Содержание и методика воспитательной работы в ГПД
статья на тему

Выступление по теме на методическом объединении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание и методика воспитательной работы в группах продленного дня

Процессы, происходящие в организме ребенка, характеризуются ритмичностью, которая оказывает благотворное влияние на его рост, физическое и умственное развитие. Рекомендованные  физиологами режимы дня для учащихся учитывают данное обстоятельство. Они предусматривают допустимые для отдельных возрастов нормы физических, умственных, а также эмоциональных нагрузок. Замечено, что неправильное чередование и дозировка труда и отдыха являются причиной возникновения разного рода расстройств здоровья и дисгармонии в развитии детей. Организация продленного дня должна благоприятствовать укреплению здоровья учащихся и их воспитанию.

        Учебно-воспитательная работа в ГПД призвана обеспечить передачу школьникам основ общественно-исторического опыта и культуры умственной, общественно-политической, нравственной, трудовой, физической и эстетической деятельности и способствовать всестороннему и гармоническому развитию их личности.

        Режим для групп, класс и школ ГПД строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Он характеризуется особым расположением урочных и внеурочных занятий в течение дня, недели и года. Его суточная структура состоит из трех главных частей: уроки, активный отдых и самоподготовка, последовательность которых такова: а) утренние часы отводятся для уроков, так как в это время организм школьников обладает высокой работоспособностью, и физиологами доказано, что именно в эти часы целесообразно сконцентрировать наиболее трудные виды деятельности; б) непосредственно после уроков, когда школьники утомлены, делается примерно трехчасовой перерыв для активного отдыха: продолжительное пребывание учеников на воздухе, прием пищи и кратковременные разнообразные занятия в помещении до начала самоподготовки рассматриваются воспитателями как необходимые гигиенические мероприятия для восстановления работоспособности; для детей 6-7-летнего возраста, если для этого есть условия, полезно устраивать дневной сон; 3) самоподготовка, которая завершает пребывание ученика в школе; время для самоподготовки не должно превышать нормы, указанной в Уставе общеобразовательной школы.

        Подобная организация жизни и деятельности учащихся в ГПД неизменно подтверждает разумность избранного распорядка дня. При строгой дозировке нагрузок, четком чередовании видов занятий достигается ритмичность всего учебно-воспитательного режима, благодаря которой у воспитанников успешно формируются жизненные ценные привычки.

        Существующий учебный план позволяет разнообразить лишь урочную деятельность учащихся как в суточном, так и в недельном режиме, но в нем не предусмотрено удовлетворение в полной мере биологических, социальных и личностных потребностей детей в активной двигательной деятельности, в общении, а также в эмоциональной разрядке.

        С переходом на режим продленного дня создаются условия для дополнения учебного плана общеобразовательными занятиями. Содержание деятельности учащихся при этом должно прежде всего удовлетворить их потребности в движении, обогащении и эмоциональной разрядке, обогатить опыт общественно-политической жизни.

        Общеразвивающие занятия, которые проходят между уроками и самоподготовкой, служат целям активного отдыха детей, вносят разнообразие в содержание их деятельности. Исследования показывают, что переход к игровым и самодеятельным формам занятий, смена поз, физические нагрузки, многообразие связей при общении, свобода проявления эмоций, новизна содержания, как правило, полностью снимают утомление, вызванное уроками.

        Богатый практический опыт рекомендует применять виды отдыха школьников, в которых доминирует двигательная активность (с различного рода физическими нагрузками), требующая динамичных поз тела. Во время занятий должны создаваться ситуации, при которых обогащаются и усложняются коллективные межличностные связи и зависимости членов коллектива, меняется качественно характер их общения. Отсюда следует, что лучше проводить занятие в обстановке, отличающейся от классной. Это не означает, что для группы необходимо иметь игровые комнаты, специальные классы для приготовления домашних заданий, хотя они были бы не лишними для улучшения работы группы. Успешный опыт многих воспитателей доказывает, что можно удачно использовать все возможности, которые представляет окружение школы. После уроков учащимся полезнее побывать на воздухе, чем в самом приспособленном помещении.

        Активный отдых школьников в паузе между уроками и самоподготовкой целесообразно организовывать в форме общеразвивающих занятий, сгруппированных в недельный цикл и проводимых регулярно раз в неделю на воздухе или в помещении. Отдых на воздухе включает в себя экскурсионные, прогулочные, спортивные,игровые занятия и физический труд. Краеведческие, правиловедческие, музыкальные занятия, а также трудовая работа, пропаганда чтения, искусствознания образуют систему отдыха в помещении. Ежедневно в ГПД проводится одно занятие на воздухе, другое в помещении. Если на первое занятие отводится до 2-2,5 часа, то на второе – от 15 до 45 минут.

        С появлением режима продленного дня появилась новая форма организации учебного процесса – самоподготовка, которая представляет собой обязательные ежедневные занятия школьников, самостоятельно выполняющих учебные задания учителей в строго отведенное время. Особенность этого вида работы заключается именно в самостоятельном выполнении полученных заданий. Если же во время самоподготовки ведется объяснение, коллективное выполнение задания, то теряется ее смысл. Характерным для самоподготовки является отказ учеников от любых видов помощи. В этом случае формируется важное для них качество личности – самостоятельность.

        Учитель, разъясняя задание на уроке, тем самым программирует успешность его выполнения на самоподготовке. Именно от него зависит,  будет ли оно трудоемкое, не приведет ли к перегрузке учеников, не вызовет ли непреодолимых затруднений. Понимание учеником задания закладывается на уроке. Нельзя воспитателя ГПД превращать во второго учителя, а самоподготовку в урок. Если ученики во время самоподготовки в ГПД  нуждаются в разъяснении заданий, стремятся прибегнуть к помощи товарищей или воспитателей, то причину нужно искать в недостатках преподавания.

        Однако эффективность самоподготовки не всегда зависит от предусмотрительности учителя. Его усилия могут быть сведены к нулю, если воспитатель ГПД не продолжит работу по подготовке детей к самостоятельному выполнению заданных уроков. Проведение досуговых занятий, мало чем отличающихся от уроков, требующих сидячей позы и постоянного нахождения в помещении, не только не устранит утомление школьников, но и приведет к его увеличению. Не принимая мер к восстановлению работоспособности учащихся, воспитатель ГПД содействует пррвалу самоподготовки.

        Важной обязанностью воспитателя является создание условий для самостоятельной учебной работы школьников. За 10 минут до ее начала педагог должен попросить всех учеников покинуть помещение и проветрит его, а по возможности провести влажную уборку.

        В 1 классе самоподготовка в прямом смысле этого слова отсутствует. В этот режимный момент проводятся разнообразные дидактические игры и тренировочные упражнения, готовящие первоклассников к дальнейшей самостоятельной учебной работе. Во 2-3 классах на самоподготовку отводится 1,5 академических часа, причем через 45 минут делается обязательный десятиминутный перерыв на отдых.

        Практика показывает, что при организации самоподготовки допускаются следующие серьезные методические ошибки:

  1. а) иногда задания выполняют с использованием классной доски, в результате чего наблюдается массовое списывание;
  2. б)воспитатели проверяют все задания учащихся группы  и выставляют отметки;
  3. в)практикуется многократное переписывание упражнений;
  4. г) воспитатели мирятся с перегрузкой учеников домашними заданиями;
  5. д) не выдерживается время окончания самоподготовки;
  6. е) самоподготовка начинается сразу после уроков, а также после обеда. Самоподготовка не должна превращаться в дополнительные занятия. В противном случае режим продленного дня не оправдает тех надежд, которые связывает с ним общество.

        Воспитателю нужно помнить, что он воздействует на учеников методами воспитания. Он не обучает, а приучает школьников выполнять свои обязанности, самостоятельно и ответственно проявлять при этом прилежание и трудолюбие. Став воспитателем группы, вчерашний учитель часто забывает, что его обязанности стали другими.

        Постоянное и организованное выполнение заданий, осуществляемое в одно и то же время, благотворно воздействует на укоренение привычки готовит уроки. Воспитатели отмечают, что в младшем школьном возрасте она формируется сравнительно быстро и обладает устойчивостью.

По оценке учителей, чьи классы перешли на режим продленного дня, учащиеся обычно активнее работают на уроках; среди них, как правило, нет неуспевающих по причине невыполнения домашних заданий. Уверенность в том, что все школьники приготовили задание, позволяет учителям значительно эффективнее организовать учебный процесс на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание плана воспитательной работы

Примерное содержание планов воспитательной работы классных руководителей....

Из опыта работы "Методика воспитательной работы с одаренными детьми"

Что же такое «одаренность» и как она проявляется в совсем маленьком ребёнке? Что заставляет родителей увидеть в малыше талант и потом искать подтверждения своего открытия у специалистов? Наиболее част...

Взаимосвязь и преемственность в содержании, формах и методах воспитательной работы учителя и воспитателя

Данная работа нацелена на выявление и обобщение педагогического опыта....

Содержание и методика работы с детьми дошкольного возраста по формированию нравственных представлений средствами сказок.

Приобщение ребенка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ре...

Проектирование содержания воспитательной работы с детьми в современной социокультурной ситуации. Создание в классе атмосферы доброты, доверия, взаимовыручки.

              Современная социокультурная среда, в условиях которой происходит становление мировосприятия современных школьников, характеризуется принципиальн...

Содержание программы воспитательной работы «Мир, в котором я живу»

Содержание программы воспитательной работы «Мир, в котором я живу»...

Обзор методик воспитательной работы.

Воспитательный процесс – самый ответственный и трудоемкий, от которого зависит не только уровень интеллектуального развития ребенка, но и его отношение к окружающей среде, психологическое и эмоц...