Дифференциация обучения на уроках физической культуры.
методическая разработка на тему

Выступление на школьном педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_obucheniya.docx13.99 КБ

Предварительный просмотр:

     ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ  ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

 Современные концепции среднего образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Обучение должно быть «вариативным к индивидуальным особенностям школьников». Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференциация обучения.

Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся.  Организация учителем внутри классной дифференциации включает несколько этапов.

 1.Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.

 2.Проведение диагностики по выбранному критерию.

3.Распределение детей по группам с учетом результатов диагностики.

4.Выбор способов дифференциации, разработка разно уровневых заданий для созданных групп учащихся.

 5.Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.

6.Диагностический контроль  за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.

 В работе со старшими школьниками целесообразно использовать два основных критерия дифференциации: обученность и обучаемость. По мнению психологов, обученность — это определенный итог предыдущего обучения, т.е. характеристики психического развития ребенка, которые сложились у него к сегодняшнему дню. Показателями обученности могут служить достигнутый учеником уровень усвоения знаний, уровень усвоения навыков и умений, качества знаний и навыков (например, осознанность), способы и приемы их приобретения.

Если обученность является характеристикой актуального развития, т.е. того, чем уже располагает ученик, то обучаемость — характеристика его потенциального развития. С этой точки зрения понятие обучаемость близко к понятию зона ближайшего развития, предложенного Л.С. Выготским. Важными показателями высокого уровня обучаемости являются восприимчивость к помощи другого человека, умение осуществлять перенос, способность к самообучению, работоспособность и др.

 Рассмотрим различные способы дифференциации, которые могут быть использованы на уроке, на этапе закрепления изученного материала. Они предполагают дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, трудности, объему. Используя разные способы организации деятельности детей и единые задания, учитель дифференцирует их  

а) по  степени самостоятельности учащихся;

 б) по  характеру помощи учащимся;

в) по  форме учебных действий.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор.

 1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

 Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

 К репродуктивным заданиям относятся, например, ответ на вопросы хорошо изученных тем. От учащихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.

К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных.  Ученикам приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации,  осуществлять более сложные мыслительные и двигательные действия, создавать новый продукт. В процессе работы над продуктивными  заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.

  . Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости  даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным — творческие задания на применение знаний в новой ситуации.

2. Дифференциация заданий по объему учебного материала.

 Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся, уровнем физической подготовки и особенностями  здоровья.  

3. Дифференциация по выбору  физических упражнений и заданий.

Этот способ используется для учёта особенностей здоровья  учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

Технология дифференцированного обучения на уроках физической культуры.

научная статья по теме: " Технология дифференцированного обучения"...

Доклад. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КЛИМАТА

Доклад.  НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА  УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КЛИМАТА...

Методическая разработка по предмету: «Физическая культура» Тема: «Развитие физических качеств учащихся методом круговой тренировки на уроках физической культуры»

    Круговая тренировка включает в себя различные комплексы упражнений, которые являются в свою очередь основными средствами физического воспитания, с помощью которых у школьников фор...

Использование теоретических заданий в процессе обучения на уроках физической культуры (раздел программы "Плавание") (статья по теме самообразования)

Дается описание системы работы на уроках плавания. Представлены задания по предмету, для оценивания теоритечекого знания и понимания учебного материала....

Дистанционное обучения уроков физической культуры. Комплексы домашних заданий 1-4 классы по физической культуре в условиях дистанционного обучения.

Урок физической культуры по своей актуальности и значимости является, испокон веков, носителем здоровья. Но в настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления&r...

Доклад. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КЛИМАТА

Доклад.  НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА  УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КЛИМАТА...