Оценка без отметки – основное условие успешности младших школьников
статья на тему

Казенкова Елена Викторовна

Современное состояние развития общества требует организовать процесс обучения так, чтобы обеспечить условия для самооценки школьником своих достижений и трудностей, сформировать у подрастающего поколения способность  к самосовершенствованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для  этого необходимо изменение педагогического сознания учителей и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otsenka_bez_otmetki.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка без отметки – основное условие

успешности младших школьников

      Современное состояние развития общества требует организовать процесс обучения так, чтобы обеспечить условия для самооценки школьником своих достижений и трудностей, сформировать у подрастающего поколения способность  к самосовершенствованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для  этого необходимо изменение педагогического сознания учителей и родителей.

       Большим шагом в этом направлении стало безотметочное обучение в 1 и 2 классах. Но некоторые учителя все же ищут «кнут» и «пряник» в виде солнышек, звездочек и т.д., за которыми, по сути, стоит та же отметка.

      Выступая против отметок, С.П. Шацкий обращал внимание на то, что контроль и оценка должны  составлять основу  успешности обучения. Передовые педагоги на разных этапах развития российского образования (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.) рекомендовали изменить условия обучения так, чтобы большинство школьников учились на основе все усиливающихся познавательных интересов.

        В современных учебниках по педагогике выделяют четыре основных функции контроля: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую. Отметка же констатирует конечный результат, процент усвоения знаний, умений и навыков по конкретному учебному предмету относительно к стандарту, прописанному в программах, и не выполняет ни одной из перечисленных выше функций. «Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка – рефлексивной и прогностичной» – говорит А.Б. Воронцов. (2, с. 11)

       Ш.А. Амонашвили, И.Ю. Гутник, Г.Ю. Ксензова, Г.А. Цукерман и другие специалисты  отстаивают позиции «безотметочного обучения», понимая под этим «содержательную вербализованную оценку» и считая, что «отметки есть ложные мотивы учения школьников; отметки есть чертики в праведной жизни ребенка; отметки есть костыли хромой педагогики».

       Новое время требует от нас других выпускников. Сегодня не достаточно быть дисциплинированным  исполнителем. Наша задача – формирование самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе. Значит, и педагог должен менять себя, искать другие формы и методы воздействия на ребенка.

        Учение Л.С. Выготского о возрастной периодизации, о теории деятельности коренным образом изменило отношение к процессу обучения и оценочным действиям в нем. Так, опираясь на структуру учебной деятельности, как ведущей в младшем школьном возрасте, учителю необходимо осознавать, что внешней оценке действий ученика должна предшествовать его самооценка. Тогда такие учебные действия, как самоконтроль и самооценка, смогут благополучно формироваться. При условии решения этой  задачи в начальной школе  можно и далее смело работать над формированием  субъекта учебной деятельности.  

     Сегодня такая работа распространена в практике развивающего обучения, где все громче заявляют о необходимости переориентации контроля, направленного не на результат, а на процесс познания, ориентированного на отслеживание и коррекцию общего способа действия ребенка. Вот почему так важно не заменять отметки другими формами внешней оценки детских действий.

       Перед обновляющейся школой стоит совершенно  четкая задача: организовать процесс обучения так, чтобы  он стал для школьника одной из ведущих личностных потребностей, определялся бы  внутренним мотивом ученика. В связи с этим место, роль контроля и оценки в учебном процессе должны меняться в двух направлениях:

-   в направлении постепенной передачи контрольно-оценочных механизмов от учителя к учащимся;

-   в направлении перехода от контроля констатирующего к контролю диагностирующему, процессуальному.

       «Есть основания полагать, что формирование контроля идет от контроля над действиями других к контролю над своими собственными действиями. Второе действие, которое должно быть передано самим учащимся для самостоятельного выполнения, - это оценка, т.е. установление того, усвоено ли то или иное учебное действие. В пределах начального этапа обучения формирование двух названных элементов учебной деятельности представляет основную задачу».(3, с.276)

        Ныне действуют две системы развивающего обучения, выросшие на теории детства, разработанной Л.С. Выготским и его последователями (А.Н. Леонтьевым, А.В. Лурией и др.).  В отличие от традиционной системы,   у учащихся в развивающем обучении создается активное,  психологически сообразное проживание каждого возрастного периода, включение в ведущую в данном возрасте деятельность, а не простое накопление знаний, умений и навыков. При таком подходе учебные действия самоконтроля и самооценки имеют системообразующее значение. Сформированность этих действий у школьников в первые годы обучения даст им возможность на последующих этапах образования самостоятельно ставить перед собой не только учебные, но и личностно значимые, социальные задачи.

      «Диагностирование должно включать в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий».(2, с.46) Такой оценке пока нет места в дневниках наших школьников и в классных журналах. В программах и в календарно-тематических планах не уделяется  внимание  дифференцированной коррекционной работе учащихся, а также построению индивидуальных образовательных траекторий движения учащихся в учебном материале. Но все течет, все меняется, и кто знает, может через несколько лет это станет таким же естественным, каким сегодня для нас  является доступ к компьютеру. Ведь еще совсем недавно это было таким невероятным.

      Некоторые учителя считают, что теория далека от практики.  Да, есть и такие, но большинство уверены, что для совершенствования практической деятельности необходимо обращаться к теоретическим наработкам. Я отношу себя к их числу.

       Еще в ВУЗе мои педагоги учили: «Самооценка должна предшествовать учительской оценке.  Рассматриваться должна прежде всего динамика учебной успешности учащихся относительно их самих».  Поэтому я не спешу вводить отметку раньше времени. Пусть ребята научатся самостоятельно  видеть результаты своего труда, вырабатывать критерии оценивания различных действий. Ведь внешняя оценка (пусть и словесная) подавляет это начало.

      Сейчас я работаю по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, где технология контроля и оценки является системообразующим звеном, стараюсь как можно глубже вникнуть в теоретические наработки в этой области. Диагностические карты на каждого ученика я научилась оформлять еще со студенческих времен. Наверное, многие учителя могут сказать о себе так же.  Но почему же мы уходим от таких форм контроля? Ведь отметка не позволяет проследить динамику успешности учащихся относительно самих себя, а сравнивает одного ученика с другим, да и объективной бывает не всегда.

      Для меня контрольно-оценочная деятельность педагога заключается в коррекции и стимулировании учебной деятельности учеников, в выражении положительного  отношения к ребенку и веры в его возможности. Ведь плохому ученику терять нечего,  и постепенно он привыкает к такому «ярлыку». Но если дать ему возможность поверить в свои силы, чтобы все увидели, какой он хороший, и  ради этого   простить какую-либо мелочь, то результат превзойдет все ожидания.

      Содержательный аспект обучения можно и родителям, и самим ученикам показать и без выставления отметок. Выявить индивидуальную динамику развития ребенка и не допустить сравнения его с другими детьми совсем несложно. Достаточно отслеживать уровень выполнения стартовых и итоговых проверочных работ, текущих, тестовых диагностических заданий.

      Мы с учениками заканчиваем второй класс, вступаем в рефлексивную фазу и готовимся к публичному предъявлению своих достижений. Отбираем лучшие (по мнению ребенка) работы и оформляем их в «тетрадь достижений и открытий» (накапливаем «портфолио»).

     В течение года к проверочным работам мы составляли оценочные листы: учащиеся с помощью знаков «-» или «?» оценивали свои работы по заданным критериям (этому необходимо специально обучать) и сдавали оценочные листы вместе с работой. Я проверяла работы, не исправляя в них ничего, но в оценочном листе с помощью тех же знаков производила оценку. На следующем уроке  соотносили оценку учащегося и учителя. Затем    искали ошибки и корректировали их. Эти оценочные листы составляют часть нашего портфолио. Для родителей  выписывались набранные  детьми баллы за то или иное задание, что позволяло объективно продемонстрировать успехи ребенка. Например, за проверочную работу можно максимально набрать 12 баллов: 6 примеров (за каждый по 1 баллу), задача (1 балл – составление схемы, 1 – балл верное решение- всего 2 балла) и 4 уравнения (за каждое  по 1 баллу). Выставляется максимальное количество баллов и то, которое набрал ребенок:

               МАКС.                    ФАКТ.                           %

                 12 б.                       6 б.                           50 %    

      Если такая работа ведется систематически, то родителям легко представить картину успеваемости ребенка. Из записи видно,  какие задания вызвали затруднения,  и понятно, над чем надо еще поработать.

Пример записи результатов итоговой   работы по математике.

 1-й класс.

       

I

II

II

III

МАХ

12 б.

Иванов Петя

2

1

1

2

6

Петров Ваня

4

1

1

4

10

6 примеров

типа 12- 4; 9+7

задача (схема)

задача (решение)

4 уравнения

Итого

   

       Таким образом учителю легко фиксировать результаты работы,   формирование сквозных умений:

Основные умения

Начало года

Конец года

Динамика

Умение выделять корень

34

28

25

65

21

-

Положительная

Владение способом проверки безударных гласных в корне слова.

48

32

-

49

30

-

Без изменений

      Итак, достижения каждого ребенка и класса в целом можно рассматривать только в динамике и по отношению к собственным достижениям на предыдущей стадии обучения. Предметом контрольно-оценочной деятельности учителя должны стать в начальной  школе   действия самоконтроля и самооценки.

     Эта работа требует от учителя творческого подхода, дополнительного времени и сил, но это так интересно: ты учишь детей, а они тебя. В результате такой работы контроль и оценка  становятся для ребенка осмысленным действием по  самоизменению и самосовершенствованию.

Литература:

1.Амонашвили Ш.А.   Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980 г.- 180 стр.

2.Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной   деятельности. (Образовательная система Д.Б. Эльконина -                       В.В.  Давыдова). М., 2003 г. – 150 стр.

3.Эльконин Д.Б.  Избранные психологические труды.  М., 1991 г. –         258 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация ученика - основное условие успешного обучения

Родительское собрание для родителей учащихся 2-х классов. Знакомство с понятием "учебная мотивация". Ознакомление с результатами диагностики учебной мотиваций учащихся, а также рекомендации по повышен...

Мотивация учения – основное условие успешного обучения.

Успешность учебной деятельности, качество образования, в конечном счёте зависит от внутренней мотивации учащихся. Внутренняя мотивация характеризуется интересом к процессу обучения и его результату, с...

Презентация: "Мотивация учения - основное условие успешного обучения"

Это  презентация. Выступление на педсовете. Есть яркие фотографии моих учеников  на тему школьной жизни....