Главные вкладки

    Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися
    материал на тему

    Доклад

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №2»

    Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися

                                                          Выполнил: учитель начальных классов

                                                                               Наприенко О.А.

    январь

    2015 год

    В моем классе стоит большая проблема неуспеваемости учащихся, которые требуют особого внимания в процессе обучения. Набор учащихся, с которыми я сейчас работаю – это дети из неблагополучных и неполных семей, оставленные дети на второй год, ребенок с диагнозом F-...

    У детей, с которыми не разговаривают родители и не интересуются их успехами, не знают чем увлекаются их дети, что любят, не сформирован речевой навык, навык учебной деятельности, да к тому же ещё добавляется новое окружение, новый учитель и т. д. Дети от нахлынувшей на них тревожности теряются, не могут верно построить ответ, допускают множество ошибок, забывают буквы, цифры. Для преодоления этих трудностей обучения я использую упражнения на развитие психических процессов (память, внимание, речь) (приложение №1).

    Большую роль в развитии речи играют походы и экскурсии. После чего мы это все обсуждаем. Предмет разговора детям известен, понятен, поэтому и общение друг с другом обычно проходит свободно, без принуждений и напряжения. Стало очевидным, что развивать речь у детей необходимо через предмет хорошо им известный и близкий.

    Для реабилитации отстающих детей, для более успешного их самоутверждения необходимо применить приём внушения (заимствованный из опыта украинских педагогов), направив его на утверждение, что в этом классе собраны дети с нераскрытыми талантами т. д. (пример)

    Использование разнообразных дидактических игр приложение №2), связанных с активным движением – хлопками, бегом, ходьбой, бросанием мяча и т. д., вызывает у них неподдельный интерес, воспитывает положительное эмоциональное отношение к уроку. Игры стараюсь подбирать с такими приёмами и упражнениями, чтобы в них по возможности участвовали все учащиеся класса, в том числе и очень слабые. С помощью игр дети, сами того не замечая, приобретают умения считать, решать задачи, получают новые знания.

    Для развития интеллекта можно использовать разного рода головоломки, шарады, ребусы. (приложение №3). Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Вызывает интерес как сам процесс отгадывания загадок, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, через межпредметные связи, развивают и обогащают речь, способствуют развитию логического и эвристического мышления. Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разными. Из отгадок можно составить кроссворды, лото, провести игру в виде викторины, лотереи.

    В свои уроки я включаю различные игры на превращение слов. Они помогают мне развить у учеников орфографическую зоркость, позволяют предупредить некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь. (приложение №4).

    Формирование речевой деятельности у неуспевающих детей идёт очень медленно, традиционная методика здесь не поможет. Поэтому задачу развития речи детей необходимо решать на всех уроках, в том числе и на уроках математики. А также необходимо придерживаться твёрдых принципов: дети как можно больше должны говорить, а так как оценки за это не ставятся, то и страха перед двойкой у них не будет.

    Ничто так не окрыляет ребёнка, ничто так не укрепляет его веру в себя, как удача, и наоборот, ничто так не в состоянии заглушить в нём чувство самоуважения, сознание своей ценности, как часто повторяющиеся неудачи. Одним из слагаемых счастливого детства является ощущение пережитого успеха, достигнутого при преодолении трудностей, в том числе учебных.

    Успех создаёт высокий эмоциональный настрой, положительно влияет на состояние нервной системы, тонизирует весь организм.

    Вся эта работа должна идти рядом с главным трудом – учением.

    Если у ребёнка техника чтения на очень низком уровне, то это приводит к отставанию по всем предметам, тормозит развитие восприятия, понимания, воссоздания и воспроизведения читаемого текста. Ребёнку трудно ориентироваться в тексте, выделять главное, а если текст объёмный, то ребёнку трудно определить сюжетную линию. Поэтому я использую следующий приём – необходимо научить выделять главное, а потом второстепенное:

    О чём, о ком говорится?

    Что об этом говорится дальше?

    Один ребёнок задаёт вопросы, другой на них отвечает. В течение недели дети приобретают навык выделять главное в тексте. Количество вопросов должно быть не более семи-восьми.

    Проблема развития математических способностей детей – одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем обучения математике в начальных классах. (приложение №5)

    При использовании на уроках математики дидактических игр, заданий, а также следуя рекомендациям и советам, предложенным в программе, я добиваюсь повышенного интереса к учебному процессу не только неуспевающих учеников, но и класса в целом.

    В своей работе я использую опыт С. НЛысенковой. Она предлагает методику, которая является реальным средством для того, чтобы избавиться от самого большого школьного горя: от неуспевающих. Она предлагает, кроме прошлого и сегодняшнего материала, небольшими порциями давать труднейший материал, который будут проходить через пятьдесят, сто или сто пятьдесят уроков. Лучшие ученики интуитивно схватывают сложные будущие темы, испытывая интеллектуальное наслаждение, а слабые, не спеша, в многократных повторениях, постигают трудный для них материал и в конце концов усваивают его к сроку, не отставая от класса.

    Работая по методике С. Н. Лысенковой можно предупредить и провести коррекцию неуспеваемости в классе.

    Для повышения эффективности обучения, для предупреждения отставания в учёбе и неуспеваемости необходимо целенаправленно развивать познавательный интерес. Большое значение в формировании познавательного интереса у учащихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему роду учебных примеров и заданий. Этот метод создаёт в классе атмосферу приподнятости, которая возбуждает положительное отношение к учебной деятельности.

    Работу по устранению пробелов в знаниях учащихся я осуществляю на уроках, дополнительных занятиях.

    Хороший результат на уроках дает: групповая работа.

    Провожу индивидуальные беседы с учениками.

    Работа с родителями имеет огромное значение при решении проблем успеваемости. Поэтому проводя родительские собрания, я стараюсь акцентировать внимание на каждом своем ученике и дать родителям практические советы по преодолению трудностей, которые испытывают их дети.

    Рекомендации для учителей по работе со слабоуспевающими учащимися

    Для решения проблемы, связанной с неуспеваемостью, предлагаю десять правил работы с неуспевающими школьниками:

    1. Верьте в способность любого ученика, старайтесь передать и ему эту веру.
    2. Помните, что для ученика необходим период “вживания” в материал.
    3. Не торопите его, научитесь ждать.
    4. Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в изучаемую тему.
    5. Вселяйте слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем, третье – каждый индивидуально.
    6. Не воспринимайте работу с неуспевающими примитивно. Надо постоянно добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению.
    7. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изученного выбрать главное, изложить его, повторить, закрепить.
    8. Обобщение – главная составляющая любой методики.
    9. Научитесь управлять классом, сочетать фронтальную работу на уроке с индивидуальной.
    10. Помните, что через некоторое время группа слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на способных, средних и слабоуспевающих.

    Приложение 1

    Упражнения на развитие психических процессов

    1. Упражнения на развитие памяти:

     1.1. Развитие слуховой памяти.

          Упражнение1.  Учитель один раз читает следующие пары слов (а затем тройки), которые дети должны запомнить. После того как учитель закончит читать, ему следует в каждой паре произносить лишь первое слово, а задача детей вспомнить второе (третье).

    1. ФРУКТЫ – ЯГОДЫ                         ВОДА – СНЕГ

        МАШИНА – ПАССАЖИР              ЗЕРНО – КОЛОС

        ШОФЕР - АВТОБУС                       ШОКОЛАД – КАРАМЕЛЬ

        МОЛОКО - КУВШИН                     ЯБЛОКО – ГРУША

        КОРОВА - КОЛОКОЛЧИК             БУМАГА - ГАЗЕТА

    2. ШКОЛЬНИК- БИБЛИОТЕКА- УЧИТЕЛЬ

        КНОПКА-СКРЕПКА-ТЕТРАДЬ

        ЗЕМЛЯ- ЛУНА-КОСМОС

        ШЕРСТЬ-СВИТЕР-НОСКИ

        МАЛИНА-СОК-СИРОП

        МОРЕ-РЕКА-ЛУЖА

        РЕКА-ОЗЕРО-ВОДА

        ВОДА- ДОЖДЬ-СНЕГ

        МАМА-ПАПА-ДЕТИ

        СНЕГ-ГРАД- ХОЛОД

               Упражнение 2. Учитель говорит название фруктов , овощей , дети  представляют себе соответствующие картинки. После чего берут листок бумаги вспоминают и рисуют в названном порядке эти фрукты и овощи.

               Пример:  яблоко, груша, картофель, клубника, малина, морковь.

    1.2. Развитие зрительной памяти:

    Упражнение 1.   Для этого упражнения нужны палочки ( не более 10) .Их кладут на стол . Ребёнку дают мало времени , чтобы посмотреть на них. Через 1-2 секунды их накрывают листом бумаги .   

    Упражнение 2. На стол ставится несколько небольших предметов . Детям предлагается запомнить , что и в каком порядке лежит на столе. Затем они отворачиваются , а учитель меняет местами несколько предметов и предлагает отгадать , что изменилось.

       2. Развитие внимания.      

               Упражнение 1. Тренировка скорости распределения внимания, его объема и                    переключения. 

                 11    18    14    17    24

                21    20    13    25    22

                  1    12      8      3    23

                16      4      2    19      7

                  6    10    15     5       9

            Постарайтесь быстрее находить и называть вслух числа от 1 до 25.

               Упражнение 2 . Развитие концентрации внимания и его устойчивости:

            На бланке напечатаны буквы, обнаружить среди букв слова, подчеркнуть их:

           ФПИТЗМКУНЦЗНИАКОТЕЛМАРТПОМЯЧВТРПМДЫММЫЛОЩЙЬМШЦЫСОРЗЩНТСПРЖОКВИАИПШУБАЫВАННАКРТЬАМАМАОАИПСАЗШОТШМЛОРОРВБУРАНСТРАЛГПАЛКАНИООДЫРАМЕТЛАКАИОГУАВТОБУСШЫГИК

             Упражнение 3. Необходимо внимательно послушать текст и подсчитать в нем     количество слов:

    Со звуком «в»

    Воробей просил ворону

    Вызвать волка к телефону

    Воробья врачи спасли,

    В вертолет его внесли.

    Вертолет вертел винтами,

    Волновал траву с цветами.

    Со звуком «б»

    Белый снег. Белый мел.

    Белый сахар тоже бел.

    А вот белка не бела.

    Белой даже не была.

    3. Развитие мышления.

          Упражнение 1. «Лишний предмет» ( оценка образно-логического мышления, умственных операций      анализа и обобщения).

            На карточке – 4 предмета, один из них  - лишний. Необходимо объяснить, почему ребенок ребёнок думает, что можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.

           Упражнение 2. Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделяя    существенные признаки .

             Найди лишнее слово:

    1. старый, дряхлый, маленький, ветхий.
    2. храбрый, злой, смелый, отважный.
    3. яблоко, слива, огурец, груша.
    4. молоко, творог, сметана, хлеб.
    5. час, минута, лето, секунда.
    6. ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
    7. платье, свитер, шапка, рубашка.
    8. мыло, метла, зубная паста, шампунь.

    Упражнение 3. Детям предлагается рассмотреть ряды слов , которые можно объединить по какому-либо признаку.

    • ТРАМВАЙ, ЭЛЕКТРИЧКА, АВТОБУС, ТРОЛЛЕЙБУС, МОТОЦИКЛ, АВТОМОБИЛЬ.
    • СВИНЬЯ, ОЛЕНЬ, КОРОВА, ОВЦА, ЛИСА, ВОЛК.
    • СИРЕНЬ, БЕРЕЗА, ДУБ, СМОРОДИНА, ЖАСМИН.
    • ЛИМОН, ЯБЛОКО, ГРУША, СЛИВА, АПЕЛЬСИН.

    Приложение 2

    Дидактические игры.

     Игра №1. «Не пропусти профессию»

    Дети встают в круг , когда встречается название профессии, дети подпрыгивают на месте:

    ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, ЛИПА, ТОКАРЬ, СТАЛЯР, БОЛТУН, АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ, МЕЛЬНИЦА, ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД, УЧИТЕЛЬ, ПЕНИЕ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ФАНТАЗИЯ, СТРЕКОЗА, МАШИНИСТКА, ЦВЕТОВОД, ОГОНЬ, ЭКОНОМИСТ, ПИРОГ, ШУТКА, ПУЛЕМЕТ.

    Игра №2. «Назови соседей»

    Дети садятся в кружок, ведущий бросает мяч, называя числа от 0 до 30 . Поймавший называет соседей числа.

    Игра №3. «Тропинка».

    Дети идут по кругу. Если ведущий произносит «тропинка» - все дети  становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего;

    «копна» - направляются к центру круга, выставив руки вперед.

    «кочки» - дети приседают, положив руки на голову.

    Игра №4 «Синий, красный»

    Дети садятся в круг . Ведущий, бросая мяч, произносит  слово. Поймавший мяч ребёнок называет количество в этом слове :

       - гласных, если мяч красный,

       -  согласных, если мяч синий.

    Слова:

    ОКНО, ЛЕД, КНИГА, ШУМ, ЛОМ, ВОДА,ПЕРО, ШЛЯПА, КОРОВА, КОШКА, ПОЛ, ВОЛ, МЫС, РУКА, ЛИЦО, БУКЕТ, СУМКА, ЛЕС, ХЛЕБ, ЗОНТ, ЖИВОТ, КУКЛА, ШКАФ.

    Игра  №5 «Зеваки»

    Дети идут по кругу, держась за руки. По сигналу останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение.

    Приложение 3

    Игры и упражнения направленные на развитие  интеллекта.

    Упражнение №1 «Не пропусти растение».

          Дети садятся в кружок и слушают слова, которые произносит ведущий. Если       встретится название растения, то дети должны встать и сесть. Кто допустил ошибку- выбывает.

    Дорога, тигр, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, дом, машина, малина, графин, кенгуру, воробей, балет, гвоздика, музей, сосна, тапочки, лес, одуванчик, мак, кино, киви, паркет, каштан и т.д.

    Упражнение №2. «Кто больше увидит и запомнит?».

          Ведущий считает до 30 , а дети в это время находят в комнате и запоминают все предметы,  в названиях которых- 2 слога, после все называют эти предметы.

    Упражнение №3 «Внимательные руки»

          Если в слове и- поднять правую руку;

                                й-  левую, нет ни того ни другого- руки на коленях:

         лифт, ватин, йод, инженер, воробей, игра, карандаш , перо, алмаз, буйвол, вагон,      златогриивый, климат, прогулка, рассвет, аллея, байдарка, яйцо, солома, и т.д.

    Упражнение №4 «Закончи слово»

          6-10 детей встают в две шеренги друг против друга. Крайний в шеренге называет слог, стоящий напротив заканчивает слово и называет свой слог.

    Упражнение №5. «Перекличка- путанка»  

       Ведущий называет фамилии и имена детей, путая то имя, то фамилию. Дети откликаются только тогда , когда правильно названы и имя и фамилия. Кто ошибся тот выбывает из игры.

    Упражнение №6 «Четыре стихии»

         Дети садятся в кружок. Ведущий говорит слово «земля» - все опускают руки вниз, «вода» - вытянуть руки вперед, «воздух»- руки вверх, «огонь»- вращение руками. Кто ошибается , выбывает из игры.

    Упражнение №7 «Слушай и исполняй»

         Ведущий называет и исполняет 1-2 раза несколько разных движений. Дети воспроизводят движения в той же последовательности.

      РЕБУСЫ

    lмер,   Борlно, мор+lа,

    2ГРАФ, Л+ЕД, РЯ+А, 2МЕТР

    ШАРАДЫ

    Слог первый - восклицание,

    Второй - достоин порицания,

    А целое - на севере бывает

    И жителей тех мест и греет, и питает. (о-лень)

                                         

    Мой первый слог есть на лице

    Второй есть у оленя,

         Соедини их гласной,

         Получишь зверя (нос-о-рог)

                                         

    Мое начало - буква алфавита,

     Она всегда шипит сердито.

    Второго корабли боятся

    И обойти его стремятся.

    А целое весной летает и жужжит,

    То сядет на цветок, то снова полетит (ш-мель)

                                  Приложение 4

    Загадки на уроках  русского языка.

              1. Загадки

    Безударные гласные

    Отгадай загадку, проверь написание , запиши отгадку.

    Рыжая, с пушистым хвостом,                                  Два братца через дорожку живут

    Живет в лесу под кустом.                                          А никогда не видятся.

    (лиса)                                                                            (глаза)

    Парные  звонкие и глухие согласные

    Отгадай загадку. Напиши проверочное слово.

    Белая скатерть все поле покрыла.                             Два брюшка, четыре ушка

    (Снег- снега)                                                                (подушка)

    Мягкие лапки, а в лапках царапки                             Кто со шляпой родился?

    (кошка)                                                                          (гриб)

    ЖИ – ШИ

    Бегут по дорожке                                                        Где упрется хвостом,

    Доски да ножки                                                           Станет дырка потом.  

    (лыжи)                                                                           (шило)

    Странная звездочка с неба упала

    Мне на ладошку легла- и пропала

    (снежинка)

    ЧА – ЩА

    ЧУ - ЩУ

    Из горячего  колодца,                                                 Хвостом виляет,

    Через нос водица льется.                                            Зубаста, а не лает

    (чайник)                                                                         (щука)

    Голова огнем пылает,                                                 Разошлись мальчики

    Тело тает и сгорает                                                     В темные чуланчики.

    Я полезной быть хочу:                                                Каждый мальчик в свой чуланчик.

    Лампы нет я посвечу                                                   (перчатки)

    (Свеча)

    Мягкий  знак

    Мала , а никому не мила                                             В воде купался- сухим остался

    (мышь)                                                                           (гусь)

    Летом вырастают, а осенью опадают                        Сидит девица в темнице,

    (листья)                                                                         А коса на улице. (морковь).

    Никого не обижает ,                                                     В золотой клубочек    

    А ее все толкают.                                                          Спрятался дубочек.

    (дверь)                                                                            (желудь)

    Словарные слова

    Какой это мастер на  стекла нанес                         Не живая, а идет

    И листья , и травы, и заросли роз?                         Неподвижна , а ведет

    (мороз)                                                                       (дорога)

    2. Составь из слогов слова:                      

                         ПУ                                                                ЛЫ                  

    МЫ             ШИ           НА                                  ВЫ                       СНЕ

                                                                                               ЖИ                         

                                                                                  НКА                  ЛА

                                                                               

                        ДРУ                                                              МА      

    ПРУ           ЖИ            НА                                 ТИ        ШИ         НА            

                        НА                                                                НА

    Приложение 5

    Методика развития математических способностей.

       1. Игры на выявление величины и формы предметов.

            а)  Игра «Дома зверей»

                 Одинаковые по размеру картинки

                       СЛОН           КОРОВА          ЕЖ

             Для зверей требуются дома, провести дорожку от каждого зверя к дому.

          б) Сравнение лент по длине (длинная- короткая),

               Карандашей по ширине (широкий- узкий).

     2.  Количественные представления и понятия:

           Уточнение понятий : много, мало, столько же, поровну, одинаково -на счет.

     3.  Представления о числе:

    • Счет предметов в группе;
    • Счет однородных предметов, расположенных в ряд, найти цифры, обозначающие их количество;
    • Счет от 1 и т.д., в прямом и обратном порядке;
    • Счет от заданного числа до заданного ( от 2 до 8, от 10 до 7 и т.д.);
    • Сравнение чисел, какое число больше (меньше);

    4. Сравнение множеств и чисел :

           о о о о о      - где кружков больше? Меньше?

            о о о           -  в каком ряду не хватает?

                              -   как сделать, чтобы стало поровну?

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы по теме: «Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися»

    На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как  в каждом классе у меня были дети , которые требовали особого внимания...

    "Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

    Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

    ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани).

    ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани).ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИС...

    Выступление "Формы и методы работы с одаренными и слабоуспевающими детьми"

    Методы и формы работы с одаренными и слабоуспевающими детьми....

    Формы и методы работы с неуспевающими учащимися начальной школы.

    Статья содержит причины неуспеваемости учащихся начальной школы и ее профилактику....

    Выступление на педсовете"Формы и методы работы с низкомотивируемыми учащимися"

    Существует ряд форм и методов, применение которых способствует повышению мотивации к учебно-познавательной деятельности. В первую очередь это касается форм проведения урока. В этом вопросе многое зави...

    Формы и методы работы со слабоуспевающими в начальной школе.

    Статья посвящена изучению причин  неуспеваемости и подборе форм и методов  работы со слабоуспевающими....