Технология оценивания образовательных достижений
методическая разработка на тему

Спиридонова Валентина Федоровна

Выступление на районном методическом объединении.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Спиридонова В.Ф. – учитель нач.кл. МБОУ «СОШ№2» г. Тарко-Сале Пуровского района. Выступ ление на районном методическом объединении.

Слайд 2

А.С. Экзюпери Когда мне было шесть лет, взрослые внушили мне, что художника из меня не получится, и я ничего не научился рисовать…

Слайд 3

Цель Обеспечить на этапе контроля реализацию принципов развивающей личностно ориентированной Образовательной системы «Школа 2100»

Слайд 4

Задачи определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний; развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.

Слайд 5

Технологический пакет рабочий журнал учителя в Образовательной системе (перечень правил, таблицы требований, процедура внедрения и т.д.); дневники школьника для начальной и основной школы; сборники проверочных и контрольных работ по основным предметам, в которых задания будут соотнесены с уровнями успешности и умениями, входящими в таблицы требований; электронные приложения к учебникам, включающие электронные проверочные работы и электронный журнал.

Слайд 6

Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания. Поэтому она описывается в виде правил действия для каждого вида случаев: «что оценивать», «кто оценивает», «когда оценивать», «где фиксировать результаты», «по каким критериям оценивать».

Слайд 7

7 правил технологии оценивания Что? Все! Но отметка за решение задачи. Кто? Ученик + Учитель в диалоге. Сколько? Одна задача- одна отметка Где? В таблице требований. Когда? Текущие- по желанию, тематические- обязательно ( + право пересдачи). Как? По критериям уровней успешности ( с переводом в любой тип отметок) . Итоговые? Среднее арифметическое за учебный модуль.

Слайд 8

1-е правило. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты  предметные, метапредметные и личностные. оценка отметка Это словесная характеристика результатов действия («молодец», «оригинально», «а вот здесь неточно, потому что…»). Это фиксация результата оценивания в виде знака принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые цветовые и другие обозначения). Можно оценивать любое действие ученика (а особенно успешное): удачную мысль, высказанную в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д. Ставится только за решение продуктивной учебной задачи , в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат.

Слайд 9

2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена

Слайд 10

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик) 1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3-й шаг. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с чьей - то помощью (кто помогал, в чем)? 5-й шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания? 6-й шаг. Каков был уровень задачи, задания? – Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только давно полученные знания? ( Необходимый уровень .) – В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны прежние знания в новой ситуации, либо нам нужны новые только сейчас получаемые знания)? ( Программный уровень .) – Такие задачи мы никогда не учились решать или же использовались правила и факты, которые мы на уроках не изучали? ( Максимальный уровень .) 7-й шаг. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу. 8-й шаг . Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи отметку, которую ты себе поставишь.

Слайд 11

3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач. 4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений». Обязательно (минимум): за метапредметные и личностные не персонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно), за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно). По желанию и возможностям учителя (максимум): за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.

Слайд 12

5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно. 6-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности. Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи . Повышенный уровень ( программный)- решение нестандартной задачи. Максимальный уровень (необязательный)  решение не изучавшийся в классе «сверхзадачи» , для которой потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения.

Слайд 13

Уровни успешности 5-тибальная шкала Не достигнут необходимый уровень Не решена типовая, много раз отработанная задача «2» – ниже нормы, неудовлетворительно Необходимый уровень («хорошо») Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания «3»  норма, зачёт, удовлетворительно. Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой ) «4»  хорошо. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) Повышенный (программный) уровень(«отлично») Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации «4+»  близко к отлично . Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью ). «5»  отлично. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) Максимальный (необязательный) уровень («превосходно») Решение задачи по материалу, не излучавшемуся в классе, где потребовались либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые умения. «5+» Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) « 5 и 5»  превосходно. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Слайд 14

7-е правило . КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ/ОТМЕТКИ? Предметные четвертные оценки-отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

Слайд 15

Источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://pedsovet.su/



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение        

«Средняя общеобразовательная школа №2»                                                        г. Тарко-Сале Пуровского района

Технология оценивания образовательных достижений.

Выступление на районном методическом объединении

Спиридонова Валентина Фёдоровна

30.08.2014


 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Тарко-Сале Пуровского района

                                                                                Спиридонова Валентина Фёдоровна,

                                                                                 учитель начальных классов 

Технология оценивания образовательных достижений.

  2 слайд.                                                  Когда мне было шесть лет, взрослые внушили мне,

                                                                 что художника из меня не получится,

                                                                 и я ничего не научился рисовать…

                                                                                                                      А.С. Экзюпери

          Вопросы об оценки деятельности, как отдельной личности, так и общества всегда были и остаются приоритетными для человечества.

Любое действие человека или государства приобретает статус только после его оценки. Если оценка хорошая, то действие изначально было правильным, если оценка плохая, то нет. Скажите, есть ли среди вас человек, который, совершая какой-либо поступок рассчитывал на его негативную оценку со стороны окружающих? Наверное, только в крайних случаях.

Хорошая оценка дает человеку «крылья», плохая заставляет задуматься, дает возможность исправить совершенные ошибки. Это жизнь каждого человека, детство которого непременно было связано со школой. Сформировавшийся в детстве уровень самооценки личности, оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь.

          Оценивание является одним из основных этапов образовательного процесса.  С его помощью выполняются следующие функции: диагностическая, обучающая, организующая и воспитывающая. Оценивание определяется учебными целями, и в то же время, корректировка их, влияет на постановку новых целей. При этом необходимо учитывать личностные цели школьника, которые являются важным средством управления его познавательной деятельностью.

Если изначально цели учителя и ученика не совпадают, это приведёт к серьёзным педагогическим просчётам, отчуждению ученика от процесса оценивания, снижению мотивации, а в итоге к его дезориентации.  Поэтому приходится выбирать формы и методы организации учебного процесса, обеспечивающие сближение целей учителя и ученика, что приводит к поиску новых технологий обучения и, в частности, оценивания.

Новая система оценки ставит перед учителями ряд конкретных вопросов: Что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итоговую оценку? 
В Образовательной системе «Школа 2100» задались этими вопросами много лет назад, когда была разработана и апробирована 
технология оценивания учебных успехов (образовательных достижений) - ТОУУ. 
Технология оценки учебных успехов (достижений)  была разработана в рамках эксперимента Российской Академии образования в 2004-2007 годах под научным руководством академика РАО, доктора психологических наук Д.И.Фельдштейна,  и утверждена заключением РАО. Координатор проекта -  Дмитрий Даимович Данилов. Вот оценка, которую дали специалисты РАО ТОУУ: «В Образовательной системе «Школа 2100» … разработана модель контроля и оценивания успехов школьников на разных этапах образовательного процесса. Основными составляющими новой технологии оценки учебных успехов являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки; фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований; дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности».

3 слайд. Цель новой технологии – обеспечить на этапе контроля реализацию принципов развивающей личностно ориентированной Образовательной системы «Школа 2100».

4 слайд. Основные задачи новой технологии:

– определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть насколько обучение соответствует современным целям образования;

– развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;

– мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.

5 слайд. Технологический пакет включает:

 - рабочий журнал учителя в Образовательной системе

(перечень правил, таблицы требований, процедура внедрения и т.д.);

- дневники школьника для начальной и основной школы;

- сборники проверочных и контрольных работ по основным предметам, в которых задания будут соотнесены с уровнями успешности и умениями, входящими в таблицы требований;

- электронные приложения к учебникам, включающие электронные проверочные работы и электронный журнал.

6 слайд. Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания. Поэтому она описывается в виде правил действия для каждого вида случаев: «что оценивать», «кто оценивает», «когда оценивать», «где фиксировать результаты», «по каким критериям оценивать».

 7 слайд.  7 правил технологии - оцениваем:

Что? Все! Но отметка за решение задачи.

Кто?  Ученик + Учитель в диалоге.

Сколько?  Одна задача- одна отметка

Где?  В таблице требований.

Когда? Текущие- по желанию, тематические- обязательно ( +  право пересдачи).

Как? По критериям уровней успешности ( с переводом в любой тип отметок) .

Итоговые? Среднее арифметическое за учебный модуль.

Описание этапов введения правил (время перехода от одного этапа к другому

определяет сам учитель.)

Этап I.

 8 слайд. 

1 - е правило (различение оценки и отметки). Учитель и ученики привыкают различать оценку любых действий и отметку за решение учебной задачи.

В 1-м классе вместо отметок используется только положительная и не разделяемая по уровням фиксация в рабочих материалах учителя.

 9 слайд.

2-е правило (самооценка). Дети учатся оценивать свои действия по алгоритму, сначала без разделения на уровни успешности.

Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

10 слайд.

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик)

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с чьей - то помощью (кто помогал, в чем)?

5-й шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?

6-й шаг. Каков был уровень задачи, задания?

– Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только давно полученные знания? (Необходимый уровень.)

– В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны прежние знания в новой ситуации, либо нам нужны новые только сейчас получаемые знания)? (Программный уровень.)

– Такие задачи мы никогда не учились решать или же использовались правила и факты, которые мы на уроках не изучали? (Максимальный уровень.)

7-й шаг. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.

8-й шаг. Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи отметку, которую ты себе поставишь.

11 слайд.

3- е правило (одна задача – одна оценка). Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решенную задачу в отдельности, а не урок в целом. Начиная со 2-го класса определяется отметка за каждую учебную задачу.

4-е правило (таблица требований). Учитель начинает работать с таблицей требований пока без учеников. После проведения проверочной работы учитель выставляет отметки за каждое из заданий в таблицу требований (в свои рабочие материалы). Отметки в таблицу требований выставляются по той шкале, которая принята в данном классе (например, 5-балльная шкала). Эти данные используются для отслеживания того, как каждый ученик справляется с программными требованиями (насколько он успешен).

Если учитель не находит возможности и времени для введения в свою работу других правил, можно остановиться на достигнутом. По всем остальным вопросам сохраняются традиционные правила оценивания:

5-балльные отметки, традиционное выставление всех отметок в официальный журнал и т.д. Таким образом, использование этих минимальных правил не требует от учителя официального оформления перехода к новой технологии. В этом случае ученики приобретут умение самооценки, некоторые качества контрольно-оценочной самостоятельности.

Администрация, учитель и родители смогут отследить реальные успехи и достижения каждого ученика, а также увидеть, над чем ему необходимо работать в дальнейшем. Однако, поскольку используется не весь набор правил, показатели уровня комфортности обучения и осознанности отношения детей к учебной деятельности изменятся незначительно.

Этап II.

2-й класс (этот этап возможен и в любом следующем классе).

Вводится в полном объеме 4- е правило (таблицы требований). Не только учитель, но и дети учатся определять, какое умение потребовалось в ходе решения задачи. В таблицу требований можно уже выставлять не только отметки за задания проверочных работ, но и за задачи, решенные в ходе текущего контроля (на других уроках).    

     

12 слайд

Этап III. 3- й класс (на этот этап можно перейти и в другом классе).

Дополнительно вводится 5-е правило (право отказа и право пересдачи) 

Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.

За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.

и 6-е правило (уровни успешности).

Критерии трёх уровней успешности универсальны для всех ситуаций оценивания.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, когда используются отработанные действия и усвоенные знания - «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи − действие в новой, непривычной ситуации и (или) использование новых знаний по только изучаемой теме - «отлично».

Максимальный уровень (Необязательный) - решение задачи по материалу, не излучавшемся в классе − «превосходно».

Учитель и дети учатся определять уровень задания и уровень успешности по определенным признакам. При этом ученик привыкает к ответственности за свой выбор: он может попросить поставить полученную отметку или пересдать задание проверочной работы. Таким образом, дети учатся определять тот уровень, на котором они могут и хотят заниматься на данный момент.

 

13 слайд.

 14 слайд.

Учитель начинает применять 7-е правило (определение итоговой оценки и отметки). Ученики еще не участвуют в применении этого правила, но оно может быть им разъяснено.

Как определять итоговые оценки?

Предметные четвертные оценки-отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и мета предметных результатов.

Этап IV. 4-й класс (на этот этап можно перейти и в другом классе).

Мы даем возможность детям самостоятельно выводить свою итоговую оценку, высчитывать свою итоговую отметку.

Таким образом, если используется полный набор правил, учителю необходимо будет документально оформить переход к новой технологии, большинство отметок (соотнесенных с уровнями успешности) будет выставляться в таблицах требований (в рабочих материалах учителя и в дневниках школьников). В официальном журнале, помимо названий, изученных тем и посещаемости, будут фиксироваться только итоговые отметки. Все это, как показал эксперимент, позволит не только развить у учеников умение самооценки, но и заметно снизить показатели уровня тревожности в ситуациях «предъявление себя», «отношения с учителями», «боязнь неуспеха». Заметно возрастет сознательное отношение учеников к учебной деятельности, понимание целей обучения.

Неслучайно эпиграфом к своей статье я выбрала строки из «Маленького принца». Ведь так часто взрослые люди, не придавая значения своим действиям, уничтожают стремление ребенка к творчеству, внушают ему страх быть неправильно понятыми. Значит ли это, что не стоит критиковать учащихся – нет! Именно учитель и должен помочь осознать ученику, что отрицательная оценка, это не наказание, а показатель неправильных действий, естественно под силу это только грамотными, думающими педагогами.

Оценивание – это не тест на определенном отрезке обучения и не тест завершающий процесс обучения и учения. В первую очередь, оценка — это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. От оценки зависит вся наша ориентировочная и вообще любая деятельность в целом. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели.

         Литература и источники.

  1. Данилов Д.Д. «Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)». www.school2100.ru/school2100/nashi.../tehnologiya_ocenivaniya.pd.
  2. Негорожина Н.А. Технология оценивания образовательных достижений в начальной школе.

http://alexandrs2.ucoz.ru/load/tekhnologija_ocenivanija_obrazovatelnykh_dostizhenij_v_nachalnoj_shkole_av_tor_negorozhina_n_a_uchitel_nachalnykh_klassov/1-1-0-14

  1.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме:" Технология оценивания образовательных достижений"

в презентации представлена система оценивания, разработанная Даниловым Д.Д.( программа "Школа 2100")...

Технология оценивания образовательных достижений

Презентация "Технология оценивания образовательных достижений (учебных умений)....

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

Введение технологии оценивания образовательных достижений в школе I ступени как средство развития оценочной самостоятельности младших школьников (обобщение опыта)

Презентация:"Введение  технологии оценивания образовательных достижений  в школе I ступени  как средство развития  оценочной самостоятельности  младших школьников". (обобщение...

Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

          В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый.    Система ...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8)....