Главные вкладки

    «Технология нравственного воспитания на уроках и внеклассных мероприятиях при работе с детьми ОВЗ»
    статья на тему

    Суровушкина Марина Юрьевна

    Выступление с докладом на педагогическом совете

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ped_sovet.docx18.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Технология нравственного воспитания

    на уроках и внеклассных мероприятиях

    при работе с детьми ОВЗ»

    Из опыта работы учителя и руководителя МО начальных классов ГБОУ ООШ №21

    Суровушкиной М.Ю.

    Цель:  Работать над формированием нравственной личности ребёнка с ОВЗ. 
    Задачи:
    1. Развивать  нравственно – личностные положительные качества ребёнка.
    2. Воспитывать у детей умения и навыки осмысливания своих поступков.
    3.  Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

    В настоящее время из 35,9 млн. детей, проживающих в Российской

    Федерации, 4,5%, т.е. 1,6 млн., относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.

       Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

    Специфика моей работы заключается в том, что в классе находятся дети младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся интегрировано (по заключению КЭК). В моем классе 16 человек обучаются по общеобразовательной программе, 1 человек интегрировано (VIII вид), 2 человека индивидуально, но с заявления родителей посещают занятия вместе со здоровыми детьми.

     Актуальность данной темы  является то, что в первую очередь всё наше внимание должно быть направлено на формирование ребёнка с нарушением интеллекта, как на личность, который неизбежно попадёт в среду общества. Несмотря на то, что эти дети особенные, они не будут изолированы от общества. И все знания и навыки, которые они приобретут  в школе,  им придётся применять на практике.
    Перед школой такого типа ставится очень серьёзная задача – выработать навыки у детей с ОВЗ общепринятые нормы поведения.
    Исходя из всего этого, нужно отметить, что в формировании личности  ребёнка с ограниченными возможностями интеллекта первостепенную роль играет правильная организация его жизни, труда, физического и умственного развития и воспитания, вера в реальные достижения в деятельности , соразмерные его растущим возможностям.

    Я остановлюсь на некоторых возможностях развития личности учащихся во время подготовки и проведения внеклассных мероприятий.

    Цель  внеклассных мероприятий, так же, как и  уроков - помочь ребятам осмыслить простые нормы нравственности, научить  жить среди людей.

    Нужно сказать, что внеклассные мероприятия дают возможность детям полнее раскрыться, показать такие свои качества, о которых мы порой и не догадываемся.  Скромные и застенчивые на уроках, во время театральных постановок,  выступлений на  утренниках, литературно – музыкальных композициях они кардинально меняются, у ребят  появляется чувство собственной значимости, уверенности в своих силах, что очень важно.         

    Мы все отмечаем у детей  с ОВЗ большой дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу. Дети часто не способны сопереживать, воспринимать чувства других людей, замечать красоту природы, человеческие лица. Нужно помочь ребятам разобраться в нравственных нормах, доказать, что они необходимы в человеческом общении, что следовать им несложно и приятно.

    Что, на мой взгляд, является самым важным в личности человека? Это, конечно, же, умение жить в коллективе, среди людей.

    Проводимые мероприятия  направлены на формирование у детей уважения и сострадания к личности. Их гуманистический компонент - взаимное уважение достоинства вне зависимости от различий - вот основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми. Словарь ребят пополняется словами уважение, сострадание, достоинство, деятельное сострадание, помощь, гуманность.

            Необходимо пробудить у ребят интерес и уважение к человеку, желание сострадать, сопереживать, не делать зла другим, не жалеть душевной доброты. Очень хорошо сказал об этом А.П. Чехов: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда – болезнь, бедность…»

    Часто у детей такой категории наблюдаются негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное психическое беспокойство, которые создают большие трудности их воспитания. Эти отрицательные черты – следствие не только особенностей ребёнка, но и их условий жизни, в котором воспитывается ребёнок – плохой пример со стороны родителей, отсутствие чёткого режима. Поэтому систематичность и последовательность в этом направлении создают и закрепляют у детей навыки и необходимые привычки.
    Положительный результат будет только в том случае, если совместно, сообща с родителями и только общими усилиями. Мы привыкли говорить об однобоком воспитании  детей. О том, что ребёнка должны воспитывать только детские учреждения и что это является их прямой обязанностью. Или же наоборот, ссылаемся только на семью. Такой подход к оценке деятельности школы и к оценке деятельности семьи в воспитании подрастающего поколения ведёт к появлению безответственности у родителей по отношению к собственным детям. Поэтому, и учитель, и семья являются главными ответчиками за все  удачи и неудачи, связанные с воспитанием детей.

    Воспитание, как мы знаем, проходит в длиною всей жизни.
    В своей работе в этом направлении я использую следующие формы  работы:  
    -   тематические классные часы по данной тематике;
    -  частичный охват преподавания на основных предметах (чтение, русский язык, ИЗО, живой мир), рассматривая нравственные темы;
    -  внеклассные мероприятия;
    - индивидуальные беседы, как с ребёнком, так и с их родителями – родительская приёмная;
    -  родительские собрания.
    Методы  работы:
    -  беседа;
    -  дискуссия;
    -  опросники;
    -  диагностирования.

    На протяжении учебного года мной были проведены классные часы по темам «Характер человека», «Как научиться прощать», «Учимся анализировать своё поведение в конфликтной ситуации», «Дружба и её ценности».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Необходимость логопедических занятий и их особенности при работе с детьми, имеющими интеллектуальное недоразвитие.

    В статье говорится о необходимости применения различных приемов и технологий в работе логопеда с детьми  с интеллектуальной недостаточностью с целью повышения эффективности их обучения....

    Из опыта работы "Творческо-эстетический цикл на уроках и внеклассных мероприятиях"

    Как педагога, меня особенно интересует проблема творческо-эстетического воспитания учащихся. Оно направленно на развитие у детей способности чувствовать и понимать красоту в природе, искусстве, воспит...

    Духовно-нравственное воспитание на уроках лит. чтения (из опыта работы). Внеклассное мероприятие по экологии.

    Во все века люди высоко ценили духовность и нравственность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её...

    «Формы и деятельность учителя при работе с детьми, испытывающими трудности в обучении. Рекомендации для педагогов»

    В данной работе отражены формы и деятельность учителя начальных классов со слабыми детьми в обучении....

    Статья. Тема: "Развитие творческих способностей учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях в начальной школе"

    Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения, способности – индивидуальные особенности...

    Специальные игры и упражнения для решения коррекционных задач при работе с детьми с ОВЗ на уроках в начальных классах

    Данная презентация будет полезна учителям начальных классов при решениях коррекционных задач на уроках в начальных классах....

    Доклад на тему: «Использование технологии формирующего оценивания для достижения качественных образовательных результатов при работе с детьми ОВЗ в начальных классах»

    Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся с ОВЗ. Оценка не только дает возможность уча...