Обучение решению текстовых задач
методическая разработка (3 класс) на тему

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: "Обучение решеению текстовых задач". К тексту выступления прилагаются памятки и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Памятки12.83 КБ
Файл Выступление13.89 КБ
Office presentation icon презентация145 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ задачи

  1. Вопрос задачи.

  1. Что для этого надо знать?

      (2 числа)

  1. Предположим, что оба числа      известны, какое действие выполним?

  1. Что известно?

  1. Что неизвестно?

Анализ текста задачи (краткая запись)

  1. Прочитать задачу.
  2. Подчеркнуть числа.
  3. Объяснить, что обозначает каждое число. (кратко, выбрать главное слово)
  4. Показать вопрос задачи.

Рыбаки вытащили сеть с 63 рыбами. Среди них было 17 лещей, а остальные – окуни. На сколько больше было в сети окуней, чем лещей?

Краткая запись

  1. Прочитать задачу.
  2. Подчеркнуть числа.
  3. Объяснить, что обозначает каждое число. (кратко, выбрать главное слово)
  4. Показать вопрос задачи.

Рыбаки вытащили сеть с 63 рыбами. Среди них было 17 лещей, а остальные – окуни. На сколько больше было в сети окуней, чем лещей?

Праздник для мам:

  1. 10 лучших цветов от класса.
  2.  Оригинальный номер.


Предварительный просмотр:

  Основной задачей школьного курса математики всегда являлось обучение решению текстовых задач.

Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей.

С начала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни. В тоже время решение задач способствует развитию младших школьников.

Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала.

Математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи.

Следовательно, научить детей владеть умением решения задачи.

В начальных классах ведется работа над группами задач, решение которых основывается на одних и тех же связях между данными и искомым, а отличаются они конкретным содержанием и числовыми данными.

 Группы таких задач называются задачами одного вида.

Работа над задачами не должна сводится к натаскиванию учащихся на решение задач сначала одного вида, а затем другого и т.д.

Все арифметические задачи по числу действий, выполняемых для их решения, делятся на простые и составные. 

Задача, для решения которой надо выполнить один раз арифметическое действие, называется простой. Задача, для решения которой надо выполнить несколько действий называется составной.

Составная задача включает в себя ряд простых задач, связанных между собой так, что искомые одних простых задач служат данными других. Решение составной задачи сводится к расчленению её на ряд простых задач и к последовательному их решению.

Таким образом, для решения составной задачи надо установить систему связей между данными и искомым, в соответствии с которой выбрать, а затем выполнить арифметические действия.

В методике работы на этой ступени выделяются следующие этапы:

1 этап – ознакомление с содержанием задачи;

2 этап – поиск решения задачи;

3 этап – выполнение решения задачи;

4 этап – проверка решения задачи.

Для того, чтобы краткая запись в максимальной степени способствовала решению задачи, нужно:

        1).    Краткую запись составлять на основе анализа текста задачи;

        2).    В краткой записи должно быть минимальное количество условных обозначений;

        3).  Количество вопросительных знаков в краткой записи должно соответствовать количеству действий в задачи;

        4).    Форму краткой записи выбирать такую, чтобы она более наглядно представляла условие задачи.

Способы анализа задачи.

        В формировании умения решать текстовые задачи велика роль правильно организованного разбора задачи. В методике обычно говорят о двух способах проведения такой работы: о разборе от данных к искомым значениям и, наоборот. От искомых (вопроса задачи) к данным (известным) значениям. Первый называется синтетическим, второй – аналитическим. Возможна их комбинация – аналитико-синтетический способ рассуждений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ

Слайд 2

Цель научить владеть умением решения задачи

Слайд 3

Группы задач нахождение целого; нахождение части; на разностное сравнение; на увеличение числа на несколько единиц; на уменьшение числа на несколько единиц; в косвенной форме.

Слайд 4

Виды задач простые составные

Слайд 5

Этапы 1 этап – ознакомление с содержанием задачи; 2 этап – поиск решения задачи; 3 этап – выполнение решения задачи; 4 этап – проверка решения задачи.

Слайд 6

Для того, чтобы краткая запись в максимальной степени способствовала решению задачи, нужно: Краткую запись составлять на основе анализа текста задачи; В краткой записи должно быть минимальное количество условных обозначений; Количество вопросительных знаков в краткой записи должно соответствовать количеству действий в задачи; Форму краткой записи выбирать такую, чтобы она более наглядно представляла условие задачи.

Слайд 7

СПОСОБЫ АНАЛИЗА ЗАДАЧИ разбор от данных к искомым значениям – синтетический; разбор от искомых (вопроса задачи) к данным (известным) значениям – аналитический; возможна их комбинация – аналитико-синтетический способ рассуждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе детского сада и школы по обучению решению текстовых задач

Проблеме преемственности в воспитании, обучении, образовании посвящено значительное число исследований.Как научить ребенка приступать к анализу задачи, составлению плана решения и только потом к ее ре...

Формирование регулятивных учебных действий при обучении решению текстовых задач

В начальной школе математика являет­ся основой развития познавательных действии, в первую очередь логических, включая планирование, систематизацию и структурирование знаний, перевод с одного языка на ...

Обучение решению текстовых задач

Основной задачей школьного курса математики всегда являлось обучение решению текстовых задач.Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей.С начала и до конца обучения в школе математиче...

Обучение решению текстовых задач.

Обучение решению текстовых задач начинается с первого класса. Они необходимы для того, чтобы сформировать у учащихся важные для обыденной жизни знания....

формирование регулятивныхУУД при обучении решению текстовых задач

В статье рассматривается понятие регулятивные универсальные действия; приемы формирования регулятивных УУД при решении текстовых задач....

Обучение решению текстовых задач

Обучение решению текстовых задач УМК "Школа России"...