Формирование УУД у младших школьников
статья на тему
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:Формирование УУД у младших школьников. |
Тема: Формирование универсальных учебных действий в свете реализации новых стандартов второго поколения.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.
Универсальные учебные действия это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
В широком смысле слова универсальные учебные действия означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.
В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие учитель группа совместно действующих детей является исходной формой учебного сотрудничества в классе.
С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД) К ним относятся:
целеполагание, как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?) Далее, учащиеся разгадав ребусы, самостоятельно формулируют тему урока.
Я пришла к выводу, что наличие традиционной самостоятельной работы предполагает закрепление знаний на репродуктивном уровне, т.е. при применении их по образцу или в сходных ситуациях, а творческие задания предполагают применение знаний в измененных ситуациях. Задача учителя найти такие методы (а это методы развивающего обучения), при которых была бы обеспечена активная мыслительная деятельность всех учащихся при контроле и участии педагога. Мной представлены разные этапы урока и формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка, математики и окружающего мира.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
Изучение нового материала | - Попробуем выяснить, что значит быть здоровым? Выберите слова для характеристики здорового человека. - А чтобы быть сильным, ловким, крепким, подтянутым, какие действия должен совершать человек?
- Сегодня на уроке мы будем говорить о питании человека. Чтобы ощущать себя здоровыми людьми, надо не просто кушать, а правильно питаться. Вы наглядно сейчас в этом убедитесь. Анализ ситуации 1 . Вспомните одного из любимых сказочных героев – Винни - Пуха, когда он был в гостях у Кролика. - Что с ним приключилось и почему? - Какой совет дадите Винни - Пуху? - Анализ ситуации 2. А сейчас я начну рассказывать сказку, а вы продолжите. «Жил-был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с ней случилась беда». - Какая случилась беда с принцессой? Какие советы вы дадите, чтобы принцесса поправилась? - Итак, подведём итог. Какую информацию мы выяснили пока о правильном питании?
- Есть такие продукты, которые люди должны есть каждый день. А что это за продукты вы сейчас узнаете. Внимательно послушайте стихотворение Ю. Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла…» - Кто из вас запомнил, что принесла хозяйка? Как это всё назовём? - Какие овощи ещё вы знаете? - Как отличить овощи от фруктов? - Как назовём картинки, которые остались? - Как отличить фрукты от овощей? - Самостоятельно соедините название фрукта с рисунком. Посмотрите на экран. Проверьте, если есть ошибки, исправьте. Меняемся тетрадями с соседом по парте - Названия овощей подчеркните зелёным карандашом, а названия фруктов – красным. - Ребята, какие из этих овощей и фруктов выращивают в нашей местности, а какие привозят из далёких краёв? Подумайте, для чего человеку необходимо есть овощи и фрукты каждый день? - Чем полезны? Если обучающиеся не смогли ответить на вопрос, то фиксируется затруднение. - Какие витамины содержатся в овощах и фруктах? Сможете ли распределить эти овощи и фрукты на группы в зависимости от тех витаминов, которые в них содержатся? | Работа с текстом (Заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, хорошо питаться.)
Он много съел в гостях, не смог выйти через дверь наружу. Не переедать.
Принцесса ела много сладкого, у неё заболели зубы, живот. Пища должна быть разнообразной.
Питание должно быть разнообразным. Не нужно переедать.
Картошку, капусту… Овощи. Лук, чеснок… Они растут на грядках. Фрукты. Растут обычно в саду, они обычно сладкие, кроме лимона. Фрукты содержат большое количество витаминов.
Витамины В и С. | П: анализ, классификация. Л: соотношение поступка и события с принятыми этическими принципами. Р: выбор способов решения проблемы, регулировать деятельность учащихся и соотносить текст иллюстрации к нему и соответствующие выводы. П: использование знаково-символических средств. Р: внесение необходимых дополнений и корректив в действия обучающихся в случае расхождения ожидаемого результата с эталоном. П: логические действия обучающихся, решение проблемы.
П: классификация по признакам.
П: анализ, классификация. Р: внесение необходимых дополнений и корректив в действия обучающихся в случае расхождения ожидаемого результата с эталоном. П: логические действия обучающихся, решение проблемы. К: взаимопроверка тетрадей, выявляются проблемы в усвоении текущих знаний,
П: анализ, классификация.
|
Р — регулятивные УУД; К — коммуникативные УУД; П — познавательные УУД; Л — личностные УУД
Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что на занятиях курса окружающего мира в начальной школе необходимо вводить наблюдение, сопоставление фактов, выполнение творческих заданий, решение проблемных ситуаций, требующих от ученика начальной школы размышлений и доказательств, что будет способствовать решению актуальной задачи современного начального образования — формированию и развитию универсальных учебных действий.
Название проектной задачи | Периметр прямоугольника |
Предмет | Математика |
Класс | 2 |
Тип задачи | Предметная рефлексивная |
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) | 1. Повторение основных операции при выполнении чертежа к геометрической задаче. 2. Получение дополнительных знаний по пройденной теме, отработка новых действий. 3. Проверка умений учащихся пользоваться предложенной информацией, представленной в различных видах, и на ее основе осуществлять выбор оптимального решения. 4. Развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах. |
Знание, умения и способы действий, на которые опирается задача | 1. Умение учащихся выполнять чертеж прямоугольника. 2. Умение анализировать и делать выводы. 3. Владение основными математическими действиями для решения задачи (сложение и умножение). 4. Умение выбирать оптимальный вариант решения. |
Общеучебные умения
| 1. Работа согласно алгоритму (умение действовать по плану, по образцу). 2. Работа с разными видами информации. 3. Работа в малой группе (коммуникативная компетентность): взаимодействие, взаимопомощь, взаимоконтроль |
Планируемый педагогический результат | 1. Произошло усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях. 2. Сформированы знания и умения при работе с прямоугольником. 3. Сформировано умение, работая в малой группе, начертить прямоугольник и вычислить его периметр разными способами. |
Критерии оценки сформированности УУД | Оценивается: 1. владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий; 2. умение применять их для решения практической задачи; 3. умение действовать согласно инструкции; 4. умение обосновывать решения; 5. публичная презентация результатов (выступление — демонстрация своего прямоугольника). Оценивание взаимодействия учащихся при работе в малой группе и делается общий вывод об уровне работы (при взаимопроверки результатов совместной деятельности). |
Формы и методы по реализации проектной задачи | Творческие задания, работа в микро группах (4 чел.), игровые технологии, ИКТ. |
Материалы | Презентация, демонстрирующая варианты вычисления периметра, задания для учащихся каждой группы, карточки с заданиями, проектор, интерактивная доска |
Формируемые и оцениваемые УУД | 1. личностные УУД — произвольность регуляции поведения и деятельности: в форме построения предметного действия в соответствии с заданным образцом и правилом, формирование адекватной позитивной осознанной самооценки; 2. коммуникативные УУД — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; 3. познавательные УУД — постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием ИКТ или других источников информации; 4. регулятивные УУД — составление плана и последовательности действий; оценка результатов работы. |
Особую роль в формировании личностных УУД играют внеклассные мероприятия.
К личностным УУД относятся:
положительное отношение и выработка положительной мотивации к учению , к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования.
Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/21/picture-1884-1553166029.jpg)
Формирование правовых представлений младших школьников во внеурочной деятельности
Программа факультативного курса.Содержание данной Программы рассчитано на учащихся начальной школы. Программа “ Я – гражданин России ” направлена на знакомство с нормативно–правовой базо...
![](/sites/default/files/pictures/2010/10/05/picture-2940.jpg)
Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
Дипломная работа....
![](/sites/default/files/pictures/2010/10/05/picture-2940.jpg)
Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
Дипломная работа....
![](/sites/default/files/pictures/2010/09/28/picture-2672.jpg)
Формирование нравственных качеств младших школьников на гуманистических народных традициях.
Доклад на педсовете....
ИКТ компетентности учителей начальных классов как фактор формирования мотивации обучения младшего школьника
С введением новых образовательных стандартов одной из ключевых компетентностей учителей начальных классов является информационно-коммуникационная компетентность....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/20/picture-463167-1408511056.jpg)
«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/21/picture-1145267-1558431200.jpg)
Методическая разработка по формированию толерантности у младших школьников: игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"
В занятии дети учатся пониманию толерантности и интолерантности. Задача занятия - научить детей проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе б...