Выступление на педсовете"Формы и методы работы с низкомотивируемыми учащимися"
материал

Рамина Екатерина Евгеньевна

Существует ряд форм и методов, применение которых способствует повышению мотивации к учебно-познавательной деятельности. В первую очередь это касается форм проведения урока. В этом вопросе многое зависит от мастерства учителя, его умения организовать учебный процесс, его творческого поиска. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_04.12.2018.docx27.18 КБ
Office presentation icon pedsovet_04.12.2018.ppt1.56 МБ
Package icon igry.zip44.49 КБ

Предварительный просмотр:

"Формы и методы работы с низкомотивируемыми учащимися"

Начать свое выступление хочу с  притчи.

Сидит у обочины старик и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним мальчик еле поспевает. Человек остановился и велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

- Что ты тут делаешь, старик?- спросил прохожий.

- Жду тебя,- ответил старик.- Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание.

- Верно,- удивился прохожий.

- Так бери с собой мудрость. Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо. Если хочешь подарить человеку лошадь, бери лучшего скакуна. Но если тебе доверили ребенка на воспитание, то верни его крылатым.

- Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать?- удивился человек.

- Тогда не бери мальчика на воспитание!- сказал старик и направил взор на небо.

Прошли годы.

Старик сидит на том же месте и смотрит в небо. Видит: летит мальчик, а за ним - его учитель. Они спустились перед стариком и поклонились ему.

- Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым? Я нашел способ… Видишь, какие выросли у него крылья!- сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.

Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

- Меня больше радуют твои перышки…

Притча наводит на мысль о том, что учитель действительно растет вместе со своим учеником. В какой бы трудной ситуации он не оказался, должен, даже обязан найти выход.

Да, учитель руководит образовательным процессом. От него зависит, какие знания получат дети. Умение передать им свои знания очень важно. Есть множество технологий обучения. А как быть, если учитель использует всевозможные технологии обучения, различные приемы и методы работы, но они не дают результатов? Никому не секрет, что нет методических разработок для работы с  детьми, имеющими низкую мотивацию к учебе, потому приходится учителю  использовать свои наработки.

Волшебное слово для работы с детьми - мотивация. Основу ее составляет потребность ребенка в чем-либо. Поэтому ответить на вопрос «Что такое мотивация?» можно так: мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения той или иной цели. Успешное обучение без мотивации невозможно. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности - оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося.


Существует ряд форм и методов, применение которых способствует повышению мотивации к учебно-познавательной деятельности. В первую очередь это касается форм проведения урока. В этом вопросе многое зависит от мастерства учителя, его умения организовать учебный процесс, его творческого поиска. Порою в результате творческого поиска рождаются интересные нестандартные формы обучения, что позволяет повысить интерес к предмету или вернуть уже утраченный.

Готовых ответов на вопросы «Что сделать, чтобы ребенок хотел учиться?» или «Как спланировать деятельность на уроке?» педагог не найдет не в одном учебнике, ни в одном методическом пособии. Он сам должен сконструировать ту схему, которая подходит именно его предмету, именно этим учащимся, именно на этом этапе изучения темы с учетом условий обучения. Но все же в практике уже существует ряд форм нестандартного проведения уроков:

  • урок-практикум,
  • урок-путешествие,
  • урок-экскурсия,
  • урок-ролевая игра,
  • урок-игра,
  • урок-аукцион,
  • урок-сказка,
  • интегрированный урок.

В 1 классе у детей не сформирован речевой навык, навык письма, навык учебной деятельности, да к тому же ещё добавляется новое окружение, новый учитель и т. д. Дети от нахлынувшей на них тревожности теряются, не могут верно построить ответ, допускают множество ошибок, забывают буквы, цифры. Для преодоления этих трудностей обучения мы используем упражнения на развитие психических процессов (память, внимание, речь).(См. приложение №1).

Большую роль в развитии речи играют походы и экскурсии, которые мы проводим. Вне школьной обстановки, когда учитель не ставит оценки и не является источником тревоги и опасений, дети пробуют себя в общении: рассказывают о своих домашних животных, о любимых играх, о телевизионных передачах – обо всем сразу и при этом не подозревают, что они уже самостоятельно высказываются на разные темы. Стало очевидным, что развивать речь у детей необходимо через предмет хорошо им известный и близкий.

Использование разнообразных дидактических игр (См. приложение №2), связанных с активным движением – хлопками, бегом, ходьбой, бросанием мяча и т. д., вызывает у них неподдельный интерес, воспитывает положительное эмоциональное отношение к уроку. С помощью игр дети, сами того не замечая, приобретают умения считать, решать задачи, получают новые знания.

Для развития интеллекта можно использовать разного рода головоломки, шарады, ребусы. (См. приложение №3). Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Форма загадок может быть различной: фронтальной, групповой, индивидуальной. Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разными. Из отгадок можно составить кроссворды.

Если разложить урок на основные элементы, то важно на каждом этапе педагогическими приемами поддерживать интерес - начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием и домашним заданием. Что хочется отметить здесь, так это то, что игровой момент, применяемый учителем на любом этапе урока, в значительной мере способствует активности мыслительной деятельности учащихся, повышает концентрацию внимания, создает условия для появления радости.

Например, такой игровой  прием выставления оценок, как «накопительная система», когда в течение урока учитель оценивает каждого ученика, поддерживает интерес к учению на протяжении всего урока. Ребенок заинтересован  как можно в  большем получении в течение урока звездочек, фишек или каких-либо других символов, выдаваемых учителем, которые в итоге урока превратятся в оценку.

А подача домашнего задания? Его также можно задавать дифференцированно – кому-то прочитать материал, кому-то еще и на вопросы ответить, кому-то просто нарисовать что-либо. Все зависит от возможностей ученика. Творческое домашнее задание (составить кроссворд для урока, подобрать картинки к теме и т.п.) также способствует повышению интереса к предмету.

Ничто так не окрыляет ребёнка, ничто так не укрепляет его веру в себя, как удача, и наоборот, ничто так не в состоянии заглушить в нём чувство самоуважения, сознание своей ценности, как часто повторяющиеся неудачи. Одним из слагаемых счастливого детства является ощущение пережитого успеха, достигнутого при преодолении трудностей, в том числе учебных. Успех создаёт высокий эмоциональный настрой, положительно влияет на состояние нервной системы, тонизирует весь организм.

Хороший результат на уроках дает:

  • групповая работа.
  • уроки юного педагога,  когда часть урока проводят сами ученики или помогают учителю.
  • проект – это общее, интересное дело, которое сплачивает ребят.

Реализация проекта – уникальная возможность социализации ребят школьного возраста, где могут проявить себя абсолютно все. Даже самые застенчивые и малоактивные дети вовлекаются в продуктивную деятельность, стремясь внести свою посильную лепту в общее дело.

Преподаватели, работающие по проектной методике, отмечают, что данный метод, несомненно, способствует повышению у детей мотивации к изучению предмета.

В своей работе я использую методику, которая помогает  избавиться от самого большого школьного горя: от неуспевающих. Эта методика предлагает, кроме прошлого и сегодняшнего материала, небольшими порциями давать труднейший материал, который будут проходить через пятьдесят, сто или сто пятьдесят уроков. Способные ученики интуитивно схватывают сложные будущие темы, испытывая интеллектуальное наслаждение, а слабые, не спеша, в многократных повторениях, постигают трудный для них материал и в конце концов усваивают его к сроку, не отставая от класса.

    Значительно способствуют желанию учиться интересные практические занятия, экскурсии, наблюдения, а также активное участие детей во внеклассной и внешкольной работе.

  Работу по устранению пробелов в знаниях учащихся мы осуществляем на дополнительных занятиях.  

     Комплексный подход к решению проблем неуспеваемости это совместная работа педагога, психолога, социального педагога, и конечно же родителей. Работа с родителями имеет огромное значение при решении проблем успеваемости. Поэтому проводя родительские собрания, мы стараемся акцентировать внимание на каждом своем ученике и дать родителям практические советы по преодолению трудностей, которые испытывают их дети.

В итоге мы пришли к таким выводам:

в работе с учащимися с низкой мотивацией к учению нужно соблюдать следующие принципы обучения:

1.        уже на начальном этапе урока заинтересовывать детей темой урока;

2.        по мере возможности в игровой форме давать задания;

3.        если дети никак не усваивают тему, значит, учитель выбрал не ту технологию обучения, не те приёмы и методы работы, не тот учебный материал;

4.        не ругать детей, а в доступной форме излагать материал, иногда даже повторно объяснить тему урока;

5.        использовать юмор в общении с детьми;

6.        использовать индивидуальные, групповые формы обучения, а также работу в парах.

Таким образом, только продуманное обучение, интересные для детей уроки способствуют осознанному усвоению знаний. Низкая учебная мотивация школьников является одной из наиболее сложных проблем современного образования. Решение данной проблемы в каждом конкретном случае зависит от конкретного педагога, способного увлечь учащихся процессом познания мира.

     

Рекомендации для учителей по работе со слабоуспевающими учащимися

Для решения проблемы, связанной с неуспеваемостью, предлагаю десять правил работы с неуспевающими школьниками:

  1. Верьте в способность любого ученика, старайтесь передать и ему эту веру.
  2. Помните, что для ученика необходим период “вживания” в материал.
  3. Не торопите его, научитесь ждать.
  4. Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в изучаемую тему.
  5. Вселяйте слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем, третье – каждый индивидуально.
  6. Не воспринимайте работу с неуспевающими примитивно. Надо постоянно добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению.
  7. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изученного выбрать главное, изложить его, повторить, закрепить.
  8. Обобщение – главная составляющая любой методики.
  9. Научитесь управлять классом, сочетать фронтальную работу на уроке с индивидуальной.
  10. Помните, что через некоторое время группа слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на способных, средних и слабоуспевающих.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с детьми со слабой мотивацией к обучению Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить К. Д. Ушинский

Слайд 3

Что же такое мотивация? Мотивация - это общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. .

Слайд 6

В.А. Сухомлинский



Предварительный просмотр:

Приложение №6

Методика развития математических способностей.

   1. Игры на выявление величины и формы предметов.

        а)  Игра «Дома зверей»

             Одинаковые по размеру картинки

                   СЛОН           КОРОВА          ЕЖ

         Для зверей требуются дома, провести дорожку от каждого зверя к дому.

      б) Сравнение лент по длине (длинная- короткая),

           Карандашей по ширине (широкий- узкий).

 2.  Количественные представления и понятия:

       Уточнение понятий : много, мало, столько же, поровну, одинаково -на счет.

 3.  Представления о числе:

  • Счет предметов в группе;
  • Счет однородных предметов, расположенных в ряд, найти цифры, обозначающие их количество;
  • Счет от 1 и т.д., в прямом и обратном порядке;
  • Счет от заданного числа до заданного ( от 2 до 8, от 10 до 7 и т.д.);
  • Сравнение чисел, какое число больше (меньше);

4. Сравнение множеств и чисел :

       о о о о о      - где кружков больше? Меньше?

        о о о           -  в каком ряду не хватает?

                          -   как сделать, чтобы стало поровну?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися»

На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как  в каждом классе у меня были дети , которые требовали особого внимания...

Выступление на Педсовете "Системно-деятельностный метод и построение системы дидактических принципов при работе со стандартами второго поколения"

В работе представлены основные задачи образования, приводятся доказательства того, как ребёнок лучше овладевает материалом, структура урока при деятельностном методе....

Формы и методы работы с неуспевающими учащимися начальной школы.

Статья содержит причины неуспеваемости учащихся начальной школы и ее профилактику....

Выступление на тему "Формы и методы работы с родителями обучающихся с ОВЗ".

               Формы и методы работы  с родителями обучающихся с ОВЗ....