Формирование и развитие личности ребёнка в процессе исследовательской деятельности младших школьников.
статья (2 класс) на тему

Мамченко Наталья Викторовна

Как можно организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у учащихся мыслительных и исследовательских умений, необходимых для самостоятельного учения? Программа внеурочной деятельности "Я-исследователь" позволяет формировать и развивать личность ребёнка-исследователя. В работе представлены этапы занятия-исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья.31.86 КБ

Предварительный просмотр:

Мамченко Наталья Викторовна, учитель начальных классов.

Тема выступления: «Формирование и развитие личности ребёнка в процессе исследовательской деятельности младших школьников».

Образован не тот, кто много знает,

                                                                    а тот, кто хочет много знать и кто

                                                    умеет добывать эти знания.

                                                                                                  В.П. Вахтеров

        Хорошо известно, что в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей имеются особо благоприятные внутренние предпосылки для развития исследовательского отношения к миру. Развитие исследовательского отношения к миру непосредственно связано с развитием познавательных интересов, которые становятся пусковым механизмом для осуществления детьми больших и малых исследований, позволяющих им не только узнать много нового об окружающем мире, но и приобрести универсальные способы его познания – исследовательские умения.

           Как справедливо отметил В.П. Вахтеров, ребёнок и в своей обыденной жизни, и в школе, и в играх всё время наблюдает и производит опыты, сравнивает, систематизирует, анализирует и обобщает, т.е. делает то, что характеризирует деятельность учёного. Разница заключается только в том, что делает это он неумело, пользуясь самыми примитивными и доступными ему приёмами.

           Как можно организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие  у учащихся мыслительных и исследовательских умений, необходимых для самостоятельного учения?  Как направить деятельность обучающихся на достижение личностных результатов?

           В условиях внедрения в школу ФГОС реализуется программа внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Воспитательным эффектом внеурочной деятельности является влияние того или иного духовно – нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка (последствие результата).

Направления внеурочной деятельности разные, но я отдала предпочтение программе « Я – исследователь», потому что:

         в – первых, в учебном тематическом плане часы разделены на теоретические и практические, аудиторные и внеаудиторные. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер;

        во – вторых, проектно – исследовательская деятельность младших школьников имеет свои отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
  • в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
  • проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
  • проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
  •  предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
  • в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одарённостей к различным видам деятельности.

Программа «Я - исследователь» создана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. У программы есть свои отличительные особенности, свои принципы.

Принцип системности

Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманности

Уважение к личности ребёнка.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей не всех этапах – исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности

И взрослому, и ребёнку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценён, то в последующих делах он будет ещё более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип стимулирования

Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

        Вашему вниманию я предлагаю:

Учебно - тематический план программы.

П/п

Наименование разделов

Количество часов

1кл

Аудиторные

Внеаудиторные

Всего

1.

Проект

1

2

3

2.

Структура учебно-исследовательской деятельности

3

3

6

3.

Самостоятельная исследовательская  практика

5

6

11

4.

Мониторинг  исследовательской  деятельности учащихся

4

9

13

     Итого:                                           13                              20

33

Рассмотрим, как формируется и развивается личность ребёнка в процессе исследовательской деятельности на разных её этапах.

Исследовательская деятельность  младших школьников.

1.Этап мотивации, или создания проблемной ситуации, выбор темы исследования.

           Любой поиск нового знания начинается с возникновения у ребёнка какого-то вопроса, трудности, невозможности что-то осуществить, т.е. проблемы. Если у ребёнка вопрос не возник и проблема не сформулирована в той или иной форме, то не может быть и подлинного исследования, предполагающего творческий поиск решения проблемы, возникшей у ребёнка. Формулирование проблемы или исследовательского вопроса ведёт к готовности и способности обучающихся к самоопределению, саморазвитию, пониманию смысла своей деятельности. Формируются личностные действия – Я ХОЧУ. Для создания проблемных ситуаций применяю три основных способа:

  1. приём ключевых слов;
  2. приём загадки – интерпретации;
  3. выполнимое/невыполнимое действие.

Личностными результатами будут:

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- умение формулировать исследовательские вопросы;

-умение формулировать гипотезы и обосновывать их.

2. Этап исследования, поиск вариантов решения и сбор информации.

           Актуализация поиска новой информации создаёт прекрасную почву для привлечения ребёнка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами.  В качестве источников информации могут выступать отдельные предметы (книги, фильмы), организации (музеи, библиотеки, научные институты, предприятия); мероприятия (экскурсии); отдельные люди (родители, специалисты, учителя старших классов); методы (наблюдение  и эксперимент). Формируются личностные действия – Я  МОГУ.

Результатами будут:

- осмысление организации собственной деятельности;

 - формирование умения добывать нужную информацию разными способами;

- формирование навыков взаимодействия с окружающими людьми и событиями;

- формирование уважительного отношения и терпимости к иному мнению;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

- развитие самостоятельности  и личной ответственности за свои поступки.

3. Этап обобщения полученных знаний и подготовка к представлению результатов (обмен информацией).

          Как проанализировать  и обобщить полученную информацию, выделить главное, исключить второстепенное и, наконец, в каком виде представить? Здесь первое время никак не обойтись без деликатной помощи взрослого.

         Личностными результатами будут:

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми;

- знание способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями;

- развитие навыков исследовательской деятельности, воспитание интереса к предмету;

- раскрытие красоты науки, развитие к ней интереса;

- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно – следственные связи в окружающем мире.

4. Этап защиты результатов исследования и применения знания.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.   Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят. 
Презентация проекта. 
         Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
          Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.  Формируются личностные действия – Я  ЗНАЮ.

          Этот этап может послужить источником для возникновения и постановки новых вопросов, разрешение которых вызывает необходимость проведения следующего дедуктивного или индуктивного исследования.

           Основными результатами будут:

- возможность использования найденного принципа или идеи в других условиях, применение;

- мотивация возникновения проблемной ситуации для проведения ещё одного исследования;

-развитие способности к самоуправлению своей деятельностью – рефлексивной саморегуляции;

- готовность и способность вести монолог и диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

        В заключение хочу отметить, что отличительной чертой такого занятия- исследования является целостность, т.е. связность всех его этапов и их подчинённость одной функции – открытию или доказательству какого-то нового знания, идее и обеспечиваются двумя важнейшими компонентами – мотивацией и обобщением.

Используемая литература:

  1. «Развитие исследовательских умений младших школьников» Под редакцией Н.Б. Шумаковой Москва «Просвещение» 2011г.
  2. «Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения» Л.А.Чистякова Иркутск 2012г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграционные процессы в исследовательской деятельности младших школьников.

В работе представлен материал, отражающий интеграционные процессы в обеспечении качества начального школьного образования. Работа будет интересна тем, кто изучает и решает проблемы интеграции для обес...

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования творческой личности

Перечень универсальных учебных действий и умений, которыми должен овладеть школьник к концу обучения в начальной школе, впечатляет. Понимая безусловную значимость таких умений, как формулирование и до...

Модель управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников в образовательном процессе

В представленной статье описывается построение модели управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарт...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ОВЛАДЕНИИ ЗНАНИЯМИ И ПОДДЕРЖКИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЁНКА

 Учиться – это значит осознавать личную ответственность за результаты обучения и владеть умениями самообучения. Программа развивающего обучения Л.В.Занкова ориентирована на развитие и...

Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности младших школьников

   Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом определено формирован...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...

Организация исследовательской деятельности младших школьников как условие развития личности

В статье раскрываются основы организации иссследовательской деятельности младших школьников. Исследовательское поведение, оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и ус...