Главные вкладки

    Методическая разработка по формированию толерантности у младших школьников: игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"
    методическая разработка (3 класс)

    Остапова Наталья Петровна

    В занятии дети учатся пониманию толерантности и интолерантности. Задача занятия - научить детей проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, стремиться к мирному будущему.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"

    Программа  тренинга.

    Теория

    Толерантность  означает  уважение,  принятие  и  правильное  понимание  богатого многообразия  культур  нашего  мира,  наших  форм  самовыражения  и  способов  проявления  человеческой  индивидуальности.  Толерантность  делает возможным  достижение  мира  и способствует  замене  культуры войны  культурой мира.  Проявление толерантности  не  означает  терпимого   отношения к социальной  несправедливости,  отказа  от  своих  убеждений или уступки  чужим.  Толерантность  означает,  что  каждый  свободен  придерживаться  своих  убеждений  и  признает  такое же  право  за  другими;  означает  признание  того,  что  люди  по  своей  природе  различаются  по  внешнему  виду,  положению, речи, поведению  и ценностям, обладают  правом  жить в мире и сохранять свою индивидуальность  и  не могут навязывать взгляды одного человека другим.  

    Ведущий:  Давайте сделает разминку и попробуем с вами поиграть

    Упражнение "Чем мы похожи"

    Процедура проведения. Школьник  встаёт с места  и обращается  к своему ровеснику, например:  "Света, мы с тобой похожи, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)". Света  встает и обращается к кому-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие выступят.

    Ведущий:  А теперь поговорим о противоположном качестве личности - интолерантности

    Интолерантность  - это  неприятие  другого  человека,  неготовность  к сосуществованию с другими людьми; интолерантность  проявляется  через деструктивное, конфликтное, агрессивное  поведение. Можно  выделить  следующие уровни  существования толерантности: цивилизационный, международный, этнический, социальный, индивидуальный. Толерантность цивилизационная подразумевает  ненасилие в контактах различных культурных  цивилизаций. Толерантность  в международных отношениях является условием сотрудничества и мирного сосуществования государств вне зависимости от их величины, экономического  развития, этнической или религиозной принадлежности их населения. Этническая толерантность выражается в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, мнениям и идеям, проявляется в разных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора, когда выработанные в ином социально – культурном образе жизни  этнические стереотипы и нормы не срабатывают, а новые нормы или стереотипы находятся в стадии формирования. Этническая толерантность личности обнаруживается и в проблемно – конфликтных ситуациях взаимодействия с представителями других этнических групп. Социальная толерантность – это форма партнерского взаимодействия между разными социальными группами общества, его властными структурами, когда признаются необходимость такого сотрудничества и уважение позиций сторон. Она направлена на равновесие и гармонизацию отношений в обществе, признает право на объединение людей для защиты своих прав и интересов. На индивидуальном уровне толерантность  является уважением к другой личности, пониманием того, что существуют взгляды, отличные от собственных; каждый человек оценивается по его конкретным чертам и поступкам, а не  на основе ожиданий, связанных с его национальными, религиозными и другими характеристиками.

    Ведущий: Так давайте  попробуем дать характеристику толерантной личности  (просим детей поднимать руки и называть качества толерантной личности)

    Характеристика  толерантной личности:

    - терпение

    - доверие

    - умение владеть собой

    - снисходительность

    -- доброжелательность

    - умение не  осуждать других

    - терпимость к различиям

    - способность к сопереживанию

    -умение слушать

    Упражнение "Комплименты"

    Процедура проведения. Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: "Дима, ты очень справедливый человек" или "Катя, у тебя замечательная прическа". Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

    Ведущий:  А сейчас проверим как вы усвоили материал

    Задания:

    1. Какой ты дома?

    1. Младший братишка сломал твою игрушку…

            Ты его прощаешь, он сделал это не нарочно…

            Ты ударишь его…

            Ваш вариант ответа.

                   Как вы поступите?

    2. Ты поссорился со своей сестрой…

            Ты пытаешься объясниться с ней…

            Ты обижаешься и мстишь ей за это…

            Ваш вариант ответа.

                   Как вы поступите?

    3. Тебе не хочется идти на прогулку со своими родными…

            Ты устраиваешь истерику, чтобы не идти гулять…

            Ты идешь с ними гулять, чтобы они были довольны…

            Ваш вариант ответа.

                      Как вы поступите?

    2. Какой ты в школе?

    1.В классе учитель уже спросил тебя…

            Тебе хочется ответить еще, ты будешь подскакивать на месте, говоря: «Спросите меня…»

            Ты предоставишь другим возможность ответить….

            Ваш вариант ответа.

    Как вы поступите?

    2. Ваш одноклассник одет хуже, чем ты…

            Для меня это не важно.

            Ты подсмеиваешься над ним.

            Ваш вариант ответа.

    Как вы поступите?

    3. На твоих глазах поссорились два твоих одноклассника, началась драка...

            Ты пытаешься разнять и примирить их.

            Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

            Ваш вариант ответа

    Как вы поступите?

    Как вы поступите в такой ситуации: Ты не согласен с кем-нибудь..

            Ты все-таки слушаешь его…

            Ты не даешь ему говорить…

            Ваш вариант ответа.

                       Как вы поступите?

    Пожилая женщина медленно идет.

            Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

            Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

            Ваш вариант ответа.

    Как вы поступите?

    Выполнение и объяснение заданий

    Завершение

    -Вы поняли, что такое толерантность?

    Командам даётся по три минуты, чтобы вспомнить слова, а наши помощники вам помогут записать слова.

    Уважение       Доброта      Сопереживание      Дружба

    Понимание      Поддержка      Терпимость

    Проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, стремиться к мирному будущему.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование толерантности у младших школьников через олимпиады по истории и культуре Санкт- Петербурга

    Основные цели Способствовать тому, чтобы ребенок смог воспринимать: * городские объекты, семейные реликвии, городские семейные традиции как наследие, необходимое всем петербуржцам ( в том числе и ли...

    Формирование толерантности у младших школьников в условиях поликультурного образования

    Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная возможн...

    Методическая разработка по теме: "Воспитание толерантности младших школьников".

    В разработку входят игры на обучение общению, УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ  ТОЛЕРАНТНОСТИ, НА РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ, УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СОТРУДНИЧЕСТВА....

    КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Формирование толерантности у младших школьников на уроках эрзянского языка в условиях поликультурного образования»

    1.Введение. Актуальность темы.2.Цели и задачи3.Гипотеза 4.Ожидаемые результаты5. Содержание деятельности по формированию толерантности младших школьников в условиях поликультурного образован...

    Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России через формирование толерантности у младших школьников

    Духовно-нравственное воспитание-непрерывный процесс, который начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь....

    Статья "Формирование толерантности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе"

    В статье "Формирование толерантности у младших школьников в учебно - воспитательном процессе" отражены основные задачи.принципы, условия формирования толерантности у детей....