Мотивация педагогической деятельности учителя
статья на тему

Ковалева Ирина Ивановна

Доминирующим мотивом педагогической деятельности является забота о счастье ребенка, входящего в этот противоречивый мир, горячее желание содействовать счастливому проживанию детства и гуманистическое отношение к человеку. Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. Мотивация сама по себе не обеспечивает успеха в любой деятельности, в том числе и педагогической. Но добиться чего-либо без собственной заинтересованности данной деятельностью невозможно. Проблема в том, как работает мотивация и как ее стимулировать у  себя самой?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мотивация педагогической деятельности учителя.

(Слайд №2)

                                                «Хочешь наукой воспитать ученика – люби

                                                свою науку, знай её, и ученики полюбят                         науку, и ты воспитаешь их»

                                                                                                             Л. Толстой

           Доминирующим мотивом педагогической деятельности является забота о счастье ребенка, входящего в этот противоречивый мир, горячее желание содействовать счастливому проживанию детства и гуманистическое отношение к человеку .

 Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация.

     (Слайд № 3)

         Мотивация – это побуждение к какой-либо деятельности, усилиям, достижениям. Иными словами, мотивировать кого-то - значит, добиться, чтобы человек захотел проявлять усердие, добросовестное отношение к своим обязанностям. В полной мере это относится и к  нам - педагогам.

         Мотивация сама по себе не обеспечивает успеха в любой деятельности, в том числе и педагогической. Но добиться чего-либо без собственной заинтересованности данной деятельностью невозможно. Проблема в том, как работает мотивация и как ее стимулировать у  себя самой?

        (Слайд № 4)

Работая в школе, я пытаюсь найти ответы на вопросы:

  • какие условия необходимо создавать самой  для мотивированного поведения;
  • как, не смотря на психологические, умственные  и физические перегрузки,  быть постоянно в тонусе;
  • как вовремя заметить и решить проблемы с собственной мотивацией на работе;
  • как организовать трудовой процесс таким образом, чтобы собственный энтузиазм не угасал, несмотря на любые внешние факторы.

  Каждый из нас начинает заниматься  своей любимой деятельностью с очень высоким уровнем мотивации. И наша задача состоит в том, чтобы сохранить данный уровень как можно дольше. Необходимо стараться выявить и исключить все внешние факторы, способствующие снижению уровня собственной мотивации.

        По собственному опыту я знаю, что мотивация – вещь непостоянная и зависит от многих факторов, с разной силой влияющих на нее. Мотивация «работает»  лишь в том случае, когда в производственных отношениях доминируют честность и взаимное доверие.

     (Слайд № 5)

       В настоящее время для объяснения мотивации педагога широко привлекаются общепсихологические теории. В качестве примера можно привести широко известную пирамиду потребностей А. Маслоу.

  Согласно Маслоу, человек работает для того, чтобы удовлетворить свои потребности. Он выделил 5 качественно разных групп человеческих потребностей:

 (По щелчку)

физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д. Речь идет о нормальных условиях труда, о заработной плате, позволяющей на приемлемом уровне удовлетворять физиологические потребности. Понятно, что именно решение данных вопросов в настоящее время проблематично, и поэтому руководителю нужно думать о возможностях компенсации.  Педагоги также должны иметь достаточно времени для отдыха и восстановления сил, что, к сожалению, не всегда бывает. Здоровье и хорошая физическая форма работника – это такие же важные ресурсы, как его квалификация и опыт. (По щелчку)

потребности в безопасности и уверенности в будущем - защита от физических или психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем. Удовлетворение в первую очередь означает наличие гарантированной занятости, уверенности в завтрашнем дне. Для многих учителей именно этот фактор  является решающим при выборе места работы, особенно когда руководитель прилагает максимум усилий для его моральной поддержки, например, в период аттестации работника.

(По щелчку)

социальные потребности - необходимость в социальном окружении, в общении с людьми, чувство “локтя” и принадлежности к коллективу. Социальные контакты, которые педагоги устанавливают с коллегами, являются важным фактором, оказывающим положительное влияние на отношение к труду и профессиональному развитию. (По щелчку)

потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям. Поскольку человек часто сравнивает себя с организацией, в которой работает, то для него важно, чтобы в глазах других людей его организация представлялась как привлекательное и достойное место работы. Поэтому люди стремятся занять определенное место в организации, подчеркнуть это положение определенными символами статуса (наличие «своего» кабинета, «своего» стола в учительской, определенной манерой общения и т.п.). Сюда можно отнести также потребность в получении одобрения со стороны коллег, администрации школы, учащихся и их родителей. (По щелчку)

потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей. Такие педагоги стремятся работать на пределе своих возможностей, что делает их самым ценным резервом организации.

Если внимательно посмотреть на это изображение, то «развитие», «персональный рост» находятся в самом верху пирамиды. Этим можно просто объяснить тот факт, почему очень мало людей реально смотрят на тему персонального и личностного роста. Ведь до вершины пирамиды еще нужно дойти…  (Слайд № 6)

          Все люди мотивируются разными факторами. Залог успеха состоит в том, чтобы дать сотрудникам то, чего они действительно хотят, к чему стремятся. Разобраться в этом и сформировать соответствующую систему мотивации помогут социально-психологические типы.

Молодые специалисты часто готовы работать за скромный оклад, на небольшой нагрузке ради получения опыта и соответствующей квалификации. Они достаточно инертны, пассивны в делах коллектива, стремятся впитывать, усваивать, а не влиять. Юные работники не умеют планировать, прогнозировать свою работу, определять конечный результат. Их сверхзадача — справиться с возложенными должностными обязанностями. Однако пройдет год-два — и все поменяется.

Профессионалы — высококлассные специалисты, работающие, прежде всего на результат. Они реалистичны, активны, инициативны, стремятся к участию в руководстве организацией, берут на себя разные общественные поручения.

Творцы — это креативные личности, интеллектуалы, предпочитающие эвристические формы работы. Они ищут интересные приемы, подходы, стремясь модернизировать учебный процесс. Творцы способны выдвигать идеи и реализовывать их, но непросто уживаются в коллективе, так как излишне критичны и самокритичны.

Пунктуалы, скорее всего, педанты-аккуратисты, которые особенно ценят комфортность работы, ее своевременное начало и завершение, четкость и спланированность действий руководства.

Хранители традиций чувствуют себя наставниками, неформальными лидерами. Находясь несколько в стороне от привычной суеты, мэтры владеют механизмом влияния на начальство, формируют общественное мнение и определяют судьбоносные решения.

В любом педагогическом коллективе работают педагоги, для которых в тот или иной момент актуальны потребности разного уровня. Это зависит от возраста, образования, опыта работы, характеристик личности учителя, социально-психологических условий труда.

Опыт работы в школе  показывает, что человек в состоянии вынести невероятные нагрузки и, более того, продолжая показывать определенные положительные результаты своей деятельности и продолжая работу с прежней заинтересованностью и огромным желанием. Это возможно только в случае, если человек исключительно заинтересован своей деятельностью. (Слайд № 7)

      Степень вовлеченности в работу зависит от двух факторов: специфической мотивации, которую человек может проявить на пути к цели, и уровня активности, которого он может психически и физически достигнуть в данный момент.

        Мы  с полной отдачей «включаемся» в свою любимую педагогическую деятельность только тогда, когда это окупается, когда наша активная деятельность приносит плоды, дает результат.     Каждый из нас убежден, что в силах влиять на окружающий мир и людей, добиваясь желаемого. Вопрос не в том, нужно ли что-то менять, а в том, как это сделать. Только этим определяется успешность нашей деятельности.

Осознать эффективность своей деятельности можно, ответив на вопросы:

1)Результат будет иметь для меня большое значение?

2) Результат еще не ясен?

3) Я могу повлиять на результат?

4) Результат будет положительным?

     

      Важно верить самой в свои собственные положительные результаты. Не менее важную роль играет в достижении высоких результатов, когда хочется оправдать надежды близких людей. Важно, когда в тебя верят и в полной мере доверяют со стороны. Исключительное значение имеет заинтересованность данной деятельностью своих воспитанников.

        Если мы ответим на все  выше приведенные вопросы «да», значит мы осознаем эффективность своей деятельности. Но это потребует от нас достаточно высоких затрат сил и энергии.

Огромную роль в процессе мотивации играют наши эмоции. Если нам постоянно необходимо действовать вопреки своим чувствам, результатом может быть полное разочарование от своей деятельности. Полное согласие с собой, внутренняя гармония нас окрыляют. Ставшая привычной двойственность – с одной стороны, разум, с другой – чувство – пагубна, если она долго не исчезает. Только гармония рационального и эмоционального начал обеспечивает наш успех.

      Наши эмоции – важнейший фактор, влияющий на принятие тех или иных решений. Если мы научимся расшифровывать сигналы собственных и чужих эмоций, наши решения и последующие за ними действия станут более продуманными и удачными. (Слайд № 8)

 По сведениям психологов, к эмоциональной культуре относится:

1) Самосознание (способность управлять собственными эмоциями)

2)Самоуправление (способность понимать и объяснять себе собственные эмоции).

3) Самомотивация (использование собственных эмоции для достижения цели).

4) Эмпатия (способность чувствовать других людей).

  Успех в нашей деятельности зависит не только от нашей заинтересованности и энтузиазма, но и от наших способностей и  профессионализма. Большое значение имеет рабочее окружение. Возможно, нам и удастся в чем-то изменить рабочую атмосферу, в которой мы работаем, но создать ее мы не сможем: атмосфера, в которой можно реализовать свои цели, уже должна существовать. Психологи эти три составляющие успеха назвали: «хочу», «могу» и «имею возможность»

         Главный гарант успеха – способность мотивировать самого себя, т.е. сосредоточиться на привлекательных и интересных целях и поддерживать в себе мотивацию, добиваясь их.

             Об этом не следует забывать тем, от кого зависит обеспечение необходимых условий для нормальной жизни и деятельности тех, кто «сеет Разумное, Доброе, Вечное».  (Слайд № 9)

        Творческих успехов!

.

Библиографические источники

  1. Кирдянкина С.В. Концепция «Мотивация профессионального роста педагогов» // Управление современной школой. - № 6. – 2010.
  2. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству // М., 1990.
  3. Лепешова Е. Мотивационный инструментарий руководителя школы // Директор школы. - № 4. – 2009.
  4. Мотивация персонала: методические рекомендации / составитель В. А. Дубровская. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009, – 51 с.
  5. http://works.tarefer.ru/64/100254/index.html. Мотивация педагогической деятельности.
  6. Пономарева Г.М. Руководителю образовательного учреждения о работе с персоналом // Библиотека журнала «Директор школы». - № 6. – 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание профессиональной педагогической деятельности учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения

Описание профессиональной педагогической деятельности учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Назарово Красноярского ...

Применение авторских образовательных технологий и методик в педагогической деятельности учителя начальных классов МОУ ‘’Лицей №1п. Львовский‘’ Синицыной Татьяны Николаевны.

Педагогическая  технология – это  такое  построение  деятельности  педагога, в  которой  все  входящие  в  него  действия  представлен...

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов

Самоанализ работы учителя начальных классов...

Задачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению ФГОС НОО

Задачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению ФГОС НОО...

Задачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению ФГОС НОО

Задачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению ФГОС НОО...

Задачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению ФГОС НОО

Задачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению ФГОС НООпедагогической деятельности учителя начальной школы по введению ФГОС НОО...