Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС.
статья на тему
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи: познакомить коллег с понятием рефлексия
Дать представление о классификации рефлексии
Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках
Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
refleksiya_kak_etap_sovremennogo_uroka_v_usloviyakh_fgos.docx | 31.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс на тему: Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи: познакомить коллег с понятием рефлексия
Дать представление о классификации рефлексии
Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках
Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.
Подготовка к мастер-классу.
- Раздать участникам карточки веселого, грустного человечка.
- Раздать таблицы, карточки зеленого, желтого цвета.
- Раздать таблицы – фиксации.
- Раздать листочки, карандаши для составления синквейна.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
- Поговорим?
- О чём?
- О разном и о прочем.
- О том, что хорошо.
- И хорошо не очень.
- Чего-то знаешь ты.
- А что-то мне известно.
- Поговорим?
- Поговорим. Вдруг будет интересно…
- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор. Как сказал один мудрец из известной притчи «Всё в твоих руках», так же и я хочу сказать, что всё в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
-А теперь перед началом нашей работы мне бы хотелось узнать ваше эмоциональное состояние.
– Покажите свое настроение соответствующей карточкой. (Я тоже показываю)
Цель на сегодня: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
- А тема нашего мастер-класса «Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС. (слайд1)
-ФГОС нам всем известно. Этапы современного урока нам знакомы. А вот что такое Рефлексия? Знакомо ли вам значение этого понятия? А может вы что-то уже знаете?
Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую и третью графы - «Знаю» и «Хочу знать» по данной теме …и отложите.
Таблица для слушателей.
Понятие | Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Рефлексия |
- Так что же такое рефлексия? (слайд2)
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на слог ЛЕ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий и проблем. Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке.
Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.
- Виды рефлексии: (слайд3)
Рефлексия настроения и эмоционального состояния .
Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности
Что можно применять?
Слайд 3
- Карточки с изображением весёлого-грустного изображения; показ большого пальца вверх или вниз.
Слайд 4
- «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.
Слайд 5
3. «Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно. 4.«Светофор».
5.Стихи для эмоционального настроя и др.
-Следующий вид – Рефлексия деятельности ( Слайд 6)
Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.
- Слайд «Лесенка успеха» – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька– у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.
Слайд 7
- Слайд «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
- Самооценка активности на каждом этапе урока –это личная карта ученика(показ карты с моего урока) Каждый этап цветом .
Слайд 8
- Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
- Слайд 9
Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии
Понятие | Знал | Узнал | Хочу узнать |
В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую - формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.
В начале нашего мастер-класса мы начали заполнять такую таблицу. Вернёмся к ней и дозаполним последнюю графу. Кто-нибудь зачитайте получившиеся записи….Спасибо. вот мы знаем над чем ещё можно работать по данной теме.
Итог мастер класса
-Подводя итог работы мастер-класса, предлагаю Вам еще одну рефлексивную технику «синквейн» к слову Рефлексия.
Слово «синквейн» (франц.) обозначает «пять строк». При его написании существуют определенные правила: слайд10
- Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
- Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
- Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
- Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
- В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта (синоним данного понятия)..
Это классический вариант синквейна.
-У вас есть чистые листы, соберитесь в группы по несколько человек и заполните синквейн на тему РЕФЛЕКСИЯ. (2минуты)
При внешней простоте формы синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.
Отчёты групп. Зачитывание синквейнов
-Вот что получилось у меня. (Слайд 11)
РЕФЛЕКСИЯ
НУЖНАЯ, ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ
ПРИУЧАЕТ, ПОЗВОЛЯЕТ,ВЫСТРАИВАЕТ
ПОМОГАЕТ ОПРЕДЕЛИТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ.
ОСМЫСЛЕНИЕ
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
(Слайд 12)
-Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.
Пока учитель задаёт не только детям, но и себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя. А чтобы мои дети с урока уходили всегда с хорошим настроением, я им даю прослушать песню в исполнении Д.Гурцкой «Зимняя сказка». После чего они верят,что у них всё получится. (включить запись)
РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА.
-У вас две полоски: зелёная и жёлтая. Если вам понравился мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – возьмите полоску желтого цвета. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите зеленую полоску. Прикрепить на доску. Получилось солнце. (лучи солнца).
Зимний день у нас с вами превратился в весёлый солнечный денёк. Оказывается - мы можем многое!!! Все в наших руках!!!
-Спасибо за работу и внимание!
Ни к чему с природой спорить
Если стужи за окном
Вьюга каруселью кружит(2 р)
И белым-бело кругом
Если на душе тревожно,
Сказку зимнюю впусти
Верить в чудеса не сложно(2 р)
Ты поверь,
И не грусти
В сказку зимнюю поверь,поверь
И желанье загадай,загадай
Всё исполнится теперь,теперь
Ты лишь только пожелай,пожелай.
Чудеса по небу мчатся
Поскорее в дом пусти
Пусть снежинки превратятся(2 р)
В яркий дождик конфетти
припев..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС
Разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов....
Мотивация и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС
Данный материал посвящен оценочной деятельности учащихся и представлен в виде «Копилки» приемов мотивации и рефлексии на разных этапах урока. Надеюсь, что представленный материал повысит мотивацию кол...
Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС
Приступая к поиску оптимального варианта планирования системы уроков по теме или отдельного урока, учитель в первую очередь продумывает цель обучения.Презентация помогает расскрыть тему выступле...
Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС
Коллегам в помощь...
Целеполагание и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС
Урок возник около четырехсот лет назад. Безусловно, за это время он претерпел немало трансформаций. Пребывая в контексте современной культуры, он приобретает черты этой культуры, в то же время яв...
Выступление. Мотивация и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС.
Рефлексия настроенияРефлексия деятельностиРефлексия содержания...