Проектная деятельность в начальной школе.
статья на тему

Сухорукова Ирина Владимировна

Статья на тему опыта проектной деятельности с учащимися 4-го класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная  деятельность в начальной школе.

Опыт практических занятий: от идеи до воплощения.

Сухорукова И.В., учитель начальных классов

МБОУ Гимназия №20 г.Тулы

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Позвольте в двух словах поделиться опытом создания в начальных классах, а именно, в 4б классе, где я являюсь классным руководителем, прообраза научного общества учащихся. Это объединение учащихся на основе их интересов, пока в большей степени познавательных, чем научных.

Жажда открытия, стремление проникнуть в сокровенные тайны природы и человечества рождаются еще на школьной скамье. Каждый из учителей начальной школы подтвердит, что уже в 1-4 классах можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в начальных классах помочь наиболее полно раскрыть свои способности, свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, ведь эти ребята – практически наверняка с удовольствием продолжат заниматься научными поисками уже в старших классах у учителей-предметников.

Такие ребята оказались и в моем классе, поэтому, когда возникла возможность принять участие в районной научно-практической конференции единственной проблемой было – определиться с темой. Так как мероприятие предстояло конкурсное, надо было попробовать совместить и научность выступления, и творческий подход учащихся, и интересную защиту своего научного проекта.

Вообще проектная деятельность в начальных классах, на мой взгляд, очень важная составляющая учебно-воспитательного процесса. Не секрет, что эффективность обучения в существенной степени зависит от того, насколько разнообразно может быть обеспечено управление самостоятельной работой учащихся. Именно на эту цель ориентированы современные образовательные технологии. И именно проектная деятельность является одним из самых эффективных инструментов.

Обсудив с ребятами возможные темы проектов, мы остановились на одной, уже давно запавшей в головы многим учащимся: загадки египетских пирамид. Многочисленные тайны и версии о происхождении этого чуда света вкупе с рассказами очевидцев – ребят видевших пирамиды собственными глазами, не оставили равнодушными практически всех учеников. Руководитель творческого сектора  в структуре самоуправления класса выдвинула предложение о создании моделей пирамид и это предопределило деление на группы в стадии подготовки проекта.

Совместно с ребятами мы определили, что одна группа займется сбором информации, другая – набором текста на компьютере, третья – пишет мини-сочинения и рефераты, четвертая – рисует, пятая – делает модели пирамид, шестая – участвует в защите проекта. Ребята могли свободно переходить из группы в группу, неизменными оставались лишь руководители. Всего же в подготовке проекта приняло участие 14 учеников из 25 обучающихся в 4б классе.

В период работы над проектом я ставила определенные задачи, решение которых позволило бы говорить об успешности проектной деятельности. Назову некоторые из них:

  • активизировать навыки самостоятельной работы ребенка по сбору нужной информации;
  • развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач
  • ввести элементы исследовательской работы;
  • развивать познавательную активность
  • способствовать творческой самореализации.

Для меня было очень важно увидеть, как раскрывается творческий потенциал ребят, как «горят» их глаза во время споров и обсуждений, как каждый ребенок осознает свою значимость и свой вклад в общее дело проекта.

Надо понимать, что элементы проектной деятельности, которой овладевали ребята, требовали «доработки», особенно в стадии окончательного оформления работы, поэтому без моего непосредственного участия здесь не обошлось, но, уверена, что метод сотворчества в работе с детьми несет также огромный положительный эффект для учебно-воспитательного процесса в целом и  начальной школы, в частности.

Итогом нашей  работы стали две таких папки: одна, непосредственно, с проектом, а другая – с творческими работами учащихся. На ваш суд я предлагаю и защиту проекта «Загадки египетских пирамид», которую мы демонстрировали на районной научно-практической конференции в апреле этого года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....