Внеурочная деятельность по ФГОС " Мы – маленькие волшебники"
рабочая программа (1 класс) по теме

Догадина Ирина Анатолиевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_-_malenkie_volshebniki.docx33.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Заинская средняя общеобразовательная школа №6»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мы – маленькие волшебники

(художественно-эстетическая деятельность)

Пояснительная записка

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  •  быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

           

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является оригами.  

          Дети обладают способностями ко всем видам художественного творчества. Они способны целостно и одномоментно воспринимать окружающий мир, эмоционально сопереживать всему что видят и слышат. Сенсорное восприятие окружающего мира особенно развито у ребёнка в раннем возрасте. Необходимо не пропустить развитие того потенциала возможностей и способностей, которым обладает ребёнок.

         Один из способов развития творческих способностей: занятия изонитью. Занятия этим видом деятельности могут быть привлекательными и доступными для детей младшего школьного возраста, с интересом занимаются изготовлением простейших картин, эти занятия одинаково интересны как для девочек, так и для мальчиков.

         Опыт показывает, что занятия в кружке способствуют активному развитию у ребёнка:

  • мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
  • сенсорного восприятия;
  • глазомера;
  • логического мышления;
  • воображения;
  • волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.);
  • художественных способностей и эстетического вкуса.

         На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте.

Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».  

    Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объема сведений, с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания и умения в течении первого года, а далее дополнять их новыми сведениями и умениями.

    Центральное место на занятиях занимает практическая работа. Кроме непосредственно практической работы, определенное время отводится на приобретение обучающимися знаний познавательного характера, они изучают технику безопасности и санитарно – гигиенические требования к занятиям ручного труда.

    Программа обучения ручному труду содержит перечень изделий, изготовлением которых должны овладеть обучающиеся.

   Обучение ручному труду предусматривает проведение экскурсий и выставок в музее – мастерской Дома детского творчества, Заинского краеведческого музея  с целью изучения окружающего мира, знакомство с мастерами Заинского муниципального района и республики Татарстан, участия в районных выставках детей, участие в мероприятиях Дома детского творчества и посещения детских объединений.    Программа является составительской. Разработана,  с учетом возрастных особенностей.  Программа рассчитана на 4 года обучения, 2часа в неделю.

 

Цель программы: 

  • всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
  • Задачи программы: 
    Обучающие
  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
  • обучение различным приемам работы с бумагой.
  • применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
  • дать детям понятие о разных углах: величине, длине сторон.
  • дать понятие об окружности, хорде разной длины и её направлении.

Развивающие: 

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера.
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
  •  развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к фону.
  •  научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к искусству оригами, изонити
  • расширение коммуникативных способностей детей.
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Программа состоит из блоков:

1 блок – мир «Оригами»

2 блок – техника «Изонить»

  • История возникновения изонити
  • Развивает математические представления ( геометрические формы, ориентировка на плоскости)
  • Сенсорное развитие (цветовое восприятие)
  • Умственное воспитание (развитие абстрактного мышления, обучает плоскостному моделированию- умение составлять из окружностей и углов ( треугольников) изображения предметов и композиций, закреплять знания понятия «зеркальное изображение)
  • Трудовое воспитание (владеть иголкой, ниткой, шилом, работать с трафаретом, научиться технике работы с изонитью)
  • Физическое воспитание ( развить мускулатуру кисти рук, глазомер, остроту зрения)
  • Нравственное воспитание (воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность)
  • Эстетическое воспитание ( познакомить с новым видом художественной деятельности. Воспитать эстетический вкус, умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга, умение пользоваться знаниями, на других видах деятельности ( вязание, вышивка)
  • Речь. (развивать активной и пассивной словарь обучающегося, развивать объяснительную и доказательную речь, способствовать повторению словаря обучающегося математических терминов)
  • развивает пространственное воображение, память, творческие и  исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру    кистей рук, концентрацию  внимания, уверенность в своих силах и  способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет
  • учшает способность следовать устным инструкциям;
  •    расширяет коммуникативные способности;
  • воспитывает личность как члена общества с его нравственными,   патриотическими, интернациональными чувствами;
  • воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей,   самостоятельность и аккуратность при работе.

Планируемые результаты

освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

К концу обучения обучающиеся должны

знать

уметь

что такое оригами, изонить

подбирать бумагу нужного цвета

историю возникновения оригами,изонити

выполнять разметку листа бумаги

основные приемы работы, способ складывания базового треугольника

пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой

название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов

пользоваться чертежными инструментами, ножницами

название, приемы складывания модулей

собирать игрушки – «оригамушки»

необходимые  правила  техники  безопасности  в  процессе всех этапов работы

составлять композицию из готовых поделок

уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку

анализировать образец, анализировать свою работу

 последовательность выполнения новых вариантов изонити

 объяснять изученный материал;

принимать участие в проводимых выставках;

выполнять усложненные варианты работ

овладение техникой изонити.

 выполнять схемы нового варианта ниточного дизайна

Оценка  результатов  образовательной деятельности

        Наиболее  плодотворным  фактором, в  оценочной  работе  итогов  обучения, являются  выставки  работ  учащихся. В  одном  месте  могут  сравниваться  различные  модели, макеты, различные  направления  творчества. Параметры  оценивания  представленных  участниками  работ  могут  изменяться  в  зависимости  от  уровня  и  целей  проводимых  выставок. Выставки  позволяют  обменяться  опытом, технологией, оказывают  неоценимое  значение  в  эстетическом  становлении  личности  ребенка. Однако  выставки  проводятся  один–два  раза  в  учебный  год, творческая  же  работа  ребенка  постоянно  требует  поощрения  в  стремлениях.

      Одним  из  важнейших  оценочных  видов  становится  проведение  соревнований, в  процессе  которых  набираются  баллы  по  различным  характеристикам: качество  исполнения, дизайн, характеристики  движения   (скорость, дальность  и  т.п.). Ребенок, сравнивая  свою  модель  с  другими, наглядно  видит  преимущества  и  ошибки, получает  возможность  выработать  навык  анализа  для  дальнейшей  реализации  в  творчестве.

          Большое  значение  в  оценивании  итогов  обучения  имеют  разнообразные  конкурсы  к  «красным»  дням  календаря. Подарки, поделки, сувениры  с  элементами  художественного  конструирования  ребята  готовят  к  праздникам  с  большим  удовольствием. В  декоративном  решении  работы  детей  выглядят  красочно, празднично, а  иногда  и  фантастически.  Результативность  развития  художественного  мышления  ребят  оценивается  по  следующим  критериям: степень  оригинальности  замысла, выразительность  выполненной  работы, овладение  приемами  работы  в  материале. В  процессе  таких  занятий  более  интенсивно  развиваются  творческие  способности  детей (воображение, образное  и  техническое  мышление, художественный  вкус).

Содержание программы мир «Оригами»

1 класс (33 часа)

п/п

Наименование тем

Часы

Деятельность учащихся

Формирование   УУД

Дата

1

Знакомство с оригами 

2 ч.

       Знакомство  с  видами  бумаги  и её основными  свойствами, с инструментами для   обработки.  

Правила  безопасности  труда  при  работе  ручным  инструментом.

             

Познавательные                                        

 - формулирование познавательной цели;

Личностные

- мотивация учения;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- умение выражать свои мысли  полно и точно;

Регулятивные

- целеполагание;

- волевая саморегуляция;

2

Квадрат – основная форма оригами

4 ч.

        Знакомство с понятием «базовые формы».

        Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа).

        Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами.               Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.

Познавательные

- знаково-символические;

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- умение выражать свои мысли  полно и точно;

Регулятивные

- целеполагание;

- волевая саморегуляция;

Личностные

- самоопределение;

3

Базовая форма:
«Треугольник»  

6 ч.

Стилизованный цветок.

Лисёнок и собачка.

Яхта и пароход.

Стаканчик.

Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу».

Познавательные

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические

- моделирование

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- умение точно выражать свои мысли;

Регулятивные

- целеполагание;

- планирование и прогнозирование;

- контроль;

- коррекция;

Личностные

- нравственно- этическое оценивание;

- смыслообразование;

4

Базовая форма:
«Воздушный змей»

6 ч.

Кролик и щенок.

Курочка и петушок.

Сова.

Сказочные птицы.

Композиция «Домашние птицы на лужайке».

5

Базовая форма:
«Двойной треугольник»

4 ч.

Рыбка и бабочка.

Головастик и жук.

Лилия.

6

Базовая форма:
«Двойной квадрат»

4 ч.

Жаба.

Яхта.

Композиция «Островок в пруду».

7

Базовая форма «Конверт»

4 ч.

Пароход и подводная лодка. Композиция «В море».

8

Ёлочные игрушки.

3 ч.

История празднования Нового года. Складывание ёлочных игрушек на основе изученных базовых форм. Оформление класса и Новогодней ёлки в зале.

Познавательные

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

- поиск и выделение информации;

Коммуникативные

- постановка вопросов;

- умение точно выражать свои мысли;

Регулятивные

- планирование и прогнозирование;

- контроль;

- коррекция;

Личностные

- нравственно- этическое оценивание;

Содержание программы техника «Изонить»

1 класс (33 часа)


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие. Цели и задачи кружка. Вводный инструктаж по ТБ при работе с колюще-режущими инструментами.

1

1

2

2.

Последовательность выполнения угла. “Морковка”.

1

2

3

3.

Последовательность выполнения угла. “Домик”.

4

4

4.

Последовательность выполнения угла. “Рыбка”.

1

4

5

5.

Последовательность выполнения угла. “ Узор на закладке”.

4

4

6.

Последовательность выполнения угла. “Закладка с двумя углами”.

4

4

7.

Последовательность выполнения прямых углов.

4

4

8.

Кленовый лист”.

2

2

9.

Творческие работы

2

2

10.

Итоговое занятие

1

1

2

11.

Оформление выставочных работ

2

1

ИТОГО:

4

30

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа 1-4 классы внеурочной деятельности по ДПИ "Маленький мастер"

программа 1-4 классы внеурочной деятельности по ДПИ "Маленький мастер"...

ЗАНЯТИЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО: «СТАНЕМ ВОЛШЕБНИКАМИ»

Тема занятия: Плоскостные композиции из  модулейЦель: формирование художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овла...

Программа внеурочной деятельности "Художественное творчество: станем волшебниками"

Программа внеурочной деятельности для 4 класса "Художественное творчество: станем волшебниками"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Маленькая страна» для 2-х классов (социальное направление)

Во время прохождения занятий кружка "Маленькая страна" предполагается, что у обучающихся произойдёт формирование следующих умений и способностей для успешной адаптации в социуме: умени...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество: станем волшебниками"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество: станем волшебниками"...

Сценарий урока внеурочной деятельности «Альбом воспоминаний Маленького принца»

Занятие разработано на основе УМК «Учусь учиться»автор Дзятковская Е.Н. Цель таких занятий развитиеэкологической грамотности через формирование уучащихся умений учиться, умений общаться, у...