Формирование толерантности у младших школьников в условиях поликультурного образования
материал по теме

Пучкина Валентина Васильевна

Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная возможность к толерантному поведению

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК

                                                                        

Пучкина В.В.                             МКОУ «Болотниковская ООШ» Лямбирского района Республики Мордовия

Формирование толерантности у младших школьников в условиях поликультурного образования

Российский ребенок, жизнедеятельность которого с первых месяцев и лет протекает в семье конкретного этноса, воспитывается в рамках одной, преимущественно национальной культуры, а общение в социальной среде и обучение в школе с каждой из культур составляет с одной стороны, поликультурную направленность его личности, ее толерантность. Поэтому постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурной России является, по моему мнению, актуальной и прогрессивной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость, поскольку в поликультурных условиях особую важность приобретает задача консолидации общества на основе толерантных ценностей, готовности защиты интересов личности  ребенка и общества в целом. Вот почему одно из центральных мест в России выдвинута идея формирования миротворческой личности, которая связана с формированием толерантности, миролюбия, позитивного и конструктивного решения жизненных проблем. Российская гуманистическая культура обладает значимым миротворческим потенциалом, который должен быть реализован как в государственных масштабах, так и в педагогическом процессе.

Только толерантная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и добро-творчески мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом.

        Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка младшего школьного возраста.

        Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная возможность к толерантному поведению.

Республика Мордовия является многонациональным,  поликультурным субъектом РФ, где вот уже многие века бок о бок живут в мире и согласии русские, мордва, татары, украинцы и представители многих других народностей, поэтому толерантность следует считать непременным условием процветания нашего мордовского края.

Формирование межэтнической толерантности представляет собой сложный и достаточно длительный процесс и уважение к людям другой национальности, другой культуры нужно воспитывать с раннего детства, уже в семье, а в школе большая роль отводится именно младшему школьнику. Тем более учебный план позволяет это делать.

 В нашей школе уже со 2 класса изучается эрзянский язык. И это правильно, В младшем школьном возрасте происходит не только систематизация знаний о других народах и культурах, но и закладывается отношение к ним, своеобразная их «оценка», основы поведенческой модели к своей и другим этническим группам.

 Я с 1989 года в данной школе  работаю учителем начальных классов. У нас обучаются дети русской, мордовской и татарской национальности. Внешне, вроде бы, не стоит остро  вопрос об этнической толерантности. Однако приходится слышать от младших школьников такие реплики, когда возникают конфликтные ситуации: «Ты мордвин!» или «Ты татарин!». Дети еще неосознанно произносят эти слова, они не понимают, чем отличается мордвин от татарина или от русского. Но  дома слышат разговоры взрослых, когда те выражают свое негативное отношение к людям других национальностей и ребенок начинает подражать своим родителям. Поэтому нужно ненавязчиво, тактично  убеждать детей, что все люди одинаковы, независимо от их вероисповедания, языка, культуры.  Таким образом,  стирая межэтнические грани, или, хотя бы делая их менее заметными, наша задача  научить младших школьников быть терпимее друг к другу, сформировать у них понятие, что мы одна большая многонациональная семья и мы в ней все братья и сестры.

Я, как носитель эрзянской культуры, провожу большую работу по пропаганде культуры своего народа, а так же народов, населяющих нашу республику. Дети с огромным интересом занимаются на уроках, легко запоминают эрзянские слова и речевые обороты, учат стихи эрзянских поэтов, с легкостью переводят тексты с русского языка на эрзянский и наоборот. Больший интерес к эрзянскому языку проявляют дети татарской национальности. Они с удивлением находят, что у эрзи и татар много  общих слов (алаша, куяр, кирмалав и др.).Мониторинг показал, что учащиеся начальных классов эрзянский язык выбрали любимым предметом. Это меня приятно удивило. А еще большую радость доставили мои ученицы-татарочки, которые заняли первое место в муниципальной олимпиаде по родному языку. И на республиканской досталось место победителя.

Определенная роль в системе формирования межэтнической толерантности принадлежит внеклассной и внеурочной работе, так как она предоставляет широкие возможности для неформального общения учеников с учителями и между собой, создает условия для свободного, не ограниченного рамками программы, взаимопонимания культурных особенностей разных народов через совместную практическую деятельность. При этом школьники получают возможность проявлять свою индивидуальность.

  С этой целью  мы делаем проекты, посвященные истории мордовского народа, знаменитым людям, выходцам из Мордовии и другие. Наряду с эрзянским фольклором, изучаем русский и татарский фольклор.Узнав об этом, мама одной из моих воспитанниц подарила в нашу классную библиотеку сборник  татарского сказочника Габдуллы Тукая.   Мы слушаем аудиозаписи татарских, русских и мордовских песен. Дети с большим удовольствием исполняют некоторые из них. Да что скрывать, любительница попеть, я и сама могу исполнить любимые песни.  

  Классные часы на тему: «Учимся жить в многоликом мире», «Поделись улыбкою своей» и другие делают детей терпимее к недостаткам других, мягче. Моим воспитанникам очень нравится, что на 8-е Марта, девочки вместе с мамами готовят на конкурс свое национальное блюдо, исполняют песню или читают стихотворение на родном языке. На мой взгляд, данные мероприятия сплачивают многонациональный классный и родительский коллектив.

Воспитывая в детях толерантность, я, конечно, понимаю, что должна быть им примером во всем: в поведении, в уровне образования. Поэтому занимаюсь самообразованием. По проблеме толерантности воспитания младших школьников я выступила на 4 Всероссийской научно-практической конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы»

Мною составлена программа курса внеклассной воспитательной работы «Фольклор земли мордовской», которая способствует формированию толерантных отношений между учащимися.

Учебно-тематический план программы включает такие темы как «Мы живем в многонациональной семье», «Вирява и ее владения», «Русские и мордовские музыкальные инструменты», «Предания и легенды мордвы», а также предполагает посещение центров национальной культуры г. Саранска, таких как Музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Мордовский национальный театр им. И. М. Яушева, краеведческий музей.

С данной программой я участвовала в районном конкурсе «Учитель года -2011», «Калейдоскоп методических идей», а так же в республиканском конкурсе «Новое в образовании – 2011» и была отмечена грамотой Профсоюза работников образования.

        Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми.

        Как показывает анализ практики, выше рассматриваемый процесс происходит стихийно. Для того чтобы сделать его целенаправленным, необходима организованная педагогическая деятельность в школе. На сегодняшний день, когда имеет место нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях, вакуум, в который попадают многие учащиеся, способна заполнить полноценная работа педагогов школы с воспитанниками.

Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

На мой взгляд, воспитательная работа, проводимая  на уроках и  внеурочное время,   способствует повышению  эффективности формирования толерантности у младших школьников в условиях поликультурного образования.

А в стране в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно, недостаточно. Толерантность нужно воспитывать.

Литература

1.Степанов В.П. Толерантный человек: как его воспитать? // Народное образование. – 2001. – №6.

2.Сергеева В. Воспитание межнационального согласия в коллективе // Сельская школа. – 2004. – №5.

3.Выгодский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

4.Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости// Педагогика. – 2000. – №4.

5.На пути к толерантному сознанию /Под ред. А.Г. Асмолова. – М., 2000.

6.Риэрдон Б. Толерантность – дорога к миру. – М., 2001.

7.Рожков М.Н. Байбородова Л.В. Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. – Ярославль, 2003.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути формирования успешной личности младшего школьника в условиях модернизации начального образования.

Материал прочитан на районных секционных занятиях учителей начальных классов. В этом выступлении освещались вопросы,касающиеся реализации формирования успешной личности....

Воспитательный проект "Воспитание толерантности у младших школьников в условиях межнационального общения"

В материалах размещен проект реализация которого способствует развитию толерантности у детей младшего школьного возраста...

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Формирование толерантности у младших школьников на уроках эрзянского языка в условиях поликультурного образования»

1.Введение. Актуальность темы.2.Цели и задачи3.Гипотеза 4.Ожидаемые результаты5. Содержание деятельности по формированию толерантности младших школьников в условиях поликультурного образован...

Педагогический проект «Воспитание толерантности у младших школьников в условиях современного образования»

В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:эт...

Статья "Организационно-педагогические условия формирования толерантности у младших школьников".

Международная научно-практическая конференция "Научно-технический прогресс как фактор развития современной цивилизации"14.11.2017г....

Методическая разработка по формированию толерантности у младших школьников: игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"

В занятии дети учатся пониманию толерантности и интолерантности. Задача занятия - научить детей проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе б...

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды начальной школы.

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной  образовательной среды начальной школы....