникам карточки веселого, грустного человечка.
    2. Раздать таблицы, карточки зеленого, желтого цвета.
    3. Раздать таблицы – фиксации.
    4. Раздать листочки, карандаши для составления синквейна.

    ХОД МАСТЕР-КЛАССА

    - Поговорим?

    - О чём?

    - О разном и о прочем.

    - О том, что хорошо.

    - И хорошо не очень.

    - Чего-то знаешь ты.

    - А что-то мне известно.

    - Поговорим?

    - Поговорим. Вдруг будет интересно…

    - Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть  вас в этой аудитории, и очень  надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор. Как сказал один мудрец из известной притчи «Всё в твоих руках», так же и я хочу сказать, что всё в наших руках.   Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.   

    -А теперь перед началом нашей работы  мне бы хотелось узнать ваше  эмоциональное состояние.

     – Покажите свое настроение соответствующей карточкой. (Я тоже показываю)

    Цель   на сегодня: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

    - А тема нашего мастер-класса «Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС. (слайд1) 

    -ФГОС  нам всем  известно. Этапы современного урока нам знакомы. А вот что такое Рефлексия?   Знакомо ли вам  значение этого понятия? А может вы что-то уже знаете?

    Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую и третью  графы - «Знаю» и «Хочу знать» по данной теме …и отложите.

    Таблица для слушателей.

    Понятие

    Знаю

    Хочу узнать

    Узнал

    Рефлексия



        -   Так  что же такое рефлексия?  (слайд2)

    Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

             Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на слог ЛЕ.

             В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

             Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий и проблем.        Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке.

            Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.

    - Виды рефлексии: (слайд3)

    Рефлексия настроения и эмоционального состояния .

    Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности  

    Что можно применять?

    Слайд 3

    1. Карточки с изображением  весёлого-грустного изображения; показ большого пальца вверх или вниз.

    Слайд 4

    1.  «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.

     Слайд 5

    3. «Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно. 4.«Светофор».

    5.Стихи для эмоционального настроя  и др.

    -Следующий вид –  Рефлексия деятельности  ( Слайд 6)

    Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

    Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.

    1.  Слайд  «Лесенка успеха» – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось;  средняя ступенька– у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.

    Слайд 7

    1. Слайд  «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
    2. Самооценка активности на каждом этапе урока –это личная карта ученика(показ карты с моего урока) Каждый этап цветом .

    Слайд 8

    -  Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

    Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 

    1. сегодня я узнал…
    2. было интересно…
    3. было трудно…
    4. я выполнял задания…
    5. я понял, что…
    6. теперь я могу…
    7. я почувствовал, что…
    8. я приобрел…
    9. я научился…
    10. у меня получилось …
    11. я смог…
    12. я попробую…
    13. меня удивило…
    14. урок дал мне для жизни…
    15. мне захотелось…

    - Слайд 9

     Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии

    Понятие

    Знал

    Узнал

    Хочу узнать



    В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую - формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.

    В начале нашего мастер-класса мы начали заполнять такую таблицу. Вернёмся к ней и дозаполним последнюю графу. Кто-нибудь зачитайте получившиеся записи….Спасибо. вот мы знаем над чем ещё можно работать по данной теме.

    Итог мастер класса

    -Подводя итог работы мастер-класса, предлагаю Вам еще одну рефлексивную технику «синквейн» к слову Рефлексия.

            Слово «синквейн» (франц.) обозначает «пять строк». При его написании существуют определенные правила: слайд10

    1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
    2. Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
    3. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
    4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
    5. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта (синоним данного понятия)..

    Это классический вариант синквейна.

    -У вас есть чистые листы, соберитесь в группы по несколько человек и заполните синквейн на тему РЕФЛЕКСИЯ. (2минуты)

          При внешней простоте формы синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.

    Отчёты групп.  Зачитывание синквейнов

    -Вот что получилось у меня. (Слайд 11)

    РЕФЛЕКСИЯ

    НУЖНАЯ, ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ

    ПРИУЧАЕТ, ПОЗВОЛЯЕТ,ВЫСТРАИВАЕТ

    ПОМОГАЕТ ОПРЕДЕЛИТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ.

    ОСМЫСЛЕНИЕ

        Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

    (Слайд 12)

    -Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

    Пока учитель задаёт не только детям, но и себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не  только ученика, но и учителя. А чтобы мои дети с урока уходили всегда с хорошим настроением, я им даю прослушать песню в исполнении Д.Гурцкой «Зимняя сказка». После чего они верят,что у них всё получится. (включить запись)

    РЕФЛЕКСИЯ  МАСТЕР – КЛАССА.

    -У вас две  полоски: зелёная и жёлтая. Если вам понравился  мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – возьмите полоску желтого цвета.  Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите зеленую полоску.  Прикрепить на доску. Получилось солнце.  (лучи солнца).

    Зимний день у нас с вами превратился в весёлый солнечный денёк. Оказывается - мы можем многое!!! Все в наших руках!!!

    -Спасибо за работу и внимание!

    Ни к чему с природой спорить
    Если стужи за окном
    Вьюга каруселью кружит(2 р)
    И белым-бело кругом
    Если на душе тревожно,
    Сказку зимнюю впусти
    Верить в чудеса не сложно(2 р)
    Ты поверь,
    И не грусти

    В сказку зимнюю поверь,поверь
    И желанье загадай,загадай
    Всё исполнится теперь,теперь
    Ты лишь только пожелай,пожелай.
    Чудеса по небу мчатся
    Поскорее в дом пусти
    Пусть снежинки превратятся(2 р)
    В яркий дождик конфетти
    припев..


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС

    Разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения  государственных стандартов....

    Мотивация и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС

    Данный материал посвящен оценочной деятельности учащихся и представлен в виде «Копилки» приемов мотивации и рефлексии на разных этапах урока. Надеюсь, что представленный материал повысит мотивацию кол...

    Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС

    Приступая к поиску оптимального варианта планирования системы уроков по теме или отдельного урока, учитель в первую очередь продумывает цель обучения.Презентация помогает расскрыть тему выступле...

    Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС

    Урок возник около четырехсот лет назад. Безусловно, за это время он претерпел немало трансформаций. Пребывая в контексте современной культуры, он приобретает черты этой культуры, в то же время яв...

    Выступление. Мотивация и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС.

    Рефлексия настроенияРефлексия деятельностиРефлексия содержания...