Современные образовательные технологии в педагогической деятельности учителя начальных классов
методическая разработка
Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Каков же портрет выпускника основной школы? Конечно же –это ученик, умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Прежде всего, у ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам говорят федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Чтобы их реализовывать, необходимо изучить и использовать в своей педагогической деятельности современные образовательные технологии.
Общая идеология стандарта, нацеленность учебного процесса на достижение основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования и на отбор образовательных технологий.
Отвечают особенностям новых стандартов следующие образовательные технологии:
- технология совместной продуктивной деятельности
- технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения
- технология исследовательской деятельности
- технология дистанционного обучения. ИКТ
- технология развития критического мышления
- технология проектной деятельности
- технология проблемного обучения
- технологии, основанные на «встроенности» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс
- игровые технологии
- здоровьесберегающие технологии
- технологии модульного обучения
- кейс-технология
Проектная деятельность
Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт; а также прохождение следующих этапов деятельности:
- Принятие решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.).
- Формулирование цели и задач деятельности.
- Составление плана и программы.
- Выполнение плана.
- Презентация готового продукта.
Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – далеко не полный список примеров проектной деятельности в начальной школе.
Технология дистанционного обучения. Информационные и коммуникационные технологии
Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества.
Образовательная деятельность на основе ИКТ:
- открытое (но контролируемое) пространство информационных источников,
- инструменты «взрослой» информационной деятельности,
- среда информационной поддержки учебного процесса,
- гибкий состав учебных групп,
- современные системы управления учебным процессом.
В качестве ведущих направлений использования ИКТ в образовании, как правило, выступают следующие:
- формирование первичных навыков работы с информацией – ее поиска и сортировки, упорядочивания и хранения;
- освоение информационных и коммуникационных средств как одного из основных инструментов деятельности, приобретения навыков работы с общепользовательскими инструментами (прежде всего, с текстовым редактором и редактором презентаций, динамическими таблицами); различными мультимедийными источниками; некоторыми инструментами коммуникации (прежде всего, с Интернетом).
Технология проблемного обучения
Данная технология представляет собой один из самых эффективных способов введения нового знания и предполагает следующие этапы урока:
- создание проблемной ситуации,
- формулирование учебной проблемы,
- актуализация имеющихся знаний для решения учебной проблемы,
- поиск решения проблемы, открытие нового знания,
- применение нового знания,
- выражение решения в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа и т. д.
Технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения
Использование данной технологии позволяет максимально эффективно обучать школьников умению самостоятельно работать с первоисточниками, развивать познавательную активность обучающихся. У подростков появляется желание самостоятельно «добывать» знания, самооценивать себя и сверстников, самореализовывать свои потребности в продвижении к более высокому уровню (алгоритмическому, творческому, эвристическому). Технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения, помогают учителю добиваться психологического раскрепощения обучающихся и их адекватного отношения к своим способностям и возможностям; представить им право выбора, и самое главное, - научить учащихся учиться самостоятельно.
Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь “слабому”, развивать способности “сильных”.
Перед обучающимися ставится единая познавательная задача, к которой они идут путями, соответствующими их способностям и учебным возможностям. Перед каждым заданием необходимо четко ставить задачу и подводить итог.
Дифференциацию использую на разных этапах урока: систематически при проверке домашнего задания, при закреплении, при повторении, реже при объяснении нового материала.
Технология оценивания образовательных достижений учащихся
Технология оценивания образовательных достижений предлагает проводить оценку на уроке так, как это происходит в жизни. Свою деятельность оценивает сам ученик (в диалоге с учителем), причем оценка дается в качественной форме.
Важнейшую роль в технологии оценивания образовательных достижений играет правило самооценки. Его применение позволяет научить каждого ученика алгоритму своей самооценки. Учеба становится комфортной, когда ученик четко понимает, что надо делать и сам ставит себе отметку.
Технология развития критического мышления
Позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.).
Мотивацию учащихся к изучению нового материала осуществляют, привлекая их к самостоятельному полаганию, рефлексии, а также организуя коллективную, парную и индивидуальную работу на уроке.
Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.
Основу технологии составляют трехфазовый процесс: вызов – реализация смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление).
Стадия вызова: настроить учащихся на достижение целей, актуализация знаний, возможность проанализировать свои мнения относительно какого-то вопроса.
Стадия реализации смысла: активно конструируют новую информацию, устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом. На этой стадии идет работа непосредственно с текстом (индивидуальная, в парах и т. д.).
Стадия рефлексии: анализ только что пройденного процесса усвоения нового содержания и само это содержание. Возможность оценить себя и своих товарищей в плане прирощенного знания, а также сам процесс, методы и приемы.
Игровые технологии
Позволяют развивать все виды универсальной деятельности младших школьников:
- осваиваются правила поведения и роли в группе;
- рассматриваются возможности самих групп;
- приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
- накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами – наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями и др.
Технология совместной продуктивной деятельности
В условиях совместной продуктивной и творческой деятельности происходит становление и развитие единства мотивационно-смысловой, нравственной и интеллектуально-коммуникативной сферы личности обучающихся, учителей и родителей.
Единица образовательного процесса: специально организуемая ситуация совместной и творческой деятельности учителя, учащихся и родителей (ситуация СПД).
Идея деятельностного подхода в соответствии с ФГОС и идеи СПД имеют общие ценностные установки на системные изменения:
• целей обучения - с усвоения предметных знаний на развитие личности;
• позиции учителя - с предметно-ориентированной на личностно-ориентированную;
• мотивационно-смысловые установки - от закрытости личности учителя на установку совместной деятельности;
• характер организации учебно-воспитательной деятельности - от репродуктивных заданий на приоритет творческих и продуктивных
• формы учебного взаимодействия - от подражания, следования образцу на многообразие взаимодействий, актуализации личного опыта, сохранение высокого уровня активности каждого обучающегося;
• формы контроля - путем введения само- и взаимоконтроля.
Технология исследовательской деятельности
В ходе исследовательской деятельности учащиеся:
- учатся самостоятельно добывать знания;
- испытывают потребность в непрерывном самообразовании;
- развивают навыки самоорганизации;
- формируют адекватную самооценку;
- приобретают навыки речевой культуры;
- осваивают умения создавать специальные материалы для представления результатов исследования.
Структура исследования:
подготовка - проведение - презентация
1 этап – подготовка к исследовательской деятельности.
Работа с первоисточниками, научной и публицистической литературой, самостоятельный поиск и анализ информации.
2 этап – написание рефератов по теме по выбору.
Ученики усваивают и закрепляют некоторые теоретические методы исследования, способы работы с литературой, приобретают навыки оформления научной работы.
3 этап – презентация работы.
Завершение исследовательского поиска, определение практической значимости работы. Результаты могут быть представлены на научно-практических конференциях различных уровней.
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности учащихся данной возрастной группы.
3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Технология модульного обучения.
Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Задания осуществляют непрерывность внутрипредметных и межпредметных связей; дифференцированы по содержанию и уровню познавательной самостоятельности; проблемны, ориентируют на поиск проблем и их решений; отражают механизм усвоения знаний; включают повторение изученного (составление таблиц, сравнительных характеристик и т.д.); интегрируются целью модуля.
Деятельность учащегося проходит в зоне его ближайшего развития; ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения; дает возможность рационально распределять время; реализует рефлексивные способности ученика на каждом занятии.
Изменяется принципиально деятельность учителя. Его главная задача - разработать модульную программу, сами модули, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т. е., используя потенциал модульного обучения осуществляет рефлексивное управление обучением.
Кейс-технология.
Использование кейс-технологии позволяет обучающимся школы проявлять и совершенствовать навыки учебной работы, применять на практике теоретический материал, кроме того, данный метод позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.
Отличительными особенностями кейс–метода являются:
- описание реальной проблемной ситуации;
- альтернативность решения проблемной ситуации;
- единая цель и коллективная работа по выработке решения;
- функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;
- эмоциональное напряжение учащихся.
Совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – творческое усвоение содержания образования, усвоение опыта творческой деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «СШ №5» Галабурда Светлана Николаевна
учитель начальных классов, высшей категории
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
Технология БОС «Здоровье»
Любая применяемая в образовательном учреждении педагогическая технология должна быть ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ.
«Здоровьесберегающие технологии» - совокупность приемов, методов, форм обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум четыре требования:
1. учет индивидуальных особенностей учащихся, его темперамента, характера восприятия им учебного материала, типа памяти и т.п.;
2. недопускание чрезмерной, изнуряющей интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузки при освоении учебного материала, стремление добиться оптимальных результатов обучения обязательно при оптимизации необходимых затратах времени и сил учащегося и педагога;
3. обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание благоприятного морально-психологического климата в учебной группе, укрепление психического здоровья учащихся;
4. делать акцент не только на организации учебного процесса, не приносящей вреда, но и на том, чтобы научить учащихся самостоятельно защищаться от стрессов, обид, оскорблений, обучить его средствам психологической защиты и сохранения здоровья.
Для реализации последнего требования появились целые направления, которые могут помочь воспитать в учащихся особый, здоровый образ жизни – привычку быть более взвешенными и осмотрительными, уверенными в себе, более осознано относиться к самому себе как к уникальному творению природы, понять свою единую психофизиологическую суть, наконец, осознать личную ответственность за собственное здоровье. Имея большой педагогический опыт, в свое арсенале педагоги имеет множество приемов и методов позволяющих познакомить, рассказать, показать, научить навыкам здорового образа жизни, но не имеет инструмента, который бы помог им отследить на сколько здоров ученик, на сколько велик потенциал его здоровья.
Уроки «Здоровья» - наиболее приемлемая технология, очень мощный инструмент в руках педагогического коллектива, применяемый для обучения детей навыкам здоровья, это тот ключик, который открывает дверь к неисчерпаемым запасам здоровья, к качественному изменению своей жизни.
Александр Афанасьевич Сметанкин стал тем человеком, который донес до педагогов г.Нижневартовска, прошедших обучение в НОУ «Биосвязь» в СПб, знания о биологически обратной связи. (БОС).
Что может дать педагогам и учащимся технология БОС?
Во-первых, научат дыханию, несущему здоровье. Дыхание хорошо поддается произвольному (сознательному) управлению, а вот управлять пульсом в обычных условиях практически невозможно. С помощью технологии БОС «Дыхание», которого можно изучить характеристики пульса, динамику его изменения на вдохе и выдохе (дыхательная аритмия сердца - ДАС), и преобразовать полученную информацию в такой форме, чтобы можно было увидеть и услышать жизнь пульса.
Величина ДАС является показателем эффективности и гармонии дыхания и работы сердца, интегральным показателем функциональных резервов организма, а значит и уровня здоровья человека. У всех людей ДАС разная. Она зависит от ряда причин и прежде всего она уменьшается с возрастом, во время стрессов и психоэмоционального напряжения, при болезнях органов дыхания, сердца, сосудов, нервной системы, (а также, из наблюдений после проведенных уроков) от погодных и климатических условий. Но ДАС – функциональный показатель, обладающий свойством восстанавливаться.
Урокам предшествует работа педагога с родителями, где они знакомятся с методикой, показаниями и противопоказаниями, оформляют договор на посещение уроков. В школе оформлен стенд, в котором рассказывается о работе кабинета, о здоровье человека, даются рекомендации по здоровому образу жизни.
Занятие производится на базе стандартного компьютерного класса, оснащена аппаратным комплексом. В результате тренировок, которые длятся по времени совсем недолго, в течение 10-15 занятий можно исправить плохое самочувствие, снять психоэмоциональное напряжение, продышать негативную эмоцию, управлять своим эмоциональным состоянием в экстремальных ситуациях. Помимо этого, ученики получают возможность получить как теоретические, теоретико-практические и тематические уроки.
На теоретических уроках учащиеся получают такие знания, как «Что такое воздух», «Как мы дышим», «Что такое сердце», и т. д. На теоретико-практических уроках учащиеся получают возможность закрепить свои навыки и освоить диафрагмально-релаксационный тип дыхания, и с помощью тренажера Бос – увидеть, как синхронизируется работа его сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Тематические уроки - необходимы учащимся для овладения и систематизации знаний о здоровом образе жизни, и раскрывают вопросы правильного питания, мышцы, что такое стресс, закаливание и т.п.
Хочется отметить, что тренажер БОС «Здоровье», в своем арсенале имеет помимо основного блока урока, состоящего из 12 уроков поделенных на периоды - вводный, постановка дыхания, формирование навыка, закрепление навыка. Кроме основных уроков, есть еще и дополнительные, которые систематизированы по определенным темам - растения, животные, явления природы, праздники и т.п.
Тематические уроки позволяют:
во-первых – привлечь детей к урокам, повысить их мотивацию, (анимированная пчелка детей просто изумляет, ждут ее с нетерпением);
во-вторых – систематизируют знания об окружающем мире, учат сравнивать, классифицировать;
в-третьих - дети просто получают возможность эмоционального и эстетического развития от созерцания картин и объектов природы, а музыка учит детей расслабляться и получать удовольствие от уроков.
Диаграмма 1. Изменения, произошедшие с учащимися после пройденного курса БОС «Здоровье».
Выше приведенная диаграмма показывает влияние технологии БОС «Здоровье» на учащихся. Учащимся было предложено ответить на вопрос об изменениях, которые они наблюдают у себя после пройденного курса занятий на тренажере БОС – «Здоровье». Было опрошено 148 человек. Мы получили следующие данные:
- учащимся стало легче учиться – ответило 30% учащихся;
- поведение стало лучше – 14,8%;
- стали более спокойней – 19%;
- улучшилось настроение – 24%;
- лучше стали засыпать-19%;
- во время уроков чувствуют себя лучше – 23%;
- с хорошим настроением идут в школу- 16%;
- перед контрольной, стоя у доски, стали меньше волноваться – 8%;
- стали меньше пропускать занятия по болезни – 7 %;
- затруднились пока ответить – 9% учащихся.
Положительные результаты отмечают и родители. Как видим, применяемая технология здоровьесбережения имеет положительное влияние на здоровье учащихся.
Классные руководители, учителя-предметники используют метод диафрагмально-релаксационного дыхания на своих уроках в качестве физкультминуток, проводят классные часы, игры, викторины на тему «Здорового образа жизни». В школе имеется опыт создания социального проекта «Мы выбираем здоровый образ жизни», где учащиеся 4 б класса были активными соавторами, генераторами идей, участниками реализации данного проекта, который получил положительные отзывы не только учащихся, родителей класса, но и администрации школы.
Педагоги школы считают, что здоровый образ жизни должен занимать первое место в иерархии потребностей и ценностей человека. Нам необходимо научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Своим личным примером мы должны демонстрировать здоровый образ жизни, вооружать детей необходимыми навыками здоровьесбережения, только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение авторских образовательных технологий и методик в педагогической деятельности учителя начальных классов МОУ ‘’Лицей №1п. Львовский‘’ Синицыной Татьяны Николаевны.
Педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлен...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ – ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (мастер-класс в рамках программы "1 ученик - 1 компьютер".
Родительское собрание в рамках "1 ученик - 1 компьютер"...
Информационные технологии в педагогической деятельности учителя начальных классов
Правительство повсеместно внедряет компьютерные технологии и в школы, а значит, и учителю необходимо владеть данными компетентностями. Отсюда проблема: как со...
Использования современных образовательных технологий в педагогической деятельности.
Из опыта работы....
Современные образовательные технологии в педагогической деятельности учителя начальных классов
Современные образовательные технологии в педагогической деятельности учителя начальных классов...
«Современные образовательные технологии в практике работы учителя начальных классов на основе ФГОС»
Из опыта работы учителя начальных классов...
Использование Интернет-технологий в педагогической деятельности учителя начальных классов
Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Помочь учителю в реш...