Главные вкладки

    Применение авторских образовательных технологий и методик в педагогической деятельности учителя начальных классов МОУ ‘’Лицей №1п. Львовский‘’ Синицыной Татьяны Николаевны.
    методическая разработка по русскому языку по теме

     

    Педагогическая  технология – это  такое  построение  деятельности  педагога, в  которой  все  входящие  в  него  действия  представлены  в  определенной  последовательности  и  целостности,  а  выполнение  предполагает  достижение  необходимого  результата  и  имеет  прогнозируемый  характер.                                                                             

    Технология  обучения,  или  образовательная  технология -  это  ‘’привязывание’’ методики  к  конкретным  условиям,  системы  использования  выработанных  правил  с  учетом  времени,  места,  конкретных  субъектов  образования, условий  организации  и  протяженности  педагогического  процесса.

     

    В  начальной  школе  применяются  многие  технологии,  но, наверное, самые  любимые  детьми – игровые.  Остановимся  на  них.  На  первых  уроках  обучения  грамоте  в  1  классе  я  использую  игры,  которые  помогают  детям  познакомиться  с  буквами  русского  алфавита, с  правилами  построения  предложений  и  развивают  познавательную  активность  учащихся.                                                                   

    Игра  ‘’Угадай  вид  спорта’’.                                                                   

    Учитель  демонстрирует  предметы  или  иллюстрации  с  изображением  предметов, дети  называют  вид  спорта.  ОЧКИ  (плавание), ШАЙБА (хоккей),  ПЕРЧАТКИ (бокс),  РАКЕТКА (теннис)  и  т.д.                                                                    

    Игра  ‘’Хор  животных’’.                                                                 

    Класс  делится  на  несколько  групп.     

    – Выберите  животное, которое  вы  будете  изображать  голосом:  кошку,  собаку  и  т. д.                                

    – Сейчас  вы  исполните  песню,  но  только  вместо  слов  произносить  надо  неречевые  звуки  животных.              

    ИГРА  ‘’Назови  слово’’.                                                             

    Учитель  называет  гласный  звук,  ученики – слова,  в  которых      есть  этот  звук. 

    Приветствуется  интонационное  выделение   звука.                                                                                      

    – Ребята,  чьи  имена  начинаются  с  гласного  звука, встаньте  и  произнесите  свое  имя,  выделяя  первый  звук. 

    Познакомить  детей  друг  с  другом  мне  помогает  игра  ‘’Снежный  ком’’.  Провожу  я  эту  игру  на  любом  уроке.  Дети  выходят  к  доске  по  несколько  человек,  например  1-й  ряд, 2-й  ряд ,  3-й  ряд ( по  очереди). Первый  ребенок  называет  свое  имя.  Второй – имя  первого  ребенка, а  потом  свое. Таким  образом,  последний  ребенок  называет  имена  всех  стоящих  с  ним  одноклассников,  а  потом  уже  свое.  Эту  игру  можно  изменить, называя  дни  недели,  месяцы  года, числа  от  1  до  10.  Дети  любят  эту  игру  и  с  удовольствием  в  нее  играют.                                                           

    Таким  образом,  в  процессе  игры  могут  формироваться   и  универсальные  учебные  действия,  и  качества  личности  ребенка.                                                                                                     

    В  наш  быстроразвивающийся  век  в  школе  необходимо  внедрение  инновационных  технологий,  в  том  числе  -  технологий  перспективно-опережающего  обучения.  Ее  основным  концептуальным  положением  можно  назвать  личностный  подход, нацеленность  на  успех  как  главное  условие  развития  детей  в  обучении.  Также  необходимо  отметить,  что  эта  технология  предусматривает  предупреждение  ошибок,  а  не  работу  над  уже  совершенными  ошибками.  Еще  одна  важная  черта  этой  технологии- дифференциация,  т.  е.  доступность  знаний  для  каждого. 

    С.  Н.  Лысенкова  открыла  замечательный  феномен: чтобы  уменьшить  объективную  трудность  некоторых  вопросов  программы,  надо  опережать  их  введение  в  учебный  процесс. 

    Например,  В  4  классе  по  русскому  языку  изучается  тема  “Глагольные  словосочетания’’,  но  уже  в  3  классе  я  даю  детям  задания  такого  типа: определить  падеж  имен  существительных  в  словосочетаниях, например,  зашел  за  другом( Т. п. ),  отдыхали  в  деревне( П. п. ) и  другие.  Причем,  эти  задания  даются  часто,  на  5-7  минут  на  уроке.  И  уже  к  середине  ноября,  к  моменту  изучения  темы  в  4  классе,  дети  свободно  ориентируются  в  этой  теме,  определяя  падеж  имен  существительных  и  устанавливают  связь  слов  в  словосочетаниях.                   

    Другой  особенностью  этой  технологии  является  комментируемое  управление.  Оно  объединяет  три  действия  ученика: думаю,  говорю, записываю.  При  этом  развиваются  логика  рассуждений,  доказательность, самостоятельность  мышления.  Учиться  комментировать  дети  из  моего  1  класса  начинают  еще  на  подготовительных  курсах.  Например, слово  “утка’’  мы  комментируем  так:                            

    пишу  ‘’ут” – гласная  ‘’у’’,  замочек “т”,  пишу  “ка’’, гласная  ‘’а’’.  В  3  и  4  классах   комментирование  упрощается  и  становится  короче: ‘’уууткааа’’.                                                

    Кроме  перечисленных  злементов  технологии  опережающего ,  в  своей  работе  я  использую   опорные  схемы,  или  просто  схемы – выводы, которые  рождаются  на  глазах  учеников  в  процессе  объяснения  и  оформления  в  виде  таблиц,  карточек,  чертежей  и  рисунков. 

    Младшие  школьники  мыслят  конкретно,  образами . Когда  ученик  отвечает  на  вопрос  учителя, пользуясь  опорой,  снимается  страх,  скованность.  Особенно  много  схем  мы  с  ребятами  составляем  на  уроках  математики.  Это  и  схемы  решения  простых  и  составных  задач,  и  опоры  для  решения  уравнений,  и  разнообразные  алгоритмы. 

    При  изучении  величин  удобно  составлять  таблицы,  а  для  нахождения  периметра  и  площади  геометрических  фигур – формулы.  Это  и  есть  опережающее  обучение,  а  полученные  знания  пригодятся  учащимся  в  старших  классах.  Все  таблицы,  формулы  и  опоры  мы  записываем  и в  рабочую  тетрадь,  и  в  тетрадь – помощницу,  которую  ученики  заводят  во  2  классе  и  ведут  ее  в  течение  3-х  лет.              

    В  своей  педагогической  работе  каждый  учитель  обязательно  использует  и  свои  собственные  методы  и  находки.  Несколько  лет  тому  назад  учителя  нашего  лицея  познакомились  с  методикой  обучения  каллиграфическому  письму  В.  А.  Илюхиной. 

    Эта  находка  Веры  Алексеевны  нам  очень  понравилась,  и  вот  уже  несколько  лет  О.  В. Михайлина,  М. Ф.  Титова  практикуют  ‘’письмо  с  секретиком’’.  Мне  также  понравилась  данная  методика  обучения  письму,  и  почерк  многих  моих  учеников  стал  лучше.  По  методу  Илюхиной  все  буквы  русского  алфавита  можно  писать  красиво,  научившись  каллиграфически  писать  букву  ‘’И’’.  Детям  нравится  выписывать  ‘’секретик’’,  находить  ‘’шалашик’’  и  ‘’гнездышко’’.                              

    В  заключительной  части  статьи  надо  сказать  о  том,  что  педагогика  как  наука  до  конца  еще  не  изучена,  и  в  этой  сфере  нас  ждет  много  открытий  и  интересных  находок.  А  источником  вдохновения  должны  стать  наши  необыкновенные,  любознательные  и  очень  способные  дети,  чьи  таланты  должны  открывать  мы – учителя.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologii-1.docx17.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Применение  авторских  образовательных  технологий  и  методик   в   педагогической  деятельности        учителя  начальных  классов     МОУ  ‘’Лицей  № 1  п.  Львовский ‘’              Синицыной  Татьяны  Николаевны.


    Педагогическая  технология – это  такое  построение  деятельности  педагога, в  которой  все  входящие  в  него  действия  представлены  в  определенной  последовательности  и  целостности,  а  выполнение  предполагает  достижение  необходимого  результата  и  имеет  прогнозируемый  характер.                                                                              

    Технология  обучения,  или  образовательная  технология -  это  ‘’привязывание’’ методики  к  конкретным  условиям,  системы  использования  выработанных  правил  с  учетом  времени,  места,  конкретных  субъектов  образования, условий  организации  и  протяженности  педагогического  процесса.

    В  начальной  школе  применяются  многие  технологии,  но, наверное, самые  любимые  детьми – игровые.  Остановимся  на  них.  На  первых  уроках  обучения  грамоте  в  1  классе  я  использую  игры,  которые  помогают  детям  познакомиться  с  буквами  русского  алфавита, с  правилами  построения  предложений  и  развивают  познавательную  активность  учащихся.                                                                  

    Игра  ‘’Угадай  вид  спорта’’.                                                                    Учитель  демонстрирует  предметы  или  иллюстрации  с  изображением  предметов, дети  называют  вид  спорта.  ОЧКИ  (плавание), ШАЙБА (хоккей),  ПЕРЧАТКИ (бокс),  РАКЕТКА (теннис)  и  т. д.                                                                    

    Игра  ‘’Хор  животных’’.                                                                  Класс  делится  на  несколько  групп.                                                          – Выберите  животное, которое  вы  будете  изображать  голосом:  кошку,  собаку  и  т. д.                                                                 – Сейчас  вы  исполните  песню,  но  только  вместо  слов  произносить  надо  неречевые  звуки  животных.              

    ИГРА  ‘’Назови  слово’’.                                                              Учитель  называет  гласный  звук,  ученики – слова,  в  которых      есть  этот  звук.  Приветствуется  интонационное  выделение   звука.                                                                                       – Ребята,  чьи  имена  начинаются  с  гласного  звука, встаньте  и  произнесите  свое  имя,  выделяя  первый  звук.  

    Познакомить  детей  друг  с  другом  мне  помогает  игра  ‘’Снежный  ком’’.  Провожу  я  эту  игру  на  любом  уроке.  Дети  выходят  к  доске  по  несколько  человек,  например  1-й  ряд, 2-й  ряд ,  3-й  ряд ( по  очереди). Первый  ребенок  называет  свое  имя.  Второй – имя  первого  ребенка, а  потом  свое. Таким  образом,  последний  ребенок  называет  имена  всех  стоящих  с  ним  одноклассников,  а  потом  уже  свое.  Эту  игру  можно  изменить, называя  дни  недели,  месяцы  года, числа  от  1  до  10.  Дети  любят  эту  игру  и  с  удовольствием  в  нее  играют.                                                          

    Таким  образом,  в  процессе  игры  могут  формироваться   и  универсальные  учебные  действия,  и  качества  личности  ребенка.                                                                                                      

    В  наш  быстроразвивающийся  век  в  школе  необходимо  внедрение  инновационных  технологий,  в  том  числе  -  технологий  перспективно-опережающего  обучения.  Ее  основным  концептуальным  положением  можно  назвать  личностный  подход, нацеленность  на  успех  как  главное  условие  развития  детей  в  обучении.  Также  необходимо  отметить,  что  эта  технология  предусматривает  предупреждение  ошибок,  а  не  работу  над  уже  совершенными  ошибками.  Еще  одна  важная  черта  этой  технологии- дифференциация,  т.  е.  доступность  знаний  для  каждого.  

    С.  Н.  Лысенкова  открыла  замечательный  феномен: чтобы  уменьшить  объективную  трудность  некоторых  вопросов  программы,  надо  опережать  их  введение  в  учебный  процесс.  

    Например,  В  4  классе  по  русскому  языку  изучается  тема  “Глагольные  словосочетания’’,  но  уже  в  3  классе  я  даю  детям  задания  такого  типа: определить  падеж  имен  существительных  в  словосочетаниях, например,  зашел  за  другом( Т. п. ),  отдыхали  в  деревне( П. п. ) и  другие.  Причем,  эти  задания  даются  часто,  на  5-7  минут  на  уроке.  И  уже  к  середине  ноября,  к  моменту  изучения  темы  в  4  классе,  дети  свободно  ориентируются  в  этой  теме,  определяя  падеж  имен  существительных  и  устанавливают  связь  слов  в  словосочетаниях.                    

    Другой  особенностью  этой  технологии  является  комментируемое  управление.  Оно  объединяет  три  действия  ученика: думаю,  говорю, записываю.  При  этом  развиваются  логика  рассуждений,  доказательность, самостоятельность  мышления.  Учиться  комментировать  дети  из  моего  1  класса  начинают  еще  на  подготовительных  курсах.  Например, слово  “утка’’  мы  комментируем  так:                             пишу  ‘’ут” – гласная  ‘’у’’,  замочек “т”,  пишу  “ка’’, гласная  ‘’а’’.  В  3  и  4  классах   комментирование  упрощается  и  становится  короче: ‘’уууткааа’’.                                                 Кроме  перечисленных  злементов  технологии  опережающего ,  в  своей  работе  я  использую   опорные  схемы,  или  просто  схемы – выводы, которые  рождаются  на  глазах  учеников  в  процессе  объяснения  и  оформления  в  виде  таблиц,  карточек,  чертежей  и  рисунков.  

    Младшие  школьники  мыслят  конкретно,  образами . Когда  ученик  отвечает  на  вопрос  учителя, пользуясь  опорой,  снимается  страх,  скованность.  Особенно  много  схем  мы  с  ребятами  составляем  на  уроках  математики.  Это  и  схемы  решения  простых  и  составных  задач,  и  опоры  для  решения  уравнений,  и  разнообразные  алгоритмы.  При  изучении  величин  удобно  составлять  таблицы,  а  для  нахождения  периметра  и  площади  геометрических  фигур – формулы.  Это  и  есть  опережающее  обучение,  а  полученные  знания  пригодятся  учащимся  в  старших  классах.  Все  таблицы,  формулы  и  опоры  мы  записываем  и в  рабочую  тетрадь,  и  в  тетрадь – помощницу,  которую  ученики  заводят  во  2  классе  и  ведут  ее  в  течение  3-х  лет.              

    В  своей  педагогической  работе  каждый  учитель  обязательно  использует  и  свои  собственные  методы  и  находки.  Несколько  лет  тому  назад  учителя  нашего  лицея  познакомились  с  методикой  обучения  каллиграфическому  письму  В.  А.  Илюхиной.  

    Эта  находка  Веры  Алексеевны  нам  очень  понравилась,  и  вот  уже  несколько  лет  О.  В. Михайлина,  М. Ф.  Титова  практикуют  ‘’письмо  с  секретиком’’.  Мне  также  понравилась  данная  методика  обучения  письму,  и  почерк  многих  моих  учеников  стал  лучше.  По  методу  Илюхиной  все  буквы  русского  алфавита  можно  писать  красиво,  научившись  каллиграфически  писать  букву  ‘’И’’.  Детям  нравится  выписывать  ‘’секретик’’,  находить  ‘’шалашик’’  и  ‘’гнездышко’’.                              

    В  заключительной  части  статьи  надо  сказать  о  том,  что  педагогика  как  наука  до  конца  еще  не  изучена,  и  в  этой  сфере  нас  ждет  много  открытий  и  интересных  находок.  А  источником  вдохновения  должны  стать  наши  необыкновенные,  любознательные  и  очень  способные  дети,  чьи  таланты  должны  открывать  мы – учителя.                                                                                                                                                          


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

    Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

    Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

    Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республика Мордовия

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района  Республика Мордовия...

    Информационные технологии в педагогической деятельности учителя начальных классов

    Правительство  повсеместно внедряет компьютерные технологии и в школы, а значит, и учителю необходимо владеть данными компетентностями.       Отсюда проблема: как со...

    Современные образовательные технологии в педагогической деятельности учителя начальных классов

    Современные образовательные технологии в педагогической деятельности учителя начальных классов...